GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: С нарастающим итогом
Автор: Владимир Семенов
Дата: 07.12.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/opinions/779772/
С нарастающим итогом

О московских выборах

Итак, «объединенные демократы» получили 11% голосов. Что же это означает конкретно и содержательно?

Одиннадцать процентов от трети взрослых граждан, пришедших на выборы. То есть 3% голосов потенциальных избирателей. Чтобы лучше ощутить эту пропорцию, воспользуемся поисковыми возможностями Сети. На слова «три процента», «трое из ста» Гугл дает среди прочего такие варианты: «считается, что 3% жителей Земли обладают экстрасенсорными возможностями», «трое из ста мужчин в свободное время любят шить и вязать»…

Вы идете по улице, едете в метро, заходите в магазин, отсчитываете каждого тридцатого (исключая детей и подростков) и можете мысленно представить себе, так сказать, количественную распространенность в Москве людей, симпатизирующих либо Белых, либо Явлинскому, либо обоим сразу. Причем это - в городе, где доход на душу – в три раза больше общероссийского, а доля лиц с высшим образованием выше вдвое (и составляет половину всех взрослых жителей), где круглосуточно вещают полсотни телеканалов и полсотни радиостанций, издается несметное количество прессы «серьезной» и не очень, а глубина проникновения интернета – на уровне Франции.

Свою привлекательность лишь для каждого тридцатого взрослого москвича «объединенные демократы» не могут привычно списать на нищету и забитость избирателей,  злокозненно отрезанных от информационных потоков.

Претензия СПС и «Яблока» на монопольное обладание брендом «демократии»  в лучшем случае – ни на чем не основана. В худшем – она представляет собой грубейшую  попытку дискредитации жителей столицы России, которые, выходит, «не доросли» до понимания сути истинного народовластия. Позиционирование себя как «единственных и уникальных демократичных демократов» ставит СПС и «Яблоко» как бы на одну доску с Шендеровичем, тут накануне открытым текстом называвшим тех, кто за него не проголосовал – кем-то «в стойле».

Также понятно, что «слишком знакомый» (очень мягко выражаясь) избирателям Явлинский и малоизвестный Белых, ни в сумме, ни по отдельности, ни деленные пополам – никак не составляют внятную или просто привлекательную фигуру.

Дело все же не в бледности политических образов. Не в малой энергии партийных функционеров. Не в слабом креативе нанятых имиджмейкеров. Проблема проблем заключается в непонимании ни СПС, ни «Яблоком» политического пространства страны, в их неспособности определить место, которое они желали бы там занимать. Эти люди себя называют то «правыми», то «демократами», то «либералами», то всеми тремя словами сразу - а это, между прочим, разные понятия. Такая эклектика не есть метод «черпания» избирателя широким «захватом». Они сами для себя - себя не понимают.

В то же время «политический ландшафт» России с высоты «птичьего полета» - не то что б был чрезвычайно запутан.

На нем  активно и заметно «левое крыло». Это – и «красный» Зюганов, и «розовый» Ходорковский, и «оранжевый» Белковский (здесь выбраны фигуры, удобно «маркирующие» пространство). Сюда же после долгого дрейфа доплыл Лимонов. Нынешняя активизация этот фланга вполне понятна. По замечательному выражению Сергея Шелина, «нефть течет влево». То есть, наличие в современной России сверхдоходов от экспорта углеводородов пробуждает очевидно левый, распределительный ход мыслей.

Становятся все громче и ультраправые. Здесь пальма первенства принадлежит Рогозину. Конечно, «Родина» по социально-экономическим взглядам – вполне лева, но прославилась в народе она больше всего ксенофобией, и тем на сегодняшний день определила свое место. В политическом спектре ее оттенок – цвета детской неожиданности. Совсем законченных нацистов еще пару-тройку дней назад было принято считать маргиналами, однако последние подвиги Квачкова уже на электоральном поприще способны поколебать такое убеждение.

И над всем этим возвышается Джомолунгма «Единой России», которую преимущественно и избирают российские граждане. Важно понять – почему.

Люди не любят бюрократов, но голосуют за их партию. Парадокс? – Нисколько. Бюрократия – это воплощенная стабильность. Качество весьма важное после безумств девяностых. Плюс мы имеем стабильность подъема, а не брежневскую, как бы ни убеждали нас в обратном члены Комитета-2008. Еще бюрократия, наряду с железнодорожными рельсами, есть одна из немногих скреп единства страны. Но самое главное: при всех прочих положительных или отрицательных качествах у ЕР есть притягательнейшее из достоинств: она - партия, «которая молчит». То есть состоит из бюрократов, хотя бы внешне выглядящих скромно, незаносчиво, которые знают свое место, «не высовываются». Можно ли ненавидеть Бориса Вячеславовича Грызлова, решительно с ним бороться, гневно разоблачать? Конечно, нет – русский человек к нему способен испытывать только острую жалость.

(Уникальности этого «коммерческого предложения» ЕР как партии безмолвных и безропотных исполнителей в серых пиджаках не чувствуют граждане из «Клуба 4-ое ноября», вознамерившиеся научить единороссов разговаривать. Характерно при этом, что сами «учителя» никак не могут произнести что-нибудь политически членораздельное – их  скорее жизненный, чем политический выбор быть «внутри вертикали» служит своего рода «заклятием на устах»).

При парламентском большинстве ЕР в стране худо-бедно существуют гражданские свободы – неприкосновенность личности и жилища, право въезда-выезда, свобода слова для тех, кому она интересна. А что с политическими свободами есть проблемы – так ЕР и не политическая организация, какие такие уж могут быть к ней претензии? Она вообще, как Украина, по своей природе способна существовать только в аморфном, «непроявленном» виде. Любая определенность мгновенно ведет к разрыву и взрыву. А погибели ЕР серьезным людям никак нельзя допускать.

ЕР не партия, ибо сама не вырабатывает и не принимает решений. Но как тогда ее политически атаковать? Нападать ли на Кремль, что и пытались делать «объединенные демократы»? Злобное хождение вокруг зубчатых стен, формально бессмысленное и бессильное по сути, есть проявление нездоровья, что и оценили соответствующим образом московские избиратели.

На самом деле выход есть, и вполне очевидный. Необходимо заиметь ярко выраженную собственную политическую позицию. Однако как совершить этот гераклов подвиг объединенным «ужу и ежу»? Которые еще и называют себя «демократами», «либералами», «правыми» - в «одном флаконе»?

Кто-то мудрый сказал: «У хорошего человека все беды от его собственных ошибок». Мысль небесспорная, но актуальная.

Нападать на ЕР бессмысленно и не нужно. Она есть плод народной любви к Путину и Лужкову. Любовь - святое чувство, препятствовать ему – грех. См. «Ромео и Джульетта», «Вам и не снилось» и пр., и пр.

И с прагматической точки зрения ЕР не так уж и вредна, выступая нематериальным инструментом удовлетворения тщеславия бюрократов среднего звена. Взращенная в густой коррупционной среде, она способна компетентно сглаживать самые неприглядные коррупционные проявления.

ЕР объективно обусловлена. Отсутствие в России публичной политики до определенного момента способствовало модернизации страны - снижались транзакционные издержки принятия решений. Однако это счастливое время безвозвратно уходит.

ЕР национально укоренена. Презрение к политике – сильная российская общехристианская интуиция. Отдельные члены партии могут быть яркими ханжами и лицемерами, но общий цвет организации – беспробудно серый. То есть, по крайней мере с внешней стороны – в ней все честно и откровенно.

Кремль велит ЕР защищать российских граждан от глупости левых и злобности правых. А вот здесь и есть главный потенциал тех, кто на выборах хочет побеждать, а не «преодолевать барьер». Предотвращать разгул дури и нечисти «людям в сером» удается все хуже и хуже. И рано или поздно они вынуждены будет передать это дело в более умелые руки.

Кто-то же должен утверждать четко и убедительно, что те несколько сот миллиардов долларов, лежащие в «закромах» государства, вокруг траты которых нынче концентрируется вся общественная мысль – это не так много, как кажется, тем более для масштабов России. Причем эти деньги - не заработанные, «принесенные ветром». И оттого не могут никого сделать счастливыми.

Кто-то же должен сказать ясно и недвусмысленно, не боясь международной общественности, что единственное «противоядие» национализму «по крови» - подъем (возрождение) российского имперского сознания. Что тот, кто мечтает о Крыме, должен сначала «возлюбить» таджика, чистящего подъезд - и другого «обходного» пути на Севастополь нет.

Есть только один вопрос. То прискорбное обстоятельство, что люди, отчего-то пользующиеся самоназванием «правые», все-таки «проскочили» 10% барьер – насколько это помешает нормальной структуризации российского политического пространства? – Помешает, отчасти и временно. Но не предотвратит неизбежное.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2023.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.