GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Диктатор свободы
Автор: Максим Артемьев
Дата: 25.11.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/779628/
Диктатор свободы

Пиночету исполнилось 90 лет

Предваряя публикацию в разделе "Реплики", мы часто напоминаем, что мнение авторов не обязательно совпадает с мнением редакции. В данном случае нам хотелось бы заявить обратное - предлагаемая статья полностью выражает позицию нашего сайта. Мы сердечно поздравляем Аугусто Пиночета с юбилеем и желаем ему здоровья и долгих лет свободы. - GlobalRus.   

Прежде чем рассказать о появившемся на свет 25 ноября 1915 года в приморском городке Вальпараисо чилийском диктаторе, нельзя не коснуться Франсиско Франко, о котором в связи с тридцатой годовщиной со дня его кончины вышло в минувшие дни множество статей. Благодаря специфической российской обстановке последних лет либеральная пресса, как правило, осуждала Франко с тем подтекстом, что авторитаризм всегда плох и ничего хорошего принести не может. Во многом это так, но следует иметь в виду, что генералиссимус Франко – это победивший в гражданской войне адмирал Колчак или генерал Деникин. Стали бы мы их проклинать, если б их победа была оплачена расстрелом двух-трех тысяч комиссаров и заключением в тюрьмы сотни другой тысяч большевиков? Особенно зная, какую цену заплатила страна за триумф  коммунистов. Исторический процесс нельзя рассматривать с позиций абстрактной морали; как говаривал Черчилль, вся мудрость политического деятеля заключается в том, чтобы уметь распознавать степени зла и выбирать среди них - меньшую.  

Франко, Салазар, Пак Чжон Хи и Пиночет обладали способностью различать оттенки зла, сражаясь с тем, которое представляло наибольшую угрозу на тот момент, и навсегда связывая свое имя со злом другим, им казавшимся менее опасным.

Чили  - страна мирная, единственная более-менее стабильная демократия Латинской Америки. Армия ее  была небольшой, карьеры делались в ней трудно и медленно, потому Аугусто Пиночет, специализировавшийся на преподавании географии и геополитики в военных учебных заведениях, рос по службе неспешно и стал генералом только в пятьдесят три года. Через два года он сделался командиром столичного гарнизона, еще через год – начальником штаба сухопутных войск. И лишь 23 августа 1973 года, за три недели до путча, был назначен их главкомом.  

Его назначение произошло в обстановке ужасного политического хаоса, охватившего Чили при президенте Сальвадоре Альенде. Избранный тремя годами ранее по специальной процедуре  конгрессом, так как никто из кандидатов не получил требуемого большинства голосов (за Альенде было подано только 36%), он, не имея широкой общественной поддержки, решился на кардинальные реформы, неслыханные в истории Чили.

Первый президент-марксист в Южной Америке, он первым делом восстановил отношения с Кубой и тесно подружился с Фиделем Кастро, получив от последнего в подарок автомат Калашникова с дарственной надписью. Вторым его союзником стал брежневский СССР, только что задавивший пражскую «весну».

Стабильная чилийская экономика стала разваливаться прямо на глазах. Национализация всей крупной промышленности и финансового сектора имела катастрофические последствия. Началось крупномасштабное бегство капиталов. Банки перестали выдавать кредиты. Высокая инфляция переросла в гиперинфляцию. Вслед за разоряющимся средним классом на улицу вышли рабочие и домохозяйки («марш пустых кастрюль»), проклинавшие Альенде. Забастовка водителей грузовиков окончательно парализовала экономику.

На фоне этого стремительно раскручивался маховик политического насилия. Левые начали ввоз в страну оружия и приступили к захвату  заводов и ферм. В Чили, почуяв благодатную атмосферу, прибыло 13 000 политэмигрантов со всего мира. К сентябрю 1973 года у левых на руках было оружия больше, чем у армии. Альенде лишь бессильно взирал на стихийное вооружение своих сторонников, которых не мог контролировать, и то призывал отказаться  от насилия, то выступал с угрозами в адрес «реакционных» сил.

11 сентября наступила развязка. Пиночет, только что назначенный главкомом сухопутных войск, возглавил хунту из командующих  всеми родами войск и успешно провел государственный переворот. К удивлению многих, рабочие не встали на защиту Альенде, а самое активное сопротивление военным оказали вооруженные политэмигранты. Левых сокрушили  быстро и эффективно. Число жертв нового режима составило около 3000 человек -  за семнадцать лет правления Пиночета, еще примерно 28000 было арестовано. За каждым из этих случаев – человеческая трагедия, но, вспыхни в Чили гражданская война, число убитых было бы значительно большим, в случае же установления марксисткой диктатуры счет жертв и беженцев перешел бы на сотни тысяч, чему доказательством – кубинский опыт.

