Воспитание некоммерческих чувств
Гражданское общество выведут на чистую воду
Первое думское чтение законопроекта об общественных и некоммерческих организациях подарило нам весьма радикальный план перестройки трехсот или четырехсот тысяч структур, причисляемых к вышеназванным.
План получился настолько радикальным, что естественным порядком породил волну критики в официальных же кругах.
В самых строгих словах его осудил омбудсман Владимир Лукин. Создаваемая Общественная палата предложила начать свою деятельность с разработки поправок ко второму чтению этого законопроекта. И, наконец, с эмоциональной просьбой спасти от разгрома гражданское общество пришла к президенту Элла Памфилова, получив в ответ обещание детально во всем разобраться.
Теперь, очевидно, проект ждут немалые перемены. Скептики уверяют, что косметические, но некоторые комментаторы не исключают даже его преображения в один или несколько актов более локального предназначения. Тем более ценен первозданный его вид - безупречно ясный и последовательный. Даже самый ярый противник этого закона согласится, что он полностью в духе нашего времени.
Во-первых, некоммерческие организации, согласно законопроекту, должны будут встать на учет в государственных регистрирующих учреждениях. Отказ в регистрации получат те, чьи цели противоречат Конституции или носят экстремистский характер, или оскорбляют нравственность, а также национально-религиозные чувства. Учредителем или сотрудником общественной организации не сможет стать иностранец, признанный нежелательным лицом.
Во-вторых, некоммерческие структуры предложено передать под присмотр наших контрольных органов на предмет выявления тех или иных грехов - от небрежного отношения к пожарной безопасности до отмывания денег.
И в-третьих, нашим некоммерсантам предписано регулярно отчитываться перед властями о своей деятельности, дабы стало ясно, соответствует ли она заявленным целям. Сличать деятельность с целями должны будут те же органы госрегистрации.
Итак, на власти возлагаются обязанности толстовского Кутузова, который ничему хорошему не помешает, а ничего плохого не допустит. Универсальное предписание "стать прозрачными", обращенное на сей раз к некоммерческим структурам, показывает, насколько высоко наше начальство ценит в других то качество, которого ему самому так не хватает.
Помимо общего воспитательного настроя, одна из очевидных подзадач законопроекта - воспрепятствовать просачиванию через некоммерческие структуры иностранного капитала, заточенного на устройство оранжевых, розовых и тюльпановых революций.
Впрочем, эффективность регистрационных барьеров в этой сфере явно преувеличивается. Если иностранные деньги и влияют реально на ход событий, то не в любой момент, а лишь во время революционных ситуаций, то есть именно тогда, когда помешать их притоку хоть по открытым, хоть по тайным каналам не смогут никакие формальные запреты.
Что же до антиэкстремистского и антитеррористического острия законопроекта, то и оно вряд ли способно дополнительно поразить какую-либо мишень. В чем, в чем, а в законах против терроризма и экстремизма у нас нехватки нет. По-настоящему экстремистские группировки обойдутся без госрегистрации, а в тех регионах, где они сильны, безусловно смогут, если захотят, и зарегистрироваться вполне официальным порядком.
Недовольство, а иногда и паника, охватившие сейчас некоммерческие организации, объясняются вовсе не тем, что им теперь могут запретить бороться за политическую власть, глумиться над общественной нравственностью и устраивать теракты.
Что касается организаций западного происхождения, то за всех, конечно, поручиться нельзя, но абсолютное большинство из них - это респектабельные фонды и структуры, достаточно осторожно относящиеся к большой политике и действительно сосредоточенные на профильной своей деятельности - гуманитарной, благотворительной и культурной.
Они редко похожи на карбонариев и часто - на нормальные бюрократические конторы со знакомой и понятной логикой поведения, нацеленные на освоение бюджетов и создание рабочих мест для функционеров, обладающие высокоразвитым учрежденческим бумагооборотом и всей прочей канцелярской оснасткой.
Их профессиональная отдача может быть невысокой, но все же они оказывают реальные услуги нуждающимся людям и обогащают наш домашний рынок рабочих мест, нанимая себе постоянных сотрудников. Их ли винить, что у нас так мало более или менее честных благотворительных организаций домашнего происхождения? И они ли виноваты, что наши сограждане терпеть не могут работать бесплатно и требуют ставок для занятий гуманитарной либо правозащитной деятельностью? Можно подумать, что на официальном поприще у нас царит сугубое бессребреничество.
Опасения структур иностранного происхождения, а еще более того, опасения гораздо большего числа некоммерческих организаций происхождения вполне домашнего, сейчас абсолютно прозаичны.
Перед их мысленным взором: наши непредвзятые чиновники, которых проект наделяет правом регистрировать и не регистрировать; череда наших добросовестных и неподкупных проверяльщиков, вставших в очереди к ним в офисы; наши оперативные, грамотные и независимые суды, в которых будут рассматриваться протесты на отказ в регистрации. Действительно можно вздрогнуть.
Легкое сочувствие вызывают даже и те структуры, рыльце которых в пуху. Немалое число некоммерческих организаций на самом деле занимаются какой-нибудь коммерческой деятельностью, по содержанию никоим образом не преступной, но вряд ли способной выдержать все налоги, поборы и контрольные процедуры.
В нормальных обстоятельствах заниматься бизнесом, прикрываясь некоммерческим статусом, разумеется, очень нехорошо. В наших, собственно, тоже нехорошо, но сверх того - это еще и часть реальной экономики, приварок к валовому продукту.
Если правила игры сильно ужесточатся, то "коммерческий" фланг некоммерческого сектора в меньшей своей доле просто исчезнет, а в большей - будет принужден контрольными органами к разделу доходов.
Возвышенные слова авторов законопроекта насчет того, что пора вывести всех наших некоммерсантов на чистую воду, в смысле - на правовое поле, имели бы хоть какой-то вес, если бы существовала работающая по одинаковым для всех правилам правовая система.
Иногда говорят: другой системы у нас для вас нет. Но на это ответить легче легкого: других некоммерческих и неправительственных общественных организаций у нас для вас тоже нет.
|