Депутат Рублевки
Михаил Ходорковский выдвигается в Госдуму
Знаменитый тюремный сиделец перешел в новое политическое наступление. Объявлено, что Ходорковский уже на этой неделе может стать кандидатом в депутаты Госдумы. По крайней мере, его адвокат Юрий Шмидт подтвердил готовность экс-главы ЮКОСа баллотироваться в депутаты по 201-му Университетскому округу Москвы. Это место в Госдуме освободил известный «яблочник» Михаил Задорнов, перешедший работать во Внешторгбанк. "Михаил Борисович отнесся к этому предложению очень серьезно и заявил, что если его поддержат серьезные люди, мнение которых имеет для него значение, то он готов дать свое согласие, отчетливо понимая все, что его ждет", – сообщил Шмидт. И «серьезные люди» поддержали.
Инициативная группа, в которую войдут серьезные, как всегда, Ирина Хакамада и Владимир Рыжков-маленький, соберется уже в ближайшие дни. Возглавит эту группу по «доизбранию» МБХ один из лидеров СПС Иван Стариков, известный в качестве идеолога антивластного пути для «правых сил» - в противовес провластному крылу Чубайса. Тем не менее, предполагается, что на выборах по Университетскому округу Михаилу Ходорковскому может оказать поддержку вся партия СПС. Кроме того, по словам Старикова, своего представителя в инициативную группу готовы делегировать также и старые друзья СПС - коммунисты. Возможно, инициативником станет зампред компартии Иван Мельников, давно уже замеченный в братаниях с либералами. Однако официальный представитель КПРФ поспешил выступить с опровержением слов Старикова.
Секретарь ЦК Олег Куликов заявил, что Компартия не будет поддерживать выдвижение Михаила Ходорковского, поскольку коммунисты "намерены выдвинуть своего представителя кандидатом в депутаты по этому округу". "Что касается Ходорковского, то он никогда не был нам близок, более того, мы считаем, что он в том числе несет часть вины за те так называемые либеральные реформы, которые привели страну к тяжелому экономическому положению и сделали нищими миллионы россиян". В отличие от осторожных думских коммунистов пребывающие вне стен парламента либералы проявили дежурную храбрость. Лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада подтвердила свою готовность войти в состав пресловутой «инициативной группы». Заместитель Явлинского по "Яблоку" Сергей Иваненко также заявил, что "яблочники" примут участие в выдвижении Ходорковского.
Сами довыборы по 201-му округу могут быть назначены на 4 декабря, однако официальное решение по этому поводу еще не принято. Возможность выдвижения находящегося в СИЗО Ходорковского существует благодаря тому, что вынесенный ему приговор еще не вступил в законную силу. В настоящий момент он опротестован. И экс-олигарх может успеть зарегистрироваться кандидатом в депутаты. 25 августа истечет срок подачи замечаний на протокол судебного разбирательства в Мещанском суде. Мещанский суд может их рассмотреть уже 26 августа, и дело направится в кассацию в Мосгорсуд. О рассмотрении дела там все стороны должны быть уведомлены не позднее, чем за 14 дней до начала заседания. Таким образом, не ранее 8 сентября Мосгорсуд сможет начать рассматривать кассационную жалобу. А дата довыборов по 201-му округу должна быть назначена уже в конце августа - начале сентября. С этого момента начнется и регистрация кандидатов. Центризбирком, со своей стороны, не отрицает права Михаила Ходорковского выдвигать свою кандидатуру на парламентских выборах, однако считает, что бывшему главе ЮКОСа будет трудно выполнить все требования избирательного законодательства. "Право (выдвигаться) у него есть, а будет ли он зарегистрирован - это вопрос", - заявил в среду зампред ЦИКа Олег Вильяшев.