Но главные усилия Пиночета были направлены на экономику.  Он пригласил в правительство команду «чикагских мальчиков», питомцев одноименного университета, сторонников монетаристских  идей Милтона Фридмана. Они незамедлительно запустили процедуры дерегуляции экономики и приватизации, снизили налоги, передали пенсионное страхование в частные руки. Результатом стало «чилийское чудо», в 1980 году доход на душу населения вырос по сравнению с 1960-м на 34% , а в следующие двадцать лет еще на 94%. Пиночет опередил таких твердых адептов свободного рынка, как Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Их триумф был еще впереди. Но его задачу осложняло то, что чилийский режим не был легитимным и полагался на военную силу. В 1986 году спецслужбы перехватили 80 тонн оружия, ввезенного в страну коммунистами при помощи КГБ, Штази и кубинских спецслужб. И найдено было не все. В сентябре того же года на Пиночета было совершено покушение, но он остался в живых, отделавшись легкими ранениями. В мире усиливались кампании против Пиночета, умело дирижируемые из Москвы.

Сегодня, спустя тридцать лет, кажется не очень понятной политика мирового сообщества, так «привязавшегося» к Чили. Почему-то не стали нарицательными имена лидеров военной хунты в Аргентине тех же лет, которые убили в десять раз больше людей, чем Пиночет, не добившись при этом никаких экономических успехов. Западные интеллектуалы приветствовали Фиделя Кастро, обрекшего сограждан на проживание в условиях нищеты при тоталитарной диктатуре, но считали своим долгом подписывать воззвания против чилийской хунты, сравнительно  вегетарианской в сопоставлении с кубинской. Никого не интересовала Кампучия, где выпускник Сорбонны Пол Пот убил три миллиона человек, пока его не свергли. Чаушеску, имея тысячи узников совести в своей стране, принимал знаки поклонения от европейских держав.

Объяснение этого парадокса, видимо, заключается в том, что Пиночет замахнулся на святое -  на идеи социального равенства в марксистской интерпретации, ставшие кредом интеллектуальной элиты тех лет.  Альенде легко простили б и нищету, и развал экономики – за «правильные» слова и «прогрессивные» идеи.

Хоть генерал Пиночет ни разу не избирался президентом, тем не менее, он полагался на волю народа. В 1980 году 75% избирателей поддержали продление его полномочий и предложенный генералом проект конституции. В точном соответствии с ней 5 октября 1988 года состоялся  плебисцит, на котором избиратели не проголосовали за идею нового восьмилетнего срока для Пиночета. В соответствии с этим решением через год состоялись выборы следующего президента, на которых победил кандидат от оппозиции (не левой, что важно, чилийцы более не доверяли марксистам). И плебисцит, и выборы проходили в условиях свободы агитации и высказывания мнений. Представьте себе, чтобы при Сталине или Ким Ир Сене, Ниязове или Саддаме такое было возможно!

В марте 1990-го Пиночет покинул президентский дворец, но еще восемь лет оставался главнокомандующим вооруженными силами.  В октябре 1998 года почетный сенатор Аугусто Пиночет прибыл в Великобританию, где был арестован и помещен под домашний арест по запросу испанского судья Бальтазара Гарсона. Полтора года длилась борьба за его освобождение. Случай оказался совершенно уникальным в мировой практике: бывшего главу государства привлекают к ответственности за деяния, совершенные им на родине в годы правления - по требованию третьей страны. В конце концов, в марте 2000-го, адвокатам Пиночета удалось вырвать его из объятий британской Фемиды, но прецедент все равно состоялся. По своему значению и последствиям он сопоставим разве что с Нюрнбергским процессом. Именно после суда в Великобритании мировое сообщество отвергает значимость национального суверенитета, коли речь идет о преступлениях против человечности и прав личности. Понятно, что и то, и другое можно трактовать как угодно широко. Судьба Слободана Милошевича – прямое следствие казуса Пиночета.

Сегодня бывший чилийский диктатор – дряхлый и тяжелобольной человек. Он уже лишился юридического иммунитета, прежде ему дарованного конституцией, и лишь ввиду состоянию здоровья Верховный суд Чили освободил его от ответственности по искам, число которых нарастало, как снежный ком, чем несколько омрачил полное торжество левых. Недавно Пиночет, правда, дал интервью телеканалу из Майами, и его противники потребовали признать генерала полностью здоровым и все-таки, наконец, посадить. И иск этот пока рассматривается.

Но главное дело Пиночета уже сделано. Экономика Чили все пятнадцать лет после его ухода развивается быстрыми темпами и является самой крепкой и стабильной в Латинской Америке, не сходя с путей, заложенных при нем «чикагскими мальчиками». Обществу не грозят революционные потрясения. Возврата к временам Альенде уже не будет. Консенсус по неприкосновенности частной собственности и рыночных институтов давно состоялся. А то, что нет консенсуса относительно престарелого генерала, которого ожидают не то почетные похороны, не то смерть в тюремном лазарете, так это сущий пустяк по сравнению с достигнутым.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.