Касьянов и Каспаров в гостях на съезде НБП
«Другая Россия» оказалась совсем не либеральной
11 июля 2006 года в московской гостинице «Ренессанс» при большом стечении прессы и иностранных гостей открылся очередной съезд Национал-большевистской партии (НБП). В этот раз девизом съезда стало название программной книги лидера НБП Эдуарда Лимонова – «Другая Россия». Сам вождь партии появился в гостинице, как и полагается вождю, последним, с небольшим опозданием и в сопровождении четырех охранников. Побеседовав с активистами партии, отвечающими за безопасность проведения съезда, лидер НБП проследовал в зал.
Многие делегаты съезда по разным причинам в гостиницу «Ренессанс» не попали, но все же выступили – посредством видеообращений. Заместитель Эдуарда Лимонова Владимир Линдерман, накануне решением Кузьминского райсуда Москвы выдворенный из России, рассказал о «войне без оружия» - ненасильственном сопротивлении существующей власти. Активистка НБП Ольга Кудрина, разыскиваемая по делу «нацболов-альпинистов», рассказала о жизненных трудностях скрывающегося от правоохранительных органов человека. Выступления Кудриной и Линдермана сопровождались наиболее бурными аплодисментами аудитории.
На съезде НБП среди гостей присутствовали лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов, депутат Госдумы Владимир Рыжков, бывший председатель правительства РФ Михаил Касьянов, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, бывший помощник президента РФ Георгий Сатаров, политтехнолог Марина Литвинович, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава Союза журналистов РФ Игорь Яковенко, лидер петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник и другие, а также заместители госсекретаря США Дэн Фрид и Барри Лоуенкрон, посол Великобритании в РФ Энтони Брентон, посол США в РФ Уильям Бернс и ряд других иностранных гостей, посчитавших своим долгом посетить съезд Национал-большевистской партии.
Строго говоря, формально все было не совсем так. Формально организаторами конференции «Другая Россия» были как раз Гарри Каспаров и Георгий Сатаров. Именно к ним приехали Фрид и Лоуенкрон, Бернс и Брентон. В свою очередь, Лимонов и Линдерман, как и другие участвовавшие в конференции нацболы, были обыкновенными делегатами «Другой России» - наряду с упомянутыми Касьяновым, Рыжковым, Анпиловым, Яковенко, Резником и другими. А нацболы, не получившие делегатских мандатов, обеспечивали безопасность конференции в скромном качестве ассистентов профессионального ЧОПа, нанятого организаторами. Так все было формально. Но только формально.
На самом деле – и Лимонов прохаживался по гостиничному вестибюлю с гораздо более хозяйским видом, чем формальные организаторы конференции, и видеообращению Линдермана аплодировали гораздо сильнее, чем тоскливой речи какого-нибудь Сергея Адамовича Ковалева, и выставочный стенд НБП с портретами «политзаключенных» выглядел гораздо привлекательнее, чем, скажем, стенд движения «За права человека» с опереточной «картой пыточных колоний России». И координатор «Другой России» по связям с прессой Наталья Морарь, накануне аккредитовавшая на конференцию журналистку газеты «Взгляд», беспомощно хлопала ресницами, глядя на то, как нацболы с бейджиками «Служба безопасности», заломив этой журналистке руки, выволакаивают ее из зала (заодно досталось девушке из «Ведомостей», вступившейся за коллегу) с криками «Здесь тебе не Госдума».
Придуманная Каспаровым и Сатаровым конференция стала не общим форумом всей «несистемной» оппозиции, как предполагалось, а подлинным бенефисом НБП – при том что это был не традиционный для лимоновской партии «ненасильственный захват», нацболы действовали строго в рамках отведенной им роли. Просто либералы надеялись, что на их блестящем фоне НБП станет таким экзотическим дополнением ко всебщему разноцветью, к ста цветущим цветам. Все почти так и получилось. Вот только фон подкачал – вместо цветущего разнообразия – серая монотонная бубниловка на бесконечную тему «попираемой демократии» и прочих уникальных журналистских коллективов. И на этом фоне – НБП, деловито захватывающая политическое пространство – пока только на конференции. Кто виноват, что среди сотен делегатов и гостей не нашлось хотя бы одного, кто бы дал по морде лимоновскому «охраннику», выкручивавшему руки молодым журналисткам? Кто виноват, что названием конференции стал старый лимоновский лозунг? Кто виноват, что горстка маргиналов присвоила себе, в общем-то, совсем не плохие обозначения «либералы» и «демократы» и, прикрываясь этими словами, мусолит единственное «когда мы придем к власти»?
Сон разума рождает чудовищ. Сон разума давно стал хронической болезнью российских политиков, именующих себя либералами. Чудовища ждать себя, как видим, не заставляют. «Вы слышите? Грохочут сапоги…»
|