GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Война миров
Автор: Дмитрий Лысков
Дата: 24.08.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/778587/
Война миров

Узбекистан вступил в схватку с Западом

Демарши Узбекистана на внешнеполитической арене продолжаются. Во вторник Генпрокуратура республики выступила с неожиданным укором в адрес ООН. “Действия комитета ООН по делам беженцев дискредитируют благородные цели организации”, - говорится в заявлении прокуратуры.

С мая месяца, когда внешнеполитический вектор Узбекистана резко изменился после андижанских событий, это не первое подобное заявление официального Ташкента. Судя по всему, и на этот раз оно останется без внимания мирового сообщества. Самая “пострадавшая” сторона конфликта – США, несмотря на требования вывода военной базы, склонна снисходительно относится к инициативам Каримова. Что-что, а операция “Буря в пустыне” Узбекистану в обозримой перспективе не грозит.

Очевидно, что ни новые, ни старые союзники не спешат помогать или мешать Узбекистану в проведении новой внешней политики. Также очевидно, что Узбекистан не стал региональным лидером Средней Азии, на роль которого активно претендовал с момента распада Советского союза. Постепенно из узбекского подчинения была выведена большая часть межреспубликанских структур, сохранившихся со времен СССР. Последний удар по остаткам лидерских амбиций республики был нанесен буквально этой весной в ходе реструктуризации Объединенного диспетчерского центра энергосистемы Средней Азии и Казахстана. И хоть в Казахстан ОДЦ не переехал, однако, оставшись в Ташкенте, значительную часть былого влияния потерял, из управляющей структуры став Координационным центром. В котором первую скрипку, по некоторым данным, играет опять-таки Казахстан.

Региональные имперские амбиции грели душу узбекского руководства с 1991 года, когда, внезапно оставшись в положении республики СССР без самого СССР, Узбекистану пришлось самостоятельно выстраивать региональную и внешнюю политику. Выгодное центральное положение в Средней Азии, развитая промышленность, наибольший среди среднеазиатских государств военный потенциал, вполне соответствовали поставленным целям.

Одновременное заигрывание с Россией, США, Турцией и Европой принесло определенные плоды. Только за период с 1992 по 2002 годы Госдепартамент США перечислил в республику “на строительство демократии” не менее 440 млн. долларов, оттеснив своих соперников.

Всерьез рассматривая риторику официального Ташкента о лидирующей роли в центральноазиатском регионе, США с началом операции “Несокрушимая свобода” разместили в Узбекистане военную базу “Карши-Ханабад”. Целесообразность ее создания с военной точки зрения вызывала и вызывает серьезные сомнения, очевидно, что база – объект политического влияния.

В дополнение к американскому присутствию на своей территории Каримов получил помощь в 139 млн. долларов “за участие в контртеррористической операции, на повышение обороноспособности”. Куда ушли вложенные за последние 13 лет деньги недоумевают, надо думать, и сами американцы: в Узбекистане не удалось построить не только плохонькой, “азиатского типа”, демократии, но и условно рыночной, опять же “азиатского типа”, экономики. На данный момент республика представляет собой достаточно странное государственное образование, в котором, по сути, не осталось былого промышленного потенциала, практически нет свободной торговли (вплоть до того, что закрываются вещевые рынки и частные продуктовые лавки), в бюджетной сфере по полгода задерживаются и без того мизерные заработные платы и пенсии.

При всем этом нельзя сказать, что Узбекистан охвачен протестными настроениями. Пожалуй, главная заслуга режима Каримова – это определенное спокойствие в республике. Достигнуто это весьма жесткими методами, оппозиция (в том числе радикальная исламистская) либо “сидит”, либо уничтожена, либо в бегах.

В этой ситуации Соединенные Штаты Америки весьма вяло реагируют на требование официального Ташкента в шестимесячный срок убраться из этой страны. Основной мотив высказываний западных аналитиков по этому поводу таков: а зачем она, собственно, нам нужна, эта база? Некоторое лукавство переплетено здесь с некоторой же самоуверенностью. Трудно себе представить, что США не нужна расположенная в Узбекистане база. С одной стороны, сегодня, после окончания афганской войны, формальной надобности в ней нет, и не только в ней, а и вообще в американском военном присутствии в регионе, что и было достаточно ясно выражено в недавней декларации стран ШОС. С другой, американцы привыкли приходить куда-либо, чтобы остаться там навсегда, а вовсе не для того, чтобы впоследствии уйти. Сложно поверить, что США так просто откажутся от Узбекистана. В резерве у них есть, конечно, план перевода базы в Азербайджан, но это лишь запасной вариант. К тому же в Вашингтоне уверены, что Узбекистан легко будет переломить через колено и поставить на место, коли в том возникнет надобность, когда президент Каримов окончательно зарвется. Но именно тут кроется серьезная ошибка американских стратегов.

Узбекское экономико-политическое чудо, если так можно назвать странное сосуществование крайней нищеты и политической стабильности, держится на фигуре Каримова, жесточайшем аппарате подавления (что продемонстрировал Андижан) и полном контроле властей за обществом, в том числе и за радикально исламистски настроенной его частью. Изъятие Каримова из обращения - а именно к этому стремятся в США - приведет к утрате контроля над ситуацией, который не под силам восстановить не только американскому правительству, но и всему мировому сообществу по причине элементарного незнания местных реалий. И тогда придется иметь дело с новым Узбекистаном, страной, населенной нищими, озлобленными и  плохо управляемыми (за отсутствием традиционного управителя) людьми. Вообще, о народах, которые Соединенные Штаты намерены демократизировать, им известно не более, чем о марсианах, однако уверенность американцев в том, что они поступают правильно, ввязываясь в эту войну миров, со временем не ослабевает, а лишь крепчает.

Обвинение в двойных стандартах, брошенное Каримовым в лицо Западу, и справедливо, и нет: на деле Запад обладает лишь одним-единственнным методом, который, как универсальную матрицу, прикладывает к любой проблемной ситуации, нимало не заботясь о конкретных особенностях и, соответственно, последствиях. Сегодня общественного протеста в Узбекистане нет - Америка готова дать к нему повод, забывая о том, что протест этот будет направлен не против Каримова, а против вашингтонского ставленника. Стоит ли Париж мессы, а база - головной боли?

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.