GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Спорт, стыд и фармацевтика
Автор: Сергей Ильин
Дата: 20.02.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/780362/
Спорт, стыд и фармацевтика

В допинговом скандале оказалась виновата Россия

Сказать по правде, со спортом у меня отношения сложные – и это еще мягко сказано. Мало того, что сам, по заветам У. Черчилля, им стараюсь не заниматься, так еще и до наблюдения за спортивными мероприятиями небольшой любитель. Даже если речь идет о ТВ-программах.

Даже Олимпиаду особенно не смотрел (разве что в очереди к дантисту). Зимние виды спорта мне скучны до чрезвычайности. Ну, кроме хоккея – который, если честно, тоже не шибко зрелищен.

В равной степени не особо интересны и допинг-скандалы. Ну, пользуются спортсмены стимуляторами – эка новость. Можно подумать, что только спортсмены.

Почему за допинг, с завидной регулярностью, ловят именно российских спортсменов – уже менее понятно. Что, такие вот наши мерзавцы?.. Вряд ли. Русофобия?.. Леший ее знает. Может, все и проще: обычная надежда на «авось»: глядишь, не поймают.

Впрочем, это все теории. А вот сугубая практика началась, когда по ТВ сообщили, что российскую биатлонистку Ольгу Пылёву за допинг лишили серебряной олимпийской медали. К тому же на два года дисквалифицировали, а для полного счастья – еще и начали уголовное преследование (итальянское законодательство к спортсменам, пользующимся допингом, относится весьма сурово). Несчастной Пылёвой пришлось срочно и тайно покинуть Италию; добравшись до России, она заявила, что заканчивает свою спортивную карьеру.

Драма? Да, несомненно. Но что же все-таки произошло?

Как ни странно, ответ на этот вопрос я получил практически сразу: потом оставалось только проверить фактуру. Ясность возникла, когда прозвучало отечественное название запрещенного препарата карфедона – «фенотропил».

Что-то до боли знакомое: лекарство пирацетам, выпускаемое, в числе прочего, под торговой маркой «Ноотропил», я лично сам регулярно употребляю. Стимулирует кровоснабжение мозга, увеличивает работоспособность – в общем, нормальный мягкий стимулятор-ноотроп.

Лезу смотреть на медицинские сайты. Все правильно, фенотропил тоже относится к группе ноотропов – и действие имеет схожее. Вот только посильнее – потому и цена ощутимо выше. А так – то же самое, обычный стимулятор.

Чтобы убедиться, пробил слово «фенотропил» через поисковик по блогам. И, пролистав несколько страниц (чтобы видеть ситуацию до допинг-скандала), нахожу следующие отзывы:

Под конец пьянки - табл фенотропила, утром еще один запивая чашкой кофе + контрастный душ и форма тебе обеспечена.

Результаты фенотропила ощущаю: энергии больше стало, настроение отличное, работоспособность ух! никакой усталости и лени

его рекомендуют студентам во время экзаменов и тем, кто много работает

Фенотропил не колеса, привыкания не вызывает, так что не подсядешь, а сил и вправду больше становится

Во время сессии взамен кофе начала пить фенотропил, помогает, хоть вареная пол дня не ходишь))

Вообще периодически пью фенотропил, поэтому бодренькая, ни кофе, ни энергетичесие напитки не нужны больше

Вопросы есть? У меня лично - нет. Обычный стимулятор. И нет ничего удивительного в том, что под названием карфедон этот препарат входит в список средств, запрещенных Всемирным антидопинговым агентством.

Теперь посмотрим, что говорят «дорогие россияне». Точнее, спортивные функционеры.

Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, ничтоже сумняшеся, обвинил во всем производителя фенотропила (Щелковский витаминный завод) и пригрозил обратиться в суд. Фармацевты дали официальное опровержение: «Щелковский витаминный завод не выпускает и никогда не выпускал "Карфедон", который включен в список запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства», присовокупив, что «"Фенотропил" является аналогом "Карфедона"».

