GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Галломанская Россия
Автор: Максим Соколов
Дата: 17.11.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/779549/
Галломанская Россия

Культурно-исторические предпосылки внимания к сегодняшним погромам

Внимание к тому, что происходит во Франции, в принципе можно объяснить и одной лишь политикой - без всякой культурной (или, допустим, историософской - что-нибудь насчет заката Европы) составляющей. Довольно и того механического наблюдения, что великая держава, постоянный член СБ ООН и одна из двух главных опор Евросоюза сейчас фактически лишена возможности проводить внешнюю политику, поскольку погружена во внутренние беспорядки. Если присовокупить к тому частичное безвластие во второй опоре Евросоюза - в Германии, где министры большой коалиции никак не могут толком рассесться по креслам и где кабинет Меркель мало кем воспринимается как эффективный и долговечный, перед нами является совсем новая картина расстановки сил и в Европе, и в мире вообще. В свете вышесказанного вопрос о том, когда Франция восстановит способность проводить хоть какую-то политику, явно не лишен интереса также и для сторонних наблюдателей.

Однако есть еще одна причина интереса. Франция исторически - уж два века с лишним - занимает очень большое место в русской культуре, причем не только высокой, но и массовой. Можно даже сказать: непропорционально большое. Где-то в начале 80-х художники журнала "Тайм" нарисовали политическую карту мира такой, как она, по их разумению, видится рейгановской администрации. Что внесло существенные изменения в традиционную проекцию. Индия, например, оказывалась незаметно крошечной, Куба и Никарагуа - чрезвычйно обширными. Если бы составить сходную карту русского историко-культурного восприятия Европы, французский гигант полностью доминировал бы над крошечными соседями вроде Германии или Испании - не говоря уже о более мелких державах.

Собственно, еще П.А. Фамусов отмечал: "А все Кузнецкий мост и вечные французы, // Откуда моды к нам и авторы, и музы". К этому списку Павел Афанасьевич мог бы присовокупить и европейскую историю. Что в гимназическом, что в советском (большей частью, вплоть до совпадения иллюстраций, списанном с гимназического) учебнике истории средних веков не только основная часть повествования посвящена Франции, начиная прямо от Хлодвига, не только Франция оказывается единственной страной, чья история излагается более или менее последовательно и без лакун. Это еще можно понять - учебник не резиновый, всех не вместишь. Более важно, что Франция и в этом, и в прочих учебниках, и - соответственно - в историческом  сознании оказывается модельной страной Европы. Что такое феодализм вообще, прежде всего, разъясняется на примере французского феодализма. Что такое абсолютизм вообще - на примере Ришелье и Людовиков -надцатых. Что такое революция - на примере Марата и Робеспьера.

Европейская история оказывается до крайности галлоцентричной, за нею и культура, тут со времен Фамусова и вплоть до недавнего кока-кола-нашествия вообще мало что менялось. Мало того, что корпус переводов французской классики занимал главенствующее место в иностранной литературе по-русски. Французская история - и, пожалуй, только она - вошла в масс-культуру. Сперва Дюма-пер, затем макулатурная дрюоновская серия "Проклятые короли". Дюма, если судить по степени его посмертной популярности у себя на родине и в России, вообще является скорее русским, чем французским классиком (см. историю о том, как в Марселе только русские туристы требуют предъявить им замок Иф), а ведь присутствие д'Артаньяна в русском культурном обиходе многого стоит. Аналогичных по известности образов немца, англичанина, итальянца - просто нет.

Наконец, добавим к этому постоянные русско(советско)-французские шашни и заигрывания на политическом уровне, приведшие к двум важным последствиям. Во-первых, заигрывания - хоть искренние, хоть неискренние, хоть корыстные, хоть бескорыстные - приводят к более свободному культурному проникновению. Хрестоматийный пример - Александр III, с непокрытой головой выслушавший на Кронштадтском рейде "Марсельезу". Как объяснили тогда русские инстанции - по причине ее музыкальной прелести. В рамках заигрывания приходится и царю тираноборческую контрабанду пропускать. Тем более это проявилось в советскую эпоху, когда культурная контрабанда из Франции была по сравнению с другими западными странами существенно облегчена. Америка - враг, Франция - не то чтобы друг, но вроде бы и не совсем враг, отчего моды, авторы и музы входили в СССР с несколько меньшим скрежетом.

Во-вторых, заигрывания способствуют большему высветлению образа страны. Во французской истории XX века (в особенности - середины этого века) более чем достаточно постыдных страниц, но соображения политики постоянно склоняли к тому, чтобы этих постыдных страниц поменьше касаться. Ни шашни Сталина с де Голлем в 1944-45 гг., ни шашни Хрущева и Брежнева с ним же уже в эпоху Пятой республики, ни сеансы дружбы в советско-французском замке Рамбуйе (дословная оговорка советского телекомментатора в 1976 г.) - все это никак не склоняло к тому, чтобы вместо героических и похвальных эпизодов истории ("Свободная Франция", эскадрилья "Нормандия-Неман", Резистанс) вдаваться в менее героические. Например, в реальную историю Франции и французов между 1940 и 1944 годом. Никакого желания (да и потребности) разрушать утешительный для французов миф о всеобщем Сопротивлении не было, отчего в русском культурном обиходе более или менее сохранилось преемство между героическим мифом старой Франции и почти столь же героическим мифом Франции современной. Что способствовало большему уважения к дружеской державе, но не обязательно, чтобы лучшему пониманию. Тема французской капитуляции никогда не была в русской культуре достаточно раскрыта - при том, что, например, сегодня понимание этой темы было бы вполне кстати.

Отсюда и очень сильное умножение и без того достаточно сильного резонанса на французские события. Когда Франция в русской культуре такая огромная и при этом такая высветленная, наблюдение за восстанием мультикультуральных масс во Франгыстане просто обязано было произвести шокирующий эффект.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.