Наиболее очевидный упрек, который можно бросить в связи с выдвижением Ходорковского в депутаты, будет адресован его политическим друзьям из числа «серьезных людей». Человек, дескать, сидит в тюрьме, а вы им манипулируете, безнравственные. Однако эта высокоморальная поза вряд ли уместна. Ходорковский с самого начала своих злоключений делает то, что хочет сам, и - чем дальше, тем больше - позиционирует себя как публичного политика. Даже само нахождение в тюрьме – его сознательный выбор (примечательно, что Гусинский, Березовский и Невзлин, такого выбора не сделавшие, в застенках не пребывают). Так и теперь: МБХ, которому уже нечего терять (ибо из тюрьмы он, похоже, при нынешнем режиме не выйдет), стремится упрочить свой политический капитал любыми способами – и, в рамках его собственной логики, на подобные действия возразить совершенно нечего.
У Кремля, однако, есть много способов повлиять на ход событий с выдвижением «депутата Рублевки». Оставив за скобками весьма неэтичные возможности собственно тюремного воздействия, о которых говорит сейчас и сам Ходорковский, власти, тем не менее, могут заблокировать его депутатство вполне легально-законническими путями – ускоренным темпом отклонить апелляции, придраться к подписям, выдвинуть (через генпрокурора) новые обвинения. Именно этим путем, скорее всего, и двинется наша юридическая машина. И это будет – большая ошибка. Просто запретив, по сути, Ходорковскому идти на выборы, власть, тем самым, проявит казенно-бюрократическую ограниченность и вызовет новый шквал упреков в «кровавости» режима. Куда лучше для нее было бы «убрать его политически», благо возможностей для этого – предостаточно.
Дело в том, что «оранжевые ряды» крайне непрочны. Поскольку ниспровергателей режима по разным причинам поддерживает крайне малое число избирателей даже из числа «ядерных» целевых аудиторий (и те пассивны, как правило), ниспровергатели склонны продаваться за три, максимум пять копеек. Коммунисты, падкие до авансов со Старой Площади, уже поспешили откреститься от покаявшегося олигарха. Зная тактические виражи Григория Явлинского, можно думать, что и он вполне способен неожиданно заявить нечто о «виновниках обвала эпохи приватизации» и гневно отказаться от союза с бывшим спонсором, которого он однажды уже предал. И уж тем более против Ходорковского может выступить кто-то из экс-совладельцев некогда единой «Родины» - например, Бабурин. Ему за это вполне может быть обещана высочайшая поддержка на очередном этапе нескончаемой драки за национал-патриотический пирог.
Нейтрализация в смысле «лишних движений» и без того практически безопасного СПС для власти – тем более не проблема. Так и останутся у Михаила Борисовича из «серьезных людей» в группе поддержки Хакамада да Рыжков-маленький. Возможно, к ним присоединятся еще Гарри Каспаров и Марина Литвинович. Для подлинного «авангарда демократии» этого конгломерата борцов все-таки маловато.
Ну а дальше – все отколовшиеся выставляют своих, встречных кандидатов, и Ходорковский проигрывает в «равной, честной борьбе».
И это во всех отношениях хороший исход: триумф Ходорковского - явление печальное. В случае, если нынешную администрацию в России постигает катастрофа и «граф Монте-Кристо» выходит на свободу – ему явно уготована роль премьер-министра и «либерального прикрытия» при том ультраправом националистическом режиме, который только и может стать реальной альтернативой сегодняшнему Кремлю. Никаких вымечтанных в застенке «левых поворотов», «социал-демократии западного образца» и «разумной легитимизации собственности» - хороши они или из рук вон плохи - в этом случае все равно не предвидится. Более того, сам автор тюремных записок, в которых формулируются вышеприведенные цели, после торжества революции непременно окажется за решеткой во второй раз – когда перестанет быть нужен своим временным союзникам. И тогда уже никаких «посланий» никто ни за что не увидит.
Единственное, что обнадеживает – бодрые оппозиционные «союзы», декларации и инициативные группы покамест построены на песке. Дело Ходорковского, несмотря на весь ажиотаж в заинтересованной прессе, крайне мало затронуло «народные массы», и потому до прорыва «из тюрьмы – во власть» узнику космически далеко.
|