Дом без фундамента
Местное самоуправление опять отложено
Час, назначенный судьбой, пробил для российского местного самоуправления. Нижняя палата перенесла на три года вступление в силу федерального закона об общих принципах его организации - то есть, с ранее назначенного 1-го января 2006-го на 1-е же января, но уже 2009-го. По нашим меркам - на другую историческую эпоху. Формальности с утверждением этого решения займут, видимо, несколько недель, и говорят, что в октябре оно вступит в силу.
На случай, если кто не слыхал о местном самоуправлении. Это не только сельсоветы. Это управление во всех населенных пунктах, от поселков и аулов до городов-миллионников (только Москва с Петербургом не в счет, потому что - субъекты Федерации).
Закон, который отложили, он, собственно, не вводит в России местное самоуправление (какое-никакое, оно есть и так). По замыслу своего вдохновителя Дмитрия Козака, этот закон его упорядочивает: наделяет местных самоуправленцев источниками доходов, полномочиями и обязанностями - в общем, некоторой независимостью от остальной властной вертикали, которая (независмость) первоначально предполагалась полезной для творческой работы на благо избравших их сообществ.
Несколько лет назад, когда этот закон (тогда еще проект) бесконечное число раз жевался и пережевывался всеми инстанциями, то за пределами этих инстанций его называли робким, половинчатым и беззубым.
После 13 сентября прошлого года он автоматически стал дерзким, радикальным и сверх всякой меры зубастым. Судьба его читалась уже тогда - в высказываниях губернаторов, узнавших о новом порядке возведения в губернаторский сан. К словам одобрения и поддержки этого порядка, многие из них не забывали присовокупить, что им самим тоже очень удобно было бы лично выдвигать кандидатуры глав самоуправлений, особенно в крупных городах, не дожидаясь, пока это сделает местный избиратель - темный, продажный и не вызывающий политического доверия.
Сказано - сделано. За год во многих регионах успели провести внушительную работу в этом направлении, хотя и не везде, и не до конца. Теперь очередь была за федеральным законом. Очередь пришла, и, будем справедливы, кастрация этого закона оказалась по-своему либеральной.
Первое января 2009-го - это только крайний официальный срок. Те регионы, которые хотят ввести закон у себя раньше, вполне вольны его вводить - хотя бы даже и с первого января 2006-го. И несколько десятков регионов вроде бы так и собираются поступить.
Так они поступят или не так, ждать осталось недолго. И если так, то с января в разных регионах денежные потоки, (в том числе направляемые из центра) будут течь по разным правилам. В этом случае интересно будет посмотреть (желательно со стороны), как с этой чересполосицей справятся наши центральные экономические власти, и в спокойных ситуациях не особо толковые и расторопные.
Но как бы то ни было, поступь наших местных самоуправлений приторможена. Процесс приручения и вертикализации идет несколько быстрее, чем процесс обретения самостоятельности и ответственности. Можно только спорить, насколько быстрее.
Детский вопрос: почему так? Ответить, что это ревность властной вертикали, в которую самоуправления формально не входят, значит, сказать не все. В каждом регионе своя история, и там, где муниципалы активно себя отстаивали, их дела не так плохи. Но большинство пошло другим путем, от споров о независимости уклоняясь и рассчитывая с комфортом вписаться в вертикаль.
Такой выбор очень легко делается теми, у кого нет опоры в низах. Популярность муниципальных структур в народе по большей части низка. В нескольких городах лукавые региональные губернаторы недавно устроили референдумы - нужны ли тамошним жителям выбранные ими же, жителями, мэры. Жители ожидания оправдали - на референдумы не пошли, передав по умолчанию управление своими городами в губернаторские руки.
Такое поведение народа не извинительно, но в чем-то понятно. Большая часть муниципальных структур работает хуже среднего, или же просто плохо, или совсем уж плохо. В выборные муниципальные органы пробрались хитрецы, жулики, лоббисты, расхитители общественных средств, а иногда и просто негодяи. Добавьте к этому повальную некомпетентность, лень, безответственность, нечуткость. Самые элементарные нужды рядовых людей никого не заботят, а выборы - профанация.
К сказанному можно прибавить еще тысячу соображений по поводу несостоятельности местных самоуправлений. Не хватает только одного. Правда, главного: а чем их заменить?
Допустим, нынешние муниципальные структуры неформально, но почти официально сольются с государственной административной машиной. Можно конечно, допустить, что она их перевоспитает или найдет других хороших. Но не слишком ли это наивное предположение?
Поскольку Россия - страна почти что западная, не обойтись без творческого усвоения опыта Запада. По понятным причинам лучше всего подходит опыт Дикого Запада, наглядно изображенного в старых голливудских вестернах.
Главные события там обычно происходят в салуне, полном посетителей (они же - жители городка, они же - избиратели). На лучших местах со стаканами виски - цвет местного самоуправления: мэр, священник, почтмейстер, мадам из борделя. В зависимости от сюжета, они могут быть вполне приличными людьми, а могут и негодяями. Сообразуясь с этим, другой народный избранник, шериф, либо спасает их от бандитов, либо бьет по ним без промаха. Клиенты салуна (избиратели) криками одобрения санкционируют политический расклад, сложившийся после перестрелки.
И так, step by step - к развитой демократии.
Все вышеописанное - не только искусство, и даже не только чужая жизнь. Вот личные впечатления.
Поселок в глубинке. Обитатели кормятся неким трудовым, но не вполне официальным промыслом, который на всякий случай не будем описывать. Плюс к тому, оказывают весь комплекс услуг проезжающим по близлежащей большой автотрассе.
Главная площадь, с ее торговыми точками, рюмочными, дорожными гостиницами и даже государственным флагом на флагштоке живо напоминает голливудскую декорацию. Местная экономика процветает. Специалист сказал бы, что она даже перегрета. Местная элита живет в аляповатых краснокирпичных палаццо с башенками, сбившимися в отдельный квартал. Остальная часть поселка, там, где лет десять назад стояли сплошные развалюхи, сейчас обиталище местного миддл-класса: дома отремонтированы, в каждом дворе машина. Везде царит порядок - признак твердого и заботливого управления.
Какая-то муниципальная власть в поселке, наверно, есть, но ее не видно и не слышно. Да и зачем? Показывают отдельно стоящее кафе, в котором собираются авторитетные люди поселка и решают все вопросы, включая будто бы и установление своего рода налогов и сборов. Тут же кипит духовная жизнь: живая музыка, стриптиз. Не все ладно, конечно. Жалуются на низкий культурный уровень здешних стриптизерш: сквернословят, безвкусно кривляются. Неподалеку кто-то пытался возвести другое деловое кафе. Не прижилось. Оба раза сгорело.
Самоуправление растет снизу. Иногда неформальное, но от этого ничуть не менее живое. Достаточно далекое от красот законности и демократии (если предположить, что таковые процветают на других уровнях). Оно сложилось само в виде, приемлемом для местных жителей, и станет другим, когда они этого захотят.
Нигде и никогда самоуправление не возникало тихо и благостно, без кризисов и без борьбы. Тормозить его рост, ссылаясь на дикий его вид - значит загонять вглубь малые кризисы с тем, чтобы они потом вырвались наружу как один большой.
Местное самоуправление - фундамент любой современной политической системы. Надолго заменить его бюрократическими учреждениями не может никакой режим, даже авторитарный. Оно же - и главная кузница политических и административных кадров всех уровней. Если самоуправление - слабое и пренебрегаемое, то нет и нормального кадрового обновления, что мы, кстати, сейчас и наблюдаем. Абсолютная незаменимость самоуправления перекрывает все его извращения, вместе взятые.
Дом без фундамента долго не стоит. Собственно, к этому и добавить нечего.
|