GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Спорт - уже не война, но все же мерило важное
Автор: Петр Ильинский
Дата: 27.02.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/780404/
Спорт - уже не война, но все же мерило важное

На Олимпиаде победило первое постсоветское поколение

Олимпиада закончилась блистательным, поистине итальянским спектаклем. Но будем честны – за 16-дневными соревнованиями жители Земли следили не ради лицезрения красот, демонстрации олимпийского духа и спортивной этики. Всем было нужно, чтобы «наши выиграли». Аппетиты эти, в зависимости от возможностей той или иной страны, различались: кому было достаточно любой медали, кому золотой, а некоторым – подавай победу в общекомандном зачете, или, по крайней мере, золотые медали в наиболее престижных видах спорта (последним грешили американцы).

Россияне ожидали туринских Игр с опаской – забыть унижения и неудачи Солт-лейк-сити было трудно. Бравурные прогнозы спортивных руководителей это чувство усугубляли – что закомерно, не привык русский человек доверять начальству, а даже наоборот. Однако, на удивление, на этот раз все вышло заметно лучше. До идеала мы, конечно, не дотянулись – что, кстати, было и невозможно. За две-три медали обидно особенно – но ведь то же самое могут сказать и остальные могучие спортивные державы. Немецкие комментаторы предложили переименовать свою «бундесрепублик» в «биатлонишерепублик», намекая на то, что без биатлона (11 медалей) Германии первого места было бы не видать, американцы проиграли почти все те виды, где на кону стояли десятки миллионов долларов рекламных прибылей, блистательно выступившие канадцы остались без хоккейной победы, а о норвежцах уж и говорить нечего. Наверно, в этом заключается один из наиболее приятных выводов – олимпийская конкуренция выросла, претендентов на медали почти во всех видах спорта завались, олимпиады постепенно перестают быть местом спора двух-трех спортивных сверхдержав. Не случайно награды в Турине распределились необыкновенно ровно. Смотреть Игры стало интересней, а ход соревнований часто оказывался непредсказуемым для поднаторевших комментаторов.

Если этот процесс продолжится, то олимпиады станут, наконец, по замыслу де Кубертэна, выполнять очень важную функцию – снятия нездорового патриотизма и некоторой национальной же агрессивности и, более того, переводить их в формы вполне приемлемые. Атлетов более никто не накачивает по политической линии –  спортивная «холодная война» кончилась (хочется верить, что в Солт-лейк-сити мы наблюдали ее последний всплеск). Конечно, все они немедленно после победы хватают флаг своей любимой родины и бегают (катаются) с ним в течение нескольких минут. Но сколько же раз призеры из разных стран, чуть ли не обнявшись, бегали со своими флагами совместно и как часто они вполне искренне друг друга поздравляли! Хороший пример зрителям, и в особенности, иным спортивным журналистам, мечтавшим о том, что наконец-то «наши покажут» всему остальному миру. А не показали! Ни эти, ни те и вообще никто. Получилась, по большому счету, многосторонняя ничья. С чем олимпийское движение можно поздравить и пожелать ему дальнейшего движения в том же направлении.

Российский болельщик и, даже больше, российский гражданин может быть этими Играми доволен. Это может нравиться или не нравиться, но спортивное состояние страны в определенной мере отражает ныне степень ее технической и организационной  готовности – того, что можно с оговорками назвать конкурентоспособностью. Но не того, какая страна «лучше» или «хуже» – неужели голландцы настолько превосходят, например, бельгийцев, как о том могла бы свидетельствовать олимпийская таблица?

Вообще делать политические заявления с помощью числа олимпийских медалей – дело пустое и опасное. На памяти болельщиков старшего поколения находится отношение к спортсменам в советский период, когда страна не раз и не два выбрасывала своих чемпионов на обочину, как отработанный материал. Вспоминается и знаменитый фильм «Олимпия» Лени Рифеншталь, демонстрирующий, как раз за разом медали Берлинских Игр 1936 г. завоевывают США, Германия, Великобритания, Япония и Италия – очень любопытная, в свете дальнейшей истории, группа стран. Нужно ли напоминать, что в скором времени она сменилась на СССР, США и ГДР? И то, что теперь таким же способом пытается утвердиться и Китай?

Вот здесь, в качестве контраста, необходимо перечислить, почему эти Игры оставили положительные эмоции с точки зрения наблюдателя за эволюцией российского общества. Российские чемпионы и призёры выглядели отнюдь не «машинами» советского времени, а нормальными счастливыми людьми (это разительно отличало их от тех же китайцев). Благодарили они после финиша, в первую очередь, семью, а во вторую – тренера. Более того, каждый(ая) из них, насколько можно было понять, является самостоятельным деловым человеком – фактическим главой небольшой корпорации, где кто-то сидит с детьми, кто-то оформляет визы, заботится об экипировке, а кто-то бегает по лыжне или конькобежной трассе, принося фирме основной доход. В каком-то смысле в Турине можно было наблюдать развитие (и даже – триумф) российского малого бизнеса, того самого, на котором держится экономика любой нормальной страны.

