GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Отдать, чтобы получить
Автор: Максим Артемьев
Дата: 16.06.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/777803/
Отдать, чтобы получить

Зачем списываются африканские долги

Несмотря ни на что, Россия вполне способна шагать в ногу с современным миром. Тот факт, что наша страна сравнительно легко пошла на списание долгов беднейших африканских стран в рамках G8 («Большой восьмерки»), свидетельствует об этом. Удивительно, но решение, стоящее нашей стране ни много ни мало 2,2 млрд. долларов, прошло, в общем-то, незамеченным широкой общественностью. А ведь списание долгов Россией имеет не только сугубо экономическое значение.

Проблема задолженности стран «третьего мира», в особенности африканских, возникла почти сразу же за провозглашением их независимости. Надо отметить, что в России до сих пор сильны традиционно коммунистические, антиколониальные воззрения на историю взаимоотношений Африки с развитыми странами мира, в основе своей совпадающие с либерально-социалистической трактовкой, являющейся основной в Европе. Так что в этом смысле «чистить» учебники истории не приходится.

Напомним читателю, что период колониального господства в африканских странах (это касается английских и французских владений) длился менее ста лет. За это время народы «Черного континента» пережили целую цивилизационную революцию. Из мира родоплеменных отношений они шагнули сразу в мир паровозов и телеграфа. Вопреки расхожим мнениям, для африканцев колониальная власть не означала одно лишь беспросветное угнетение. Вообще, сама трактовка колониализма как угнетательства возникла в умах именно прекраснодушных европейских интеллигентов, с повышенной совестливостью и чувствительностью. 

Конечно, идиллическими отношения белых и черных назвать никак нельзя, и тогда, в XIX веке, за исключением миссионеров и филантропов, мало кто думал о том, чтобы целенаправленно помогать туземцам в приобщении к благам цивилизации. В первую очередь купцы, авантюристы (вспомним Артюра Рембо, торговавшего рабами в Абиссинии) думали о наживе, а правительства – о сферах влияния. И действительно, существовали и трудовые мобилизации, и обязательные поставки продуктов. Но, в целом, для Африки вовлечение ее в сферу европейских интересов означало несомненный прогресс. Появились самые первые врачи с прививками, учителя с книжками, железные дороги, современная промышленность. Конечно, их было совсем мало, но в те годы и Европа не имела излишков, и «мало» все же лучше чем «ничего». В конце концов, африканцы узнали о том, что Земля – круглая, и не Солнце вращается вокруг нее, а наоборот.

Важно учитывать, что предыдущая «доевропейская» жизнь туземцев отнюдь не являлась неким «золотым веком». Процветали бесконечные межплеменные войны, дичайшие суеверия, человеческие жертвоприношения, работорговля (ее начали не белые, а арабские купцы в IX-X веках), а кое-где – каннибализм. В 1700 году у нетронутого цивилизацией африканца было куда меньше шансов дожить до тридцати лет, чем у его сородича в 1900-м.

Без вышеприведенного исторического экскурса никак не обойтись, поскольку иначе не будет понятна дальнейшая картина событий.

Но к середине XX столетия в мире утвердилась иная мораль, и колониальные владения стали рассматриваться как вина и грех белого человека. В повестку дня стал лозунг деколонизации. 1960-й год, когда независимость получили десятки бывших колоний, был провозглашен Годом Африки.

Увы, спустя 45 лет после «освобождения» нельзя не отметить, что правы были скептики, а не оптимисты. «Деколонизация» явилась страшной трагедией для сотен миллионов жителей Черного континента. Власть перешла в руки абсолютно неподготовленных, случайных людей, таких как людоеды Бокасса и Иди Амин, в лучшем случае – коррумпированных диктаторов а ля Мобуту или Эйадема. Причиной смерти десятков миллионов людей от голода и эпидемий стали именно неэффективное управление и безответственная власть. К этим жертвам добавились миллионы погибших в гражданских войнах и этнических конфликтах. Ничего подобного при «колонизаторах» не происходило. Но в том-то и состоит трагедия, что беспристрастному анализу ситуации мешают как самобичевание западной общественности, так стремление африканцев перевалить с больной головы на здоровую. Если у европейцев – затянувшийся комплекс вины перед за колониальное прошлое, усугубленный политкорректностью в тяжелой форме, то президенты-диктаторы с ловкостью жонглируют фразами о многовековом угнетении, неоколониализме и т.д. В чем-то их поведение можно сравнить с поведением Шарикова – «А я просил меня из собаки в человека превращать»? Они требуют безоговорочного списания долгов и дальнейших финансовых вливаний, несмотря на то, что предыдущие миллиарды долларов пошли в основном на личное обогащение мобуту, эйадем и прочих масиасов нгема.

Запад, за последние тридцать лет оказавший помощь более чем на сто миллиардов долларов – беспрецедентное событие в мировой истории, в силу упомянутых причин не мог требовать прозрачности в использовании выделяемых им средств. И в этом контексте неожиданное пожелание Владимира Путина, увязывающего дальнейшее оказание помощи с демократизаций политической жизни, оказалось как нельзя кстати. Россия одним выстрелом убила двух зайцев – показала, что она вполне понимает правила современного политеса, пойдя на списание, и, во-вторых, продемонстрировала веру во взаимосвязь демократизации и экономического преуспеяния. Правда, своей неосторожной ремаркой о каннибализме Владимир Путин немного подпортил общее впечатление, но, тем не менее, на Западе весьма благосклонно восприняли и оценили российский шаг.

Тут надо отметить, что отношение к долгам «третьего мира» весьма разнится на Западе и в России. Чтобы понять, как это важно для первого, стоит вспомнить, что и молодежная революция 1968-го года, и нынешнее движение антиглобалистов подпитывались, в том числе, острым осознанием бедствий жителей стран Африки, Азии и Латинской Америки. И сегодня значительная часть благотворительной деятельности, например, рок-звезд, уходит на сбор средств для голодающих в Африке. (Только сегодня на весь мир прогремел скандал вокруг концерта Live 8, организованного Бобом Гелдофом в пользу бедных африканских стран). Для нас же голод в Африке – нечто абстрактное и далекое. Выйди какой-нибудь политик с предложением помочь «Черному континенту», над ним в лучшем случае бы посмеялись, в худшем – он стал бы образцом благодушного идиота.

Но это, так сказать, политика для внутреннего потребления. Во внешней политике президент совершенно верно опирается не на мнение сограждан, которого по данной проблеме, по сути, нет, а на западное общественное мнение и позицию глав государств G8. Списав два миллиарда безнадежных долгов, Россия приобрела нечто большее, что нельзя купить ни за какие деньги.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.