Идиоты с большой дороги
Кто убил первого зампреда ЦБ
Убийство первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова прозвучало громом среди ясного неба: от громких заказных убийств у нас уже начали отвыкать. Неудивительно, что эксперты и, в особенности, журналисты принялись говорить достаточно странные речи (в том числе, и при описании того, что, собственно говоря, произошло).
А вот в чем едва ли не все комментаторы сходятся – так это в оценке личности покойного: о Козлове все с редкостным единодушием отзываются исключительно благожелательно. «Профессиональный отличник» был человеком умным, мягким, скромным – и при этом весьма компетентным и принципиальным. Принципиальность, похоже, и стала причиной трагедии.
Впрочем, мы пишем не некролог, - а потому перейдем к анализу ситуации. Что же, все-таки, произошло вчера на улице Олений вал?
А произошло нечто не просто шокирующее, а очень странное. Федеральных чиновников такого уровня в новейшей истории России не убивали еще никогда. Даже в бурные 90-е: история с взрывом автомобиля замминистра финансов Андрея Вавилова относится к другому жанру (своего рода, предупреждение – но и не более). «Власти брошен наглый вызов», - сказал сегодня Анатолий Чубайс, и к этой точке зрения присоединяются почти все комментаторы. Другой вопрос – ставилась ли теми, кто заказывал и организовывал покушение, подобная задача? Наверное, нет (если не принимать во внимание совсем уж конспирологические версии, типа «чекистского следа»)
Судя по всему, заказчики ничего подобного в виду не имели. Честно говоря, складывается ощущение, что люди и вовсе вышли из летаргического сна, продолжавшегося лет пять-десять, и вздумали «порешать вопросы» в духе 90-ых.
Иными словами, очень похоже на то, что официальная версия («заказчики - представители одного из «обнальных» банков, прижатого к ногтю покойным Козловым») становится и впрямь наиболее реальной: кто-то очень не хотел лишиться банковской лицензии (версия «мести» за уже аннулированную лицензию менее вероятна: подобное, по преимуществу, проходит по жанру кинобоевика). «Чекистский след» все же слишком пахнет конспирологией – даже в случае «промежуточного» варианта («развели банкиров втемную»).
Но тогда требуется существенное уточнение. Не просто банкиры. Не просто банкиры-обнальщики. А какие-то совершеннейшие раритеты из конца прошлого века, полные отморозки. Из той породы, которая и спустя десять лет не откажется от массивной «голды», а то и малинового пиджака. Не умеющие, похоже, просчитать результаты своих действий буквально на два-три хода вперед.
В первую очередь, потому, что вероятность того, что заказчики будут найдены, в данном случае очень сильно отлична от нуля. Ну, насчет «взятия дела под личный контроль» особо обнадеживаться не следует (знаем, плавали). Но уж больно узок круг подозреваемых, и при нынешнем ажиотаже в правоохранительных структурах – могут сгоряча и найти.
А во вторую – потому, что «карманным банкам», по существу, подписан приговор. Есть и политическая воля, и, похоже, общественная санкция – и теперь упромысливание мелких (а то и средних) банков примет масштабы, не идущие ни в какое сравнение с деятельностью Андрея Козлова. Есть четкое ощущение, что банкирам теперь покажут такую Вертикаль Власти, что мало не покажется. Хотя, конечно, отморозков такие тонкости едва ли интересуют.
В голову как-то на редкость некстати приходит аналогия с историей почти двадцатилетней давности – о том, как предприниматель Артем Тарасов заплатил на какую-то совершенно неимоверную сумму партийных взносов (в КПСС). Тарасов получил неплохой пиар, но для самого нового бизнеса этот пиар обернулся тяжелым ударом (если угодно, «подставой»). Именно тогда, похоже, на нарождающихся капиталистов впервые всерьез обратили внимание налоговые органы. И, так сказать, «уж обратили, так обратили»: на полтора десятка лет в стране установился налоговый режим настолько драконовский, что альтернатив «уходу в тень» практически не оставалось. Одной из самых модных и престижных специализаций первой половины 90-ых стала пресловутая обналичка. Не брезговали ей (иногда – сами, иногда – через дочерние структуры) и вполне серьезные банки, названия которых были на слуху.
Сейчас налоговый климат достаточно ощутимо изменился. В своеобразную моду входят даже белые зарплаты – во что еще лет пять назад было бы трудно поверить. Но рынок «обнала-отмыва», разумеется, по-прежнему работает. С этим рынком боролся Андрей Козлов – и это, похоже, его и погубило. Впрочем, при любых раскладах, очевидно одно: новый первый зампред ЦБ будет проводить ту самую жесткую политику в отношении малых и средних банков. Так что панические настроения, царящие нынче в среде банкиров и финансистов, вполне оправданы.
ит аутсорсинг москва
|