GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Путин и новые ямакаси
Автор: Сергей Ильин
Дата: 10.11.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/779422/
Путин и новые ямакаси

Не всякая политкорректность полезна

Владимир Путин и его советники по внешнеполитическим вопросам, судя по последним событиям, люди или очень умные, или очень везучие.

Данное заявление - не попытка продемонстрировать лояльность Кремлю, а простая констатация. Впрочем, судя по публикациям в СМИ, констатация не самая очевидная.

Речь идет об ответах российского президента на вопросы журналистов во время состоявшегося на прошлой неделе визита в Нидерланды. Путин подчеркнул, что в Чечне Россия защищает не только свои интересы, но и интересы всей Европы. На первый взгляд – вполне ходовое заявление, достаточно толсто намекающее на наличие в Европе двойных стандартов в части отношения к мусульманскому экстремизму в России и за ее пределами. Это мы слышали не раз и не два.

Однако не все так просто. В данном случае, слова были произнесены «в нужном месте и в нужное время». Российский президент и премьер-министр Нидерландов особо оговорили тот факт, что их встреча проходит в годовщину убийства местного кинорежиссера Тео Ван Гога. Напомним, потомок великого голландского художника пал от руки экстремиста вскоре после того, как снял неполиткорректный фильм про ислам. Его убийство всколыхнуло всю страну – и изрядно испугало ее жителей. К изумлению социологов, опросы выявили довольно ощутимый процент голландцев, всерьез обдумывающих возможность покинуть свою родину, чтобы «перебраться в какую-нибудь более спокойную страну».

Рассуждая цинично, момент «лыко в строку» был использован российским лидером на редкость удачно. Однако, при прочих равных условиях, все это так и осталось бы, в лучшем случае, грамотным пиар-ходом в сторону улучшения имиджа России. Если бы не одно «но».

«Но» заключается в том, что во время встреч в Гааге уже вовсю гремели погромы в пригородах Парижа. Политкорректная европейская пресса еще старалась замолчать этно-конфессиональную принадлежность юных погромщиков, но истина уже начала пробиваться на поверхность. А буквально через пару дней молчать стало уже невозможно: сотни (теперь, похоже, уже тысячи) сожженных машин – дело рук не просто деклассированной молодежи, а представителей некоренных национальностей. Причем – исповедующих ислам.

В наши планы отнюдь не входит пропаганда расовой и религиозной розни. Обсуждать вопрос, является ли ислам религией мира, или же как раз наоборот – есть тьма любителей. В конце концов, все упирается не в цвет кожи и даже не в религию. Да, возможно, корни проблемы именно в этом, но реальная причина все бед – в различиях культур. Грубо говоря, дело не столько в генах, сколько, скажем так, в воспитании.

И главная проблема тут не в том, что юноша посещает мечеть – где ему, возможно, выдают весьма странные, с точки зрения европейца, рекомендации. Проблема кроется, скорее, в образе жизни и мировоззрении.

Коренной европеец, будь он трижды беден и неграмотен, все же осознает себя представителем европейского образа жизни. Иммигранты «первой волны» или пытаются ассимилироваться в новую для себя культуру – или честно сознают себя «гостями», и, как правило, стараются вести себя соответственно.

А вот новые иммигранты, да и многие потомки «старых» живут по совершенно другим законам. Законам, которые причудливо возникают на стыке «культуры происхождения» и новомодных леволиберальных политических доктрин. На выходе возникает уверенность в собственной ущербности (национальной, социальной) – в сочетании с тем, что это порождает некие особые права. «Протестовать против всего», - как неплохо сформулировал эту позицию один из юных погромщиков в интервью французской прессе.

В сочетании с умело подогреваемым ажиотажем (представители силовых структур заявляют об очевидном наличии координационных центров, а левые политики выражают погромщикам недвусмысленную поддержку), коктейль получается вполне гремучим. Локальный «конфликт цивилизаций» давно уже вышел за пределы парижских предместий: машины (а теперь и школы) пылают по всей Франции, а также в Бельгии и Германии. Умилявшиеся европейцы вдруг обнаружили, что «бремя белого человека» - вещь отнюдь не виртуальная, а конфликт между цивилизацией и варварством происходит у них буквально под носом, и не замечать его никак не получается. Воспетые в дилогии Люка Бессонна «ямакаси - новые самураи» внезапно оказались способны творить вовсе не только не только добро. А среди коренных французов растет популярность правых идей; больше половины опрошенных поддерживают «главного оппонента» участников беспорядков, министра внутренних дел страны Николя Саркози. И есть все основания ожидать (если события будут развиваться в том же ключе) распространения подобных настроений и в других государствах Старого Света.

В этой ситуации у России появляется возможность одним выстрелом уничтожить даже не двух зайцев, а сразу трех. Если европейцы окончательно осознают, что их «цивилизационный противник» находится не на другом конце глобуса, а в соседнем дворе – претензии по Чечне, судя по всему, если и не сойдут на нет, то ощутимо ослабнут. Более того, не исключено и «понимающее» отношение» к проблемам, связанным с иммиграцией,  в самой России. В самом деле, если в Европе в ближайшее время начнутся манифестации ультраправых (а этого, при нынешнем раскладе, исключать никак не приходится), то на их фоне и недавний «Правый марш» в Москве будет выглядеть более легитимным. А нынешняя позиция Кремля, который явно не одобряет подобные акции, может оказаться едва ли не образцом вполне политкорректной демократии.

В общем, практически любой сценарий развития событий во Франции играет на руку российскому руководству. И в этом отношении гаагские заявления Владимира Путина оказались на редкость к месту. И ко времени.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.