GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Казнить нельзя помиловать всегда
Автор: Дмитрий Ольшанский
Дата: 14.10.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/opinions/779182/
Казнить нельзя помиловать всегда

О том, почему все русские проблемы лучше все-таки не решать

"Сведения о голоде показывают невероятную бездеятельность местных организаций. Факты злоупотребления очевидны, спекуляция чудовищна, но что сделало бюро местных профоргов, что сделали городские и краевые фабзавкомы? Пока мы не произведем массовых обысков в пакгаузах Юрятина-товарного, на участке Юрятин-Развилье и Развилье-Рыбалка, пока не применим суровых мер террора вплоть до расстрела на месте к спекулянтам, не будет спасения от голода".

                                                         Борис Пастернак, «Доктор Живаго».

Поводом к написанию данного текста послужило выступление на GlobalRus Александра Храмчихина, замечательного в своем роде публициста, сочетающего в себе приверженность экономическому либерализму, «военно-патриотическое» государственничество и стилистическую энергию В.И.Ленина. Сочетание в своем роде уникальное, ибо затруднительно представить себе классических русских либералов, агитирующих с прямотой Ильича, Михаила Леонтьева, вещающего в «Однако» в поддержку монетизаторов-реформаторов или же, на худой конец, народного комиссара Чубайса, принимающего величественные парады на Красной площади. Храмчихин, меж тем, уместен во всех амплуа одновременно – и тем уникален. На сей раз он сочинил развернутую критику на путинское правление - и шесть последних русских лет под пером его предстали временем деградации, разора и отчаяния. Путин, этот злополучный антигерой, в исполнении Храмчихина похож то ли на управдома Буншу на троне царя Ивана («отдать шведам Кемьску волость»), то ли на вороватого латиноамериканского диктатора из скверных голливудских фильмов («вы только отдайте чемоданы с долларами и кокаином – и я сразу исчезну!»). Зрелище абсурдное, поучительное, печальное. Но, прежде чем браться защищать президента, а равно и пресловутую «стабильность» его правления, нужно сперва признаться: Храмчихин прав.

Похвастаться путинской России и в самом деле нечем. «Вертикаль власти» как проект борьбы с региональным феодализмом, баронством и бабайством полностью провалилась; армия и милиция превратились в криминальные коммерческие структуры, которым не доверяет вообще никто; Кавказ не только не замирен, но и сделался опасностью куда большей, чем в 1990-х (тогда – националисты и советские офицеры в одной Чечне, теперь – фундаменталисты во всем регионе); экономика по-прежнему ориентирована на откровенно колониальную модель (работа на реальный внутренний рынок – ничто по сравнению с сырьевым вывозом и оборотом нефтяных средств в «дон-строях» и тому подобных пузырях); бюрократия дошла до той стадии разложения и безнаказанности, когда даже писания Щедрина представляются скромным преуменьшением. Наконец, политическое значение отечества нашего во всевозможных заграницах в эти годы упало настолько, что даже ельцинские времена вспоминаются с патриотической ностальгией – примаковский самолет, Приштина, минимальный авторитет в СНГ. Теперь же отношения президента РФ и любого, даже самого ничтожного соседа России идеально точно описывает дивная геополитическая миниатюра Хармса -

«Саакашвили (ударяя Путина по морде): Вот вам и зима настала. Пора печи топить. Как по-вашему?

Путин: По-моему, если отнестись серьезно к вашему замечанию, то, пожалуй, действительно, пора затопить печку.

Саакашвили (ударяя Путина по морде): А как по-вашему, зима в этом году будет холодная или теплая?

Путин: Пожалуй, судя по тому, что лето было дождливое, то зима всегда холодная.

Саакашвили (ударяя Путина по морде): А вот мне никогда не бывает холодно.

Путин: Это совершенно правильно, что вы говорите, что вам не бывает холодно. У вас такая натура.

Саакашвили (ударяя Путина по морде): Я не зябну.

Путин: Ох!

Саакашвили (ударяя Путина по морде): Что ох?

Путин (держась за щеку): Ох! Лицо болит!

Саакашвили: Почему болит? (И с этими словами хвать Путина по морде).

Путин (падая со стула): Ох! Сам не знаю!

Саакашвили (ударяя Путина ногой по морде): У меня ничего не болит…»

В этом скорбном тексте есть все: и заунывное бормотание официальной пропаганды, и нескончаемый, нацеленный на добивание поток насилия, и ничем не прикрытый, уникальный по своего масштабу стыд-позор. От такого унижения державы кисло становится не только ультра-патриотам, и так живущим в блаженных грезах о танках, пушках и космических кораблях, бороздящих Большой Театр, но и лицам всех прочих политических убеждений. Государственная жизнь против всех достойных исторических правил – это как раз про Путина и всю непристойную его «элиту». Но все-таки нам стоит перевести дыхание, затолкать назад очередную, чуть было не высказанную гневную филиппику и - оглянуться назад. А какие способы предложит русская история для ликвидации всех тех безобразий, которыми одарило нас текущее правление? Что полагается делать в подобных случаях? И вот именно здесь начинаются некоторые затруднения.