К тому же российские чемпионы, побыв несколько секунд счастливыми частными людьми, не раз тут же превращались в требовательных граждан, публично заявляя, что теперь-то уж точно потребуют от своего местного начальства постройки каких-либо спортивных сооружений (нужно ли объяснять, что такими сооружениями пользуются не только спортсмены высших достижений, но и простые смертные?). Случайно ли, что большинство этих хорошо говорящих, в том числе, и на иностранных языках ребят – люди во многом уже новые, постсоветские, по-прежнему решающие многие сложные бытовые и социальные проблемы, но знающие, что очень многое зависит теперь от них самих, а не от какого-то дяди?

Далее, на удивление прилично и профессионально вело себя российское спортивное начальство. Проколы, конечно, были, причем серьезные – и безоговорочной похвалы оное начальство не заслуживает. Но было приятно наблюдать за тем, как доброжелательно и активно вели себя российские чиновники, насколько они наконец-то стали доступны для прессы, как посещали отнюдь не только те команды, которые имели шансы на медали, и как воздерживались от критики атлетов, уступивших не менее талантливым и трудолюбивым спортсменам других стран. Да и в самом главном грехе, наследии тяжкого прошлого – политическом шовинизме – никто из них замечен не был.

В спортивном же отношении лучшим свидетельством того, что Россия находится на правильном пути, стало не столько общее число медалей, сколько равномерное их распределение по видам спорта, в особенности тем, которые не приносили нам успеха ни в Нагано, ни в Солт-лейк-сити. Это – тоже процесс, продолжение которого обречено доставить россиянам положительные эмоции в обозримом будущем. Что, пожалуй, тоже важно. Ведь не ради ли этих эмоций мы вообще смотрим состязания?

Болельщицкие эмоции, конечно, вещь сложная, поэтому скажем только об одном их компоненте. Не жаждет ли наше подсознание вывести из числа российских наград потверждения того, что мы ничуть не хуже всех остальных, что мы – такие же, как они: немцы, американцы, канадцы, австрийцы? Другие, отличные – но похожие. Тоже можем честно побеждать, тоже умеем радоваться, тоже в силах принять неудачу. Кстати, отмеченные выше особенности поведения российских атлетов донельзя походили на поведение спортсменов западных стран – они были не менее человечны и не менее патриотичны. Оказывается, эти две черты можно совместить.

Чуть ли не самым приятным фактом было повсеместное присутствие в Турине российских болельщиков. Маловероятно, что на трибунах лыжного стадиона сидели одни сплошные олигархи. Нормальные там были люди – те же, постсоветские, пусть и достаточно прилично зарабатывающие. И кто бы поверил, скажи ему всего несколько лет назад, что на матче Россия-Канада, проходящем в Западной Европе, наших болельщиков будет много, много больше?

О неудачах и сложностях тоже надо сказать. Допинговый скандал имиджу России не помог – но не хочется комментировать события до того, как все станет ясно. Другое опасение – необъективное судейство в отношении россиян – кажется, начинает уходить в прошлое. Ситуация 2002 года, когда на волне 11 сентября олимпийское сообщество закрывало глаза на невероятные американские кунштюки (кстати, от этого пострадали спортсмены многих стран) повториться не должна. Основных же неудач у россиян было три. Конечно, жалко Слуцкую, да и к хоккею у нас отношение особенное – только вот эту медаль нам, кажется, придется по-настоящему выстрадать. А пока – извините, не доросли. Надо что-то менять в консерватории (это вообще общий рецепт борьбы с неудачами). Но больше всего, с общественно-политической точки зрения, жалко команду по женскому кёрлингу. Выиграй они медаль, о кёрлингистках говорили бы много больше. И это того бы стоило – стоит и сейчас. Опять наши девушки доказали, что россиянки могут заметно быстрее россиян перенять любую иноземную деятельность или забаву и необыкновенно в ней преуспеть. И ведь была еще возможность того, чтобы в истории появилась первая российская чернокожая олимпийская медалистка (и – в зимнем виде спорта!). В нынешней ситуации, когда средства массовой информации почти каждую неделю сообщают об еще одном преступлении, совершенном на расовой почве, такой факт было бы грех не использовать для образования малокультурного юношества.

Придется, по-видимому, бороться с расизмом и с прочими российскими мерзостями другими способами. Иначе никаких побед не будет – в том числе, и спортивных. Турин показал, что их с закономерностью могут одержать только свободные профессиональные люди. Будет Россия свободна и профессиональна – будут и хорошие эмоции у российских болельщиков. Патриотичные – да, обидные для других стран и народов – нет. Поэтому на прощание хочется пожелать российским чиновникам, спортивным и не только: на фоне успешного выступления наших атлетов не уподобляться тому школьнику, который после полностью проваленной четверти, подстегиваемый всей семьей и соседями по лестничной клетке, начинает вдруг делать домашние задания и заметно улучшает оценки, чтобы потом на волне самоупоения опять впасть в полный «расслабон» и свалиться в прежнюю яму (даже – более глубокую). Домашние задания лучше делать постоянно: учение – процесс непрерывный. Если, конечно, хочется в итоге выучиться и выйти в люди.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.