GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Острое респираторное заболевание
Автор: Игорь Михайлов
Дата: 25.07.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/782907/
Острое респираторное заболевание

Послесловие к саммиту СНГ

Через пару дней после завершения саммита G8 в Стрельне в Москве состоялся неформальный саммит глав государств СНГ. О его итогах почти ничего не писали. Возможно, потому, что интриги оказалось достаточно и без содержательной части.  Четверо президентов отказались приехать. Ющенко был занят - пытался сформировать правительство. Саакашвили  правительство, напротив, расформировал, сначала отправив в отставку министра по урегулированию конфликтов Хаиндраву, а потом и весь кабинет. Туркменбаши заявил, что он в отпуске, и этому никто не удивился: Ниязов игнорирует каждый саммит СНГ. Кочарян сказался больным. По сообщению пресс-службы президента Армении, врачи констатировали у Роберта Кочаряна острое респираторное заболевание верхних дыхательных путей, в просторечии – простуду. Именно Армения считается главным стратегическим партнером России на Южном Кавказе, и потому решение Кочаряна можно считать  дипломатическим демаршем. Наверное, аналитикам стоило поразмышлять о будущем СНГ, исходя из простуды армянского президента: если послушный союзник вместо того, чтобы лезть с поцелуями, чихать хотел на саммит, это что-то да значит.

Согласно анонсу, лидеры стран СНГ должны были обсудить пути реформирования своей организации. Скорее всего, они намеревались сделать это в первый же день, за обедом в ресторане "Причал", что на Рублево-Успенском шоссе, неподалеку от Жуковки. Потому что второй день был отведен для участия в скачках на приз президента РФ на Центральном московском ипподроме. Но отказ сразу четырех президентов от участия в саммите  обессмыслил всю аналитику про реформирование СНГ. Или, напротив, сделал это реформирование весьма наглядным.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, молдавский президент Воронин, киргизский  президент Бакиев, президент Азербайджана Ильхам Алиев - вот как выглядел неформальный саммит СНГ 21-22 июля. 

Если исходить из того, что Россия нужен СНГ как строительный материал для нового СССР, то отказ от участия в саммите Саакашвили, Кочаряна, Ющенко и даже Ниязова следует считать срывом мероприятия, серьезным сигналом и вообще началом конца. Но на деле Россия давно уже подходит к СНГ прагматически, а не романтически - к тому вынуждают обстоятельства, и не только они. В этом контексте версия, что Саакашвили не приехал  в Москву не из-за роспуска грузинского правительства, а потому, что ему было отказано в двусторонней встрече с Путиным, говорит о том, что президент Грузии тоже подходит к СНГ прагматически, а не романтически, ибо непрекращающиеся реляции о скором выходе Грузии из СНГ имеют к прагматике весьма опосредованное отношение и пригодны лишь как инструмент грузинской внутренней политики. Западу так услужить тоже трудновато: СНГ Западу как политическая и экономическая организация не мешает.

Украина, говоря об СНГ как о неэффектиной организации, оставляет эту риторику за дверью, когда речь заходит о конкретных экономических аспектах. Вместе с тем экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах недавно назвал Содружество «консультативно-политическим органом, который утратил свое экономическое содержание». Ибо те экономические проблемы, которые существуют между Украиной и Россией, существуют вне поля СНГ и решаются (или не решаются) вне этого поля. Поэтому, посети Ющенко Москву, его визит имел бы смысл, лишь если бы состоялась его двусторонняя встреча с Путиным. То же касается и президента Молдавии Воронина, который приехал и, судя по всему, встреча состоялась, ибо на нее долго намекала воронинская пресс-служба: мол, президент Молдавии намерен обсудить с Путиным  вопрос Приднестровья.

В конце концов, даже антироссийский простудный демарш Кочаряна выглядит при  ближайшем рассмотрении не таким уж антироссийским. Чем множить конспирологические сущности без надобности, лучше пристальнее вглядеться в контекст. Незадолго до саммита один из споксменов официального Баку высказался в том смысле, что двусторонней встречи между Кочаряном и Алиевым 21-22 июля в рамках саммита не планируется, но если она все же состоится по инициативе президента России Владимира Путина, то Баку возражать не станет. Но Кочарян решил не злоупотреблять путинским стремлением придать новый импульс армяно-азербайджанскому диалогу. Этим, а не намерением Армении выйти из СНГ, и объясняется его дипломатический насморк. Сегодня министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил журналистам, что никакой встречи Кочаряна и Алиева на саммите не планировалось и слухи на этот счет не соответствуют действительности. Здоровью президента Армении более ничто не угрожает. «Я говорил сегодня с президентом по телефону , у него все еще немного хриплый голос , тем не менее, считайте, что он почти выздоровел»,- сказал Осканян.

Словом, крупных интриг нет - одни мелочи. Ни на какие колективные решения саммит СНГ не замахивается, он и впрямь годится лишь для того, чтобы президенты могли вместе пообедать в ресторане да поглядеть на скакунов, правда, не имея возможности наслаждаться обществом самого большого любителя лошадей - Сапармурада Ниязова. Демонстрировать экономическое или, тем более, политическое единство в такой обстановке и не надо. И хорошо, что оно никак не было продемонстрировано. Потому что с экономическим и, тем паче, политическим единством есть некоторые проблемы. Минул всего день, и другой важный союзник России - Александр Лукашенко - встретился в Минске с Уго Чавесом. Чавес предложил Лукашенко создать "боевую команду", Лукашенко выразил уверенность в перспективе сотрудничества и ответил: "Мы можем создать какую угодно команду, у нас нет закрытых тем для сотрудничества с Венесуэлой". Какое уж тут СНГ. Лучше бы Лукашенко, как и Кочарян, простудился. И не приезжал в Москву.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.