Лукавят щелковцы, ох лукавят! Речь не просто об аналоге, а о полном аналоге (химическое название - N-карбамоил-метил-4-фенил-2-пирролидон), и не знать об этом они, разумеется, не могут. И не только они, что куда существеннее.

Послушаем теперь начальника отдела антидопингового обеспечения Росспорта, носящего полюбившуюся нашим журналистам фамилию Дурманов: "Вещество карфедон, стимулирующее нервные функции и улучшающее кровоснабжение, внесено в список запрещенных препаратов 10 лет назад. Оно было изобретено в СССР и выпускалось Щелковским витаминным заводом под названием кардафен. … они поменяли имя и стали называть свой препарат фенотропилом. На упаковке написана формула, и никто не понимает, что там есть запрещенный карфедон".

Да-да, никто не понимает – в том числе, надо полагать, и врачи. Которые, видимо, отродясь не видели карфедона. И ни про каких-таких 2-пирролидонах слыхом не слыхивали. Спортивные врачи, как же-с. Особенно с учетом того, что по словам того же г-на Дурманова у отечественных спортсменов уже случались ранее «допинговые проблемы» со щелковской продукцией.

То, что говорит далее главный российский антидопингист, лучше всего описывается формулой «врет как дышит»: «Мы проверяли Пылеву, когда она приехала, но тогда она его (препарат) не принимала. А здесь у нее разболелась нога, и она выпила таблетку, которую носила в сумочке, за два часа до старта. Она ни сном, ни духом не ведала, что у нее в руках допинг».

Это что, стимуляторами (причем стимуляторами ноотропными) теперь купируют болевые ощущения? Это что-то новенькое, знаете ли. Нет у них такого действия – нет, и никогда не было. А вот активность, «энергетику» спортсмена они и впрямь стимулируют.

В общем, г-н Дурманов, как говорится, соврамши. Дальше, впрочем, – еще интереснее.  Так, президент Союза биатлонистов России Александр Тихонов заявил, что у  Пылевой была серьезная травма – трещина лодыжки, «боль она испытывала такую, что в течение пяти дней не могла даже ходить. Именно тогда красноярский врач и прописал ей карфедон».

Не осталась в стороне и медицинская сторона – врач Нина Виноградова. Она продемонстрировала прессе сертификат препарата и сообщила, что «ни в инструкции по применению фенотропила, ни в аннотации не указано, что это лекарство содержит в себе вещества, которые запрещено принимать». Про больную лодыжку дама-медик, впрочем, ничего не сказала – и на том спасибо.

Какой можно сделать вывод из всего изложенного? Да очень простой: все покрывают друг друга – и при этом врут на каждом шагу. Видимо, полагая спортивных журналистов и публику существами совсем уж скудоумными.

Претензий, по большому счету, не может быть только к фармацевтам. Да, они действительно выпускают стимуляторы ноотропного ряда – почему бы и нет? Фенотропил  (который, кстати, отпускается по рецепту) поможет студенту, облегчит страдания мучающегося от абстиненции, ускорит ремиссию после сотрясения мозга. Вот только спортсменам его принимать не надо: однако, допинг.

Не будем ругать и Ольгу Пылёву – ей и так нелегко. Хотя спортсменка она опытная, и едва ли первый раз в жизни держала в руках таблетку стимулятора. Но к ней у нас претензий нет.

А вот ко всем остальным участникам этой истории – есть, и весьма много. Вопрос даже не в том, хорошо или плохо поощрять допинги – понятно, что плохо. Но если уж решил нарушить – так не попадайся. А если уж попался – имей мужество ответить. Или, как минимум, указать конкретного виновного – и примерно его наказать. Ибо когда крупные функционеры начинают нести нечто вроде «сами мы не местные, дел не знаем», то во всем мире смеются вовсе не над ними («что с убогих взять?»).

Смеются  - над Россией. А соответственно – и над каждым из нас.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.