GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Яйца Лимонова
Автор: Максим Артемьев
Дата: 18.08.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/778524/
Яйца Лимонова

Над НБП уместен либо художественный, либо уголовный суд

Решение Верховного суда РФ об отмене вердикта суда нижестоящего – Московского областного – о ликвидации Национал-большевистской партии стало сенсацией в отечественных СМИ не только по причине летнего новостного голода. Решение Верховного суда обсуждают весьма оживленно, ну прямо, как зимой. Еще бы! После всех предупреждений «лимоновцам» (вплоть до исходящих от В.Ю. Суркова), чтобы они утихомирились, после всех бесчисленных налетов на их штаб-квартиры, после многочисленных судебных процессов против активистов НБП, когда дело национал-большевиков казалось напрочь проигранным, такой вот «финт ушами», говоря словами героя Шукшина, в исполнении российской Фемиды.

Важно отметить, что с самого начала рассмотрение «дела НБП» имело мало отношения к сути вопроса. Ее запрещали вовсе не за экстремизм политической программы и тем паче не за экстремизм политических действий (что было бы наиболее естественно), а придираясь к мелким формальностям, не имеющим отношения ни к какой политике. Также и «реабилитация» лимоновцев не стала торжеством справедливости их идей и права их деяний. Будущее НБП по-прежнему неопределенно, и любой другой судья по тем же формальным основаниям может «прикрыть» партию. Недаром Генпрокуратура уже пообещала обжаловать решение судей.

По большому счету, не столь важно, прикроют ли НБП на этот раз или все же ей позволят существовать. Потому что формальная придирка только затемняет существо вопроса: имеет ли НБП в принципе право на легальность, называется она партией или как-то иначе. И ответ на этот вопрос в принципе уже дан: созданная талантливым писателем НБП при любой форме бытия – официальной или подпольной - вряд ли когда-нибудь выйдет за границы крайней маргинальности.

Национал-большевистская партия возникла как сугубо интеллигентский, эстетический проект, у истоков которого, кстати, находился не только Лимонов, но и известный евразиец Александр Дугин. Как все политические партии современной России, НБП росла не снизу, а сверху, постепенно спускаясь до чумазых пэтэушников, играющих в революцию. Если говорить о социальной базе НБП, то сегодня она определяется во всех отношениях ограниченным кругом лиц, едва вышедших из пубертатного периода и не нашедших для себя занятия поприличней.

Успех лимоновцев, если о таковом можно вообще говорить, указует на жалкое состояние политической жизни в России вообще. Тот факт, что метание яиц и пакетов с майонезом поставили НБП чуть ли не в центр общероссийского внимания, говорит о том, что дела у других партий совсем неважнецкие.

Но нельзя считать, что яичный терроризм может привести к особенным результатам. Эдуард Лимонов, найдя, пожалуй, единственный для современной России удачный пиаровский ход – публичное хулиганство, с помощью которого можно привлечь к себе внимание при минимальных затратах, вместе с тем оказался его заложником. В глазах широкой публики выходки его юных соратников – не более чем клоунада. Всерьез Лимонова и его партию не воспринимают. Для русского человека, что ни говори, власть – понятие святое. Покушение на респектабельность истеблишмента, на дядьку в отутюженном пиджаке, особенного сочувствия в России не вызывает – как и любой другой акт десакрализации.

НБП - проект не политический, а именно эстетический. И судить «лимоновцев» следует художественным критикам, даже не журналистам, тем более не верховным судьям. Обрушивать на их голову УК РФ - все равно что сажать Сорокина за порнографию. Правда, НБП не книжки сочиняет, а промышляет мелким хулиганством, направленным против личности (пресловутое яйцеметание), а также порчей общественного и государственного имущества. Такого рода действия везде в мире квалифицируются как противоправные, и то обстоятельство, что на чей-то взгляд они могут иметь художественную ценность, никак эту противоправность не отменяет.

Для публичной политики, впрочем, все это мелкие и лишние подробности. "Уголовники" или "художники", национал-большевики по-любому - маргиналы.    

Великий американский лингвист современности – Ноам Чомски, чьи труды цитируется чаще любого другого ученого, также играет в левого бунтаря, обличая США при каждом удобном и неудобном случае. Но при всем своем гении он прочно засел в ловушке маргинальности, и ни одно серьезное американское СМИ не ссылается на него в политических вопросах. Подобная участь суждена и Лимонову – он всегда будет называться Эдичкой. И никак иначе.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.