Дело в том, что все недостатки нынешней власти очень легко исправить. Однако, исправить их можно одним-единственным способом – и не до конца понятно, насколько негодующую общественность устроит реальный, а не списанный из либерально-мифологических пособий по наступлению всеобщего счастья путь разрешения всех проблем. Нужно только вспомнить, кого в русской истории можно назвать в полной мере успешными правителями, чьи деяния, безвозвратно изменившие Россию, никак нельзя назвать провалившимися хотя бы при их жизни? Таких у нас окажется ровно двое: Петр Первый и Сталин. Именно они ясно и недвусмысленно показали, как в России делается большое дело – и для того, чтобы «возродить державу», на очередном историческом витке придется следовать их примеру. Благо методы - характерные, и даже однообразные. Сырьевики вывозят деньги? Закрыть границы, тотально национализировать ТНК, арестовывать и пытать заложников, чтобы «сдавали валюту». Чиновники воруют? Возродить смертную казнь, которую пока что не использует этот, по выражению Галковского, «раскисляй» Путин, а затем расстреливать за взятки и «бытовое разложение». Армия никуда не годится? Так возродить ее не какими-то там либеральными «контрактами», а только войной, большой и шумной войной (например, «за освобождение Крыма», в стиле Сербии 1990-х) – настроив вкусовые рецепторы граждан на «хорошо пахнущий труп врага» (украинца, крымского татарина, чеченца, латыша). Милиция плохая? Так распустить ее, заменив штурмовыми бригадами голодных провинциальных дружинников, которым в награду за «установление тишины, мира и русского порядка» будет позволено перераспределить мелкую «кавказскую» собственность. Народ вымирает? Казнить врачей, делающих аборты, накладывать особую трудовую повинность на бездетных, сажать гомосексуалистов. Чечня беспокоит? Никакого больше Козака, никакого Кадырова, русский военный генерал-губернатор и не выдуманный уже «Новой газетой», а настоящий геноцид всего беспокойного населения – без разбора на боевиков ли, обывателей (Аллах своих узнает). И главное – обязательный рабский труд во имя восстановления промышленности и сельского хозяйства. Импорт прекратить, паспорта отобрать и работать-работать-работать.

Весь этот перечень «обязательных мер» смотрится как дурной анекдот, фарс, переходящий в кошмар. «Это немыслимо, потому что это невозможно». Однако в действительности только решения, принятые в подобном умопомрачительном стиле, и могут помочь России опять стать великой страной, какой она была в самые ужасные для своих граждан времена – в конце 1940-х, например. Почему же все так безнадежно? Почему масштабность исторических достижений у нас обязана компенсироваться древнеегипетским каким-то бесправием и пренебрежением к "летящим щепкам"? На то есть свои, и очень грустные причины. Для того, чтобы государство успешно функционировало, а социум развивался, мало наличия в стране рынка или перераспределения, чиновника или бизнесмена, интеллектуала или чернорабочего. Необходимы всевозможные механизмы ответственности, как добровольной, так и принудительной. А ответственность эта – связана с теми «идентичностями» (скверное слово, но правильное), что имеются у конкретного гражданина. Идентичности связывают его чувством общности, любви и долга, позволяющим куда-то идти и за что-то во многом неприятное браться. Так вот, проблема сводится к тому, что у русских есть только две «идентичности» - личностно-индивидуальная и сверхцентрализованно-государственная. Их дуализм и приводит к вечным колебаниям России между хаосом-анархией и бюрократическим квази-порядком, между «товарищ Сталин дал приказ» и – «пока начальство ушло, пойду свинчу гайку с железной дороги, в хозяйстве пригодится». Общности же, составляющие самую суть буржуазного государства, того, в котором «патриотизм» и «права человека», «частные интересы» и «общее благо» находятся в связи друг с другом – вот эти общности у нас практически отсутствуют.

Это прозвучит странно, но в России нет институтов семьи, собственности, церковного прихода и нации как этнической общины – всех тех скрепляющих коллективных идентичностей, которые и формируют «буржуазную реальность», «нормальный капитализм». Семейные ценности еврейского ли, итальянского, или любого другого образца – с культом бытовой морали, родственных уз, «уважаемых людей» и почтенных старейшин. Собственность, отделенная от власти, неприкосновенности которой столетиями никак не угрожают аппетиты бюрократии. Церковный приход, модерирующий вокруг себя социальное пространство, с обязательными проповедями и вниманием к «досугу и повседневной жизни». Этническая община, позволяющая нации как единому целому выживать в условиях как жесточайшего кризиса, так и полного отсутствия государственности, а также, что важно, не ассимилироваться до конца в эмиграции. Ничего подобного в России нет и близко.

Русские люди предельно атомизированы, когда не связаны сугубо великодержавным единством. Они быстро ассимилируются в эмиграции, чужды родовым и клановым системам. Православие, религия преимущественно мистическая и монашеская, скажем правду, почти безразлична к бытовой морали и вообще светской, социальной жизни. Собственность веками не отделена от власти - николаевский (он же и гоголевский) чиновник мог таскать "предпринимателя" за бороду в то время, когда буржуазия по обе стороны Атлантики уже "правила мирами". И более того - буржуазия эта (то есть национальный промышленный капитал) при всех режимах была крайне слаба, и капитализм здесь развивался не разрушая, как на Западе, а всемерно укрепляя систему подневольного труда и сословных иерархий, а экономическое лидерство всегда принадлежало не производителям на внутреннем рынке, но иностранным и местным торговым экспортерам, еще со времен Ивана Грозного действовавшим в симбиозе с государством. Скажем проще: либералы, как всегда, лгут, когда говорят о противостоянии западного «индивидуализма» и русского «коллективизма». Все ровно наоборот – как раз жесточайший коллективизм сектантов, кланов, общин и семей на Западе и породил весь буржуазный мир. Здесь же подлинная индивидуальная свобода всегда имела своей оборотной стороной безличное, всех по очереди подавляющее огосударствление. И в нынешней России покамест ничто не указывает на возможность избежать всех неприятностей этого утомительного детерминизма.

А что же путинские годы, ничтожные и разрушительные? А вот они-то как раз и стали временем максимального, неслыханного в русской истории освобождения рядового человека от государства. "За державу", безусловно, обидно, но не слишком ли надрывно отдельные государственники тоскуют по "сильной власти", всего только полвека назад избавившей население от всеобщего рабского труда? Безусловно, крах с грехом пополам выстроенной социальной системы есть огромное зло, но стоит ли специфический русский патернализм своей неизбежной цены? Да, чиновники по-прежнему нещадно окладывают обывателей взятками, да, любой находящийся в здравом уме гражданин РФ знает о полнейшем пренебрежении к его судьбе со стороны власти, но зато никто и не требует от него жертвовать жизнью во имя очередного этапа возвышения нашего вечно глиняного государственного великана. Этих жертв по доброй воле почти никто в современной России принести уже не готов. Уж лучше «распад империи», «разложение фронтов» и, совсем как в «Докторе Живаго», счастливая жизнь натуральным хозяйством. Ибо одно дело – покупать в книжных магазинах бесчисленные биографии «любимого вождя» с «Герцеговиной Флор», и совсем другое – знать, что лично ты закончишься в этом мире только потому, что начальство решило ударными темпами возродить промышленность. Теперь же всякий сторонник "неизбежных жертв национальной мобилизации" имеет возможность начать отсчет этих жертв с себя, на этом и закончить. Так что подите вы к черту, господа патриоты, люди больше не хотят умирать во имя ваших надобностей. Они и так трагически смертны.

А что до вопроса – «как сделать так, чтобы преуспеяние страны не было бы куплено обычной его ценой?» - на него нет ответа. Автор этих строк предполагает, что для этого нужно было, чтобы в семнадцатом веке в России восторжествовал протопоп Аввакум. Одержи старообрядцы победу над западническим (еще до всякого Петра) государством и никонианской церковью, цвело бы здесь и сейчас «буржуазное общество». Но не стоит забывать и о том, что именно Аввакум, проиграв исторически, взамен придумал для всего мира русскую литературу, ничего похожего на которую в гипотетической буржуазной России, конечно, случиться бы не могло. Утратив буржуя, мы приобрели Алешу Карамазова - так стоит ли эта игра свеч? Для человека праволиберальных или националистических взглядов невозможность здесь «нормальной общественной жизни» есть, бесспорно, трагическое явление, и он желал бы установления на родине буржуазных институтов любой ценой, лишь бы не погружаться вновь в безвыходность очередного хаоса или новой сатрапии. Но для тех, кто ощущает, что нет в мире угнетения надежнее добровольно-общественного, для кого грандиозная словесность важнее крепкого социального уклада - для них  родная русская атомизация и разруха представляется явлением хоть и удручающим, но все равно предпочтительным.

Путинский режим хорош именно тем, что он плох, полезен именно тем, что слаб. Как никакой другой, он почти оставил нас в покое. И не дай нам Бог вновь увидеть сильные стороны власти. Ибо жизнь без них в последние шесть лет только начала приобретать подлинное очарование.                         

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.