GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Однажды в Боснии
Автор: Максим Артемьев
Дата: 11.07.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/778099/
Однажды в Боснии

Время работает на покаяние

11 июля делегации со всего мира соберутся в маленьком боснийском городке Сребреница, чтобы почтить память жертв ужасающей резни, произошедшей здесь ровно десять лет назад. Но, пожалуй, самым важным на этих траурных мероприятиях станет присутствие на них президента Сербии Бориса Тадича. Столь важным визит лидера соседнего государства (от Сребреницы до Сербии – рукой подать) является потому, что преодолеть короткое расстояние оказалось совсем непростым делом, растянувшимся на десятилетие.

Напомним вкратце предысторию событий, которые произошли перед самым завершением боснийской войны. К июлю 1995 года маленький шахтерский городок Сребреница  находился под защитой шестисот голландских военнослужащих из ООНовских миротворческих сил и являлся мусульманским анклавом в сербском окружении. В обмен на международную защиту мусульмане должны были воздерживаться от враждебных вылазок. Но их полевой командир Назер Орич игнорировал соглашение и регулярно совершал набеги на близлежащие сербские села, жестоко расправляясь с мирным населением и сжигая его дома. Всего было убито несколько сот сербов и разорены свыше сорока селений. (По иронии судьбы, до 1992-го года Орич служил в охране Слободана Милошевича.)

Понимая, что войну выиграть невозможно и Милошевич уже выступил вместе с Западом за окончание боевых действий, лидеры боснийских сербов Радован Караджич и Радко Младич решили напоследок захватить как можно больше территорий, чтоб оказаться  в выигрыше при окончательном дележе. Так решилась участь Сребреницы. Голландцы сопротивления не оказали, и 7 июля город без боя заняли сербы. Население в панике пыталось бежать или укрыться на территории ООНовской базы, но тщетно. Начиная с 10 июля, сербы начали исполнение своего плана. Они отделили от женщин и детей всех мужчин старше шестнадцати лет и стали вывозить их Сребреницы. Всего на тот момент в руки сербов попало около 12500 мусульманских мужчин. Примерно пяти тысячам удалось бежать. Участь остальных оказалась печальной – их расстреляли в разных местах, более всего в местечке Поточари, где сегодня находится самое крупное захоронение. Всего было казнено примерно 7800 человек.

Общепризнанно, что резня в Сребренице стала самым крупным преступлением против человечества в Европе после Второй Мировой войны.

Почти сразу после подписания Дейтонских соглашений началось расследование этого дела. При ООН был создан специальный трибунал по бывшей Югославии, чья апелляционная палата единодушно признала массовые убийства в Сребренице геноцидом. За десять лет были заслушаны десятки тысяч свидетелей, вскрыты братские могилы (их искали даже с помощью спутников), эксгумированы тела расстрелянных. Более двух тысяч останков уже опознаны и переданы родственникам для перезахоронений. Два сербских офицера – Видое Благоевич и Драган Йокич, командовавшие расстрелом, осуждены 18 января этого года. Кстати, Назер Орич, сбежавший на вертолете из штурмуемой Сребреницы, а после тихо-мирно владевший фитнесс-клубом в Сараево, также уже за решеткой и ждет суда. Справедливости ради стоит отметить, что расследование всех обстоятельств трагедии в Сребреннице еще не закончено, поэтому установленные факты формально считаются предварительными выводами. Впрочем, судя по массе накопленных свидетельств, это всего лишь формальность.

Очень медленно, но палачи получают заслуженное наказание, родственники жертв узнают о последних часах и минутах жизни своих близких, и все больше в Боснии появляется могил с именами погибших, где дата смерти находится в промежутке между 10 и 17 июля 1995 года.

Но, как писал классик, «разруха в головах». Основная проблема, без решения которой не решить вопрос о примирении соседей на Балканах, где вперемешку живут люди самых разных религий и культур, заключается в отсутствии единой точки зрения на произошедшее. Для миллионов сербов Караджич и Младич остаются национальными героями, которых население укрывает вот уже десятый год, спасая их от ООНовских ищеек. Соответственно, многие сербы не признают факта массовых убийств, совершенных своими соотечественниками. В основе этого стойкого убеждения лежит трагическая судьба сербского народа. Пять веков он страдал под османским игом. После пережил опустошительную оккупацию Австро-Венгрией в Первую Мировую войну, а в 1941-1945 гг. стал объектом геноцида со стороны немецких нацистов и хорватских усташей, вкупе с террором болгар, венгров, албанцев и боснийцев-мусульман. Привыкшим ощущать себя народом-мучеником, сербам мучительно трудно признать правду о своей недавней истории и вглянуть в лицо фактам.

Но месяц назад в Сербии случилось событие, которое может стать переломным для менталитета ее населения. Во время своего последнего визита в Белград прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте, известная нам по преследованию Пал Палыча Бородина, привезла видеопленку, запечатлевшую казнь мусульман сербским спецназом «Скорпионы». Кадры полны ужасающих подробностей – благословление военных православным священником перед расстрелом, жалоба оператора, не успевающего заснять все убийства, на садящуюся батарейку в камере, приказ двум пленникам оттащить трупы уже расстрелянных в сарай, после чего их тоже убивают. Несколько матерей в Боснии узнали среди казненных своих сыновей, двум их которых было лишь по шестнадцать лет.

Показ этой пленки по сербскому телевидению (смелым оказался лишь один телеканал), вызвал шок в общественном сознании. Впервые число тех, кто допускает факт геноцида, совершенного сербами, превысило число тех, кто все отрицает. На следующий день к нации обратился президент Сербии Борис Тадич, заявивший, что «Сербия глубоко шокирована. Эти кадры являются доказательством зверского преступления, совершенного против людей другой религии, а виновные до сих пор были свободными людьми». Восемь подозреваемых из спецназа были немедленно арестованы. После этого не ехать в Сребреницу он уже не мог. Вслед за ним с осуждением совершенных убийств выступили  сербский премьер-министр Воислав Коштуница (по убеждениям – умеренный националист), а также премьер и президент боснийских сербов Перо Букейлович и Драган Чавич.

Болезненная ломка сербского национального сознания только началась, и не все так просто. Парламент на днях, например, отказался выступить с обращением по случаю десятилетия резни, а рекламное агентство «Альма Кватро» не решилось размещать по стране плакаты с фотографиями с места казней, предпочтя выплатить штраф за нарушение договора с организацией «Молодежная инициатива за права человека», чем озлобить против себя соотечественников. Что ж, немцам понадобилось более двадцати лет, чтобы вернуться к переосмыслению нацистского прошлого. Американский Конгресс лишь в 1988 году принес извинения за интернирование «своих» японцев во время Второй Мировой войны, а после извинился перед коренными жителями Гавайев за свержение их  короля сто лет назад. Главное, что время работает на покаяние.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.