GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Спор человека с гражданином
Автор: Альберт Акопян
Дата: 20.09.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/778883/
Спор человека с гражданином

В Петербурге начался суд над убийцами таджикской девочки

«Декларация прав человека и гражданина»... Многое, начиная с названия, поразило в этом документе европейцев. Шел 1789 год, когда даже жители немногочисленных республик назывались «подданными», и даже в большей части Европы сохранялось фактическое рабство. Понять различие между «человеком» и «гражданином» было непросто.

Сегодня глава, посвященная правам и свободам, присутствует во всех конституциях мира, причем, различие между терминами «права человека» и «права гражданина» вполне отчетливо. В первом случае, речь идет о неотъемлемых, естественных правах, присущих любому человеку, независимо от того, является ли он гражданином государства, на территории которого находится в данный момент. Субъект этих прав обозначается словами: «каждый» («Каждый имеет право на жизнь»), «все» («Все равны перед законом и судом»), «никто» («Никто не должен подвергаться пыткам <...>»), либо применяются обороты: «гарантируется», «охраняется», «запрещается», «не допускается» и т.п. Упрощенно говоря, это те права, которыми помимо граждан пользуются также иностранцы (трудовые мигранты, переселенцы, беженцы) и лица без гражданства. Во втором случае речь идет о правах только граждан данного государства и эта принадлежность права в тексте статьи непременно указывается.

Возможно, этого правила хотели придерживаться и авторы Конституции РФ. Получилось иначе. Ст.19/2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка <...> отношения к религии <...>», и в той же части той же статьи (!): «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В данном контексте слово «гражданин» означает, что ограничивать права не граждан по признаку, скажем, расовой принадлежности можно. Подобных «сюрпризов» в Конституции немало. Представьте себя «гастарбайтером» или этническим россиянином – переселенцем из бывшей республики СССР, и попытайтесь оценить свои конституционные права. Ст.7/2: «В РФ охраняются труд и здоровье людей <...> обеспечивается государственная поддержка <...> инвалидов (не «граждан-инвалидов» – А.А.) и пожилых граждан». Хотя в Ст.39/1: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». (Не важно, что скрывается за последним пассажем: закон не может противоречить Конституции, а здесь – «каждому»). Ст.39/3: «Поощряется добровольное социальное страхование <...>» (т.е. не только граждан) и Ст.41/2: «В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения <...>», Ст.41/1: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь («помощь», а не «услуги»! – А.А.) <...>». И здесь же: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Что ж, статус беженца в России не присваивался уже года три, переселенцы полагаются на собственные силы, а «гастарбайтеры» на российскую пенсию и 100-процентно гарантированное Конституцией РФ пособие по инвалидности не рассчитывают. Потеря кормильца, обеспечение для воспитания детей? Не вопрос! Детей убивают наравне с родителями.

Но конституционные коллизии в части разграничения прав человека и гражданина могут иметь последствия и иного рода. В России нет, и пока не предвидится федеральной программы решения демографической проблемы, повышения рождаемости. Легко подсчитать, что если такая программа будет внедрена и эффективно заработает в течение нескольких ближайших лет, то первые результаты почувствуются не раньше, чем через четверть века. Пока же, скажем так, субъекты хозяйственной деятельности решают свои трудности доступными методами: привлечением иностранной рабочей силы. При этом вопреки глубоким и остроумным трудам мыслителей о пассионарности православия и ислама, славянского и тюркского миров, отчуждение между гражданами страны и трудовыми мигрантами крайне высоко. В последнее время выступления «гастарбайтеров» в защиту своих прав, человеческого достоинства перестали быть редкостью. Следует ожидать, что, как и в других странах в эти конфликты будет втянута Конституция.

В тексте Основного закона РФ ни разу не встречается слово ...«партия». Лишь однажды упоминается «многопартийность», да и то в значении, близком к «плюрализму» – Ст.13/3: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность». Зато широко употребляется термин «общественные объединения», явно подразумевающий ассоциации всех уровней. (См. Ст.13/5: «Запрещается деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя <...>») А теперь Ст.30/1: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Правда, Ст.31: «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Вот так – не граждане объединяться могут, но, не собираясь, не митингуя и не шествуя. Притом, что «Общественные объединения равны перед законом» (Ст.13/4) и «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (Ст.29/1).

Впрочем, иногда достаточно только мысли. Полвека назад в Португалии расистские отморозки убили африканского рабочего. Его товарищи пошли в сторону провинциального городка. Они не использовали «плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». Они шли по разным «маршрутам», на расстоянии нескольких шагов друг от друга, опустив голову, и это не было похоже на «привлечение внимания к каким-либо проблемам». У полицейских был приказ стрелять в случае малейшего неподчинения. Африканцы получали дубинками по спинам, безропотно подчинялись, поворачивали назад, растекались ручейками и снова стекались в потоки. Видя, что подчиненные изнемогают, полицейский начальник пошел на хитрость: он приказал пропустить африканцев на площадь и окружить ее. Достаточно было одного возгласа протеста, чтобы прозвучал залп. Но африканцы начали ...танцевать. Час, другой. На площади собрался весь городок. И тогда танец превратился в пантомиму. Вот юноша прощается с родителями и с любимой девушкой. Вот он на плантации собирает апельсины в корзину. А вот мечтает, о том, что купит лодку и станет рыбаком. Люди в белой одежде сбивают его с ног...

Ст.44/1: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного <...> и других видов творчества <...>» Значит, и наша Конституция дает шанс примирить человека и гражданина.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.