GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Хиджабы строгие, глаза печальные
Автор: Алина Мангутова
Дата: 27.08.2002
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/opinions/77367/
Хиджабы строгие, глаза печальные

Суд отказал мусульманкам в праве сниматься на паспорт в платках

"Как быть в случае, когда мое самовыражение угодно Богу, но не нравится людям?" (Авессалом Подводный)

Суд Вахитовского района Казани отказал трем женщинам в праве сниматься на паспорт в платке. Его решение было в понедельник подтверждено Верховным судом Татарстана. Таким образом, в поле общественного зрения в который раз попала, казалось бы, ничтожная деталь, недостойная самого элементарного внимания и повлекшая в свое время за собой неожиданно бурные реакции с многочисленных сторон. Во-первых, голос подавали вышеуказанные истицы, заметив, что подобное решение попирает их более чем скромные права. Во-вторых, Духовное управление мусульман, плюс муфтий Татарстана синхронно высказались в том же ключе, дескать, ну, конечно же, законодательная власть таким кощунственным выводом практически поголовно бесчестит верующих женщин, что, естественно, слов нет, как недопустимо. В ответ на такие тирады, эксперты-криминалисты МВД Татарстана и другие официальные лица говорили о светскости государства, а все прочие СМИ развивали эти мысли и добавляли свою - о исподвольном наступлении исламского фундаментализма.

Так или иначе, но повторное решение суда подвигло меня обратить-таки свой взор в сторону этой темы. И вот я было уже совсем собравшись накатать обширное письмо по мотивам лозунга  "экстремистским формам верований - нет!", как обычно это со мной и бывает, уже на финальных строчках вдруг обнаружила, что практически всем своим текстом иллюстрирую совершенно обратную позицию. Посему сразу дочитавших до этого места предупреждаю, что никаких таких праведных доводов супротив засилия исламского фанатизма в моих рассуждениях вы не встретите, зато в изобилии отыщете всяческие слова поддержки в пользу тех, кто, не щадя изображения своего, отстаивает экстравагантное право сниматься, как Аллах на душу положит.

Свою, изумившую меня саму, защитную речь начну, тем не менее, от противного. То есть, я вообще-то понимаю, что закон, какой он ни есть, все же закон. А что касается желаний женщины, совпадающих по поговорке и контексту данной ситуации с Божьими, то приводить их в соответствии с правилами какого бы то ни было государства путем перекраивания законов этого государства можно бесконечно и совершенно безрезультатно. Поэтому свой смысл в том, чтобы изредка притормаживать умонастроение слабого пола посредством высказываний в духе "молчи женщина!" публично в зале суда - есть.

Теперь давайте с другого ракурса, раз обещала. Россия, конечно, слов нет, государство светское, но при этом, несомненно - государство многонациональное, со всем разнообразным набором жизненных укладов и вероисповедательных причуд. Мне кажется, это стало как-то в последнее время слишком легко забываться, войны, взрывы домов и прочие теракты не в меру ожесточили нас, и выгоду такого необыкновенного, не имеющего практически аналогов в мире культурного и исторического многообразия превратили в досадную помеху, а совершенно зря, если не заметить - опасно. Я вовсