GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Помешательство
Автор: Олег Кашин, Николай Шидловский
Дата: 05.12.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/779748/
Помешательство

В Москве прошли выборы

Манера готовиться к Новому году (в витринах – Деды Морозы, на улицах – елки) за месяц до его наступления появилась у нас совсем недавно. Никаких объяснений, кроме  интересов владельцев магазинов и поставщиков услуг, она не имеет и является, в общем, весьма нелепой, потому что если все праздники начинать праздновать за месяц, то никакого года не хватит, а работать вообще будет некогда.

Но в этом году новая манера, кажется, сослужит нам добрую службу. Новогодняя суета, начинающаяся задолго до Нового года, позволит быстрее забыть о том помешательстве, которое охватило политизированную Москву нынешней осенью. А это было именно помешательство – иначе чем объяснить, что выборы в ничего не решающее, провинциальное по сути и устройству законодательное собрание превратились в общенационального масштаба политическую битву, в которую зачем-то включились и федеральные телеканалы, и администрация президента, и Верховный суд, и беглые олигархи - все субъекты, ни один из которых ранее не был замечен в повышенном интересе к жизнеустройству москвичей (о том, что в ведении Мосгордумы – решение проблем транспорта, городские социальные программы и прочие местные радости, нам последний месяц справедливо напоминали мосгоризбиркомовские рекламные щиты, висевшие на улицах и в метро).

Говоря словами старой песенки, «все кончилось так, как должно было быть» -  Мосгордуму заполнила собой партия, возглавляемая на выборах Юрием Михайловичем Лужковым, люди, скажем так, номинально ему преданные. 47,33%, полученных "Единой Россией" по городскому списку, и как минимум 14 выигранных (на этот час) из 15 одномандатных округов, дадут единороссам, по крайней мере, 27 мест из 35, имеющихся в столичном парламенте; 16,72%, образовавшиеся у коммунистов, дадут им 4 или 5 мест; 11,05% дадут 2-3 места объединенным демократам: не очень великая получилась победа. На выборах в Государственную думу 1999 года и СПС и "Яблоко" добились в Москве по отдельности больше голосов, чем сейчас они имеют совокупно. Стоило ли объединяться ради такого прорывного результата? Не говоря уж о том, что даже он, скорее всего, достигнут благодаря снятой с выборов "Родине" и случившемуся перераспределению процентов - иначе объединенные демократы, едва сейчас одолевшие проходной барьер, остались бы по ту его сторону.

"Родина", в последние дни без устали твердившая, что решение суда сделало москвичей враз беззащитными перед "монополией лужковской бюрократии", тоже непонятно, о чем вела речь. В одномандатных округах партию Рогозина никто не снимал, там она продула без всякой судебной помощи. А что касается партийных списков, то даже если поверить их пропаганде и согласиться с тем, что "Родина" имела 20, пусть невообразимых 30 процентов голосов, то это все равно лишь семь жалких кресел, которые сейчас сообща получили коммунисты и демократы. Положим, что вместо нынешних счастливцев на них уселась бы одна "Родина", но ведь 27, а то и 28 мандатов все равно достались бы "Единой России". А это, между прочим, 75% всех городских парламентариев. И как в такой ситуации собирался одинокий Рогозин бороться с "монополией лужковской бюрократии", отстаивая истинно патриотическую линию в деле разгрузки и починки транспортных артерий? Дивиденды, полученные "Родиной" от решения Верховного суда, настолько перекрывают мосгордумовские, что версия (конспирологическая, заведомо неубедительная, быть может, совсем пустая) о том, что Рогозин сам себя снял, невольно выходит на первый план. 

Настоящая интрига, которая была на этих выборах, до сих пор не разрешилась. О ней и говорили глухо по причине ее непубличности. Связана она с тем, что "Единая Россия" вовсе не едина, и совершенно непонятно, кто из попавших в Мосгордуму единороссов является верным адептом Лужкова, а кто – представителем внешних сил, стремящихся одолеть самого непотопляемого регионального лидера. Скорее всего, это не до конца понятно самому мэру: нынешнего депутата - что федерального, что городского уровня - никто не упрекнет в совершенной неподкупности. Сегодня он сторонник одних сил, завтра - совсем, совсем других. Разрешится эта единственнная выборная интрига лишь при утверждении предложенной президентом кандидатуры нового градоначальника. Впрочем, и она не тянет на общенациональную, - в конце концов, судьба Москвы как естественной монополии по-настоящему волнует только тех, кто этой монополией распоряжается сегодня, и тех, кто мечтает распорядиться ею завтра.

События федерального значения происходили 4 декабря только в двух избирательных округах – Университетском и Преображенском, где довыбирали депутатов Госдумы. И если в Университетском округе все прошло без неожиданностей – Шендерович от души проиграл Говорухину, доказав, что демократам девяностых годов, сколь угодно объединенным, некого и нечего сегодня предложить, и даже позорная кампания оппонента их не спасает, - то результаты голосования в Преображенском округе оказались воистину знаменательными.

Полковник Шаврин (36,24%) обошел полковника Квачкова (28,91%) более, чем на семь процентов, которые, впрочем, сторонники Квачкова, конечно, уже отнесли к фальсификациям властей. Семь процентов по округу вкинуть трудно, победа Шаврина несомненна, но несомненно также, что она была очень непростой. В любом случае получается, что Шаврин, офицер-спецназовец, представитель всесильной правящей партии, сыграл фактически на равных с маргиналом, обвиняющимся в серьезном уголовном преступлении и поддержанным только какими-то совсем чудовищными силами, которые даже политическими называть неприлично – полузапрещенной Национально-державной партией Бориса Миронова и Движением против нелегальной иммиграции. Эти организации 4 декабря дебютировали в федеральной политике, и дебютировали не менее успешно, чем потрясшая либеральную общественность ЛДПР на выборах в Госдуму 1993 года. Более четверти избирателей не самого гопнического района просвещенной российской столицы проголосовали за полубезумного радикального националиста, обвиняющегося в покушении на убийство. Более четверти избирателей Преображенского округа выразили готовность видеть Квачкова в парламенте. Какой путинской стабильностью можно после этого хвалиться, каким усилением государства? Это куда драматичнее, чем любой, самый безобразный «Правый марш», который был и может состояться в будущем.

Кому Квачков и его друзья должны сказать спасибо за эту победу? Своему штабу во главе с Татьяной Мироновой – матерью разыскиваемого квачковского подельника и женой разыскиваемого же лидера Национально-державной партии? Нет, агиткампания Квачкова была достаточно слабой – кроме телефонного спама и малочисленного митинга у кинотеатра имени Моссовета, она вообще ничем не запомнилась. Увы, Квачков должен поблагодарить только своих оппонентов - либеральную общественность, пытавшуюся остановить его заунывными и навязшими в зубах мантрами, в которые никто не верит, даже сами говорящие. Против Квачкова, прямо или косвенно, либералы агитировали едва ли не активнее, чем против «Единой России». И очень ему этим помогли. Потому что говорить надо было не об убийстве таджикской девочки или питерского барда-антифашиста, не о росте националистических настроений и активности скинхедов - ко всему этому Квачков притягивается за уши, - а исключительно о том, что выбирать в парламент человека, гордящегося соучастием в покушении (одновременно, кстати, в ходе следствия отрицающего свою вину) – это, мягко говоря, ненормально. Монополия государства на насилие не должна зависеть от отношения к этому контуженного отставника, и если у последнего возникли какие-то подкрепленные действием возражения на сей счет, - место ему не в парламенте, а в той самой тюрьме, где он, слава Богу, и находится. Результаты выборов в Преображенском округе делают из параноидального заключенного, грезящего о национальном восстании на страницах газеты "Завтра", почти легитимного политика, и справиться с этой проблемой обществу будет гораздо сложнее, чем пару месяцев назад. Господа объединенные демократы, у вас есть два или целых три мандата в Мосгордуме, торгуйтесь плодотворно с Лужковым за право устраивать поэтические концерты, а бороться с квачковыми вам не надо - уйдите, вы только портите.

В конце концов, помешательство – не самое лучшее состояние, даже если по-новогоднему оформленные витрины и наряженные на улицах елки позволяют забыть о нем на целый месяц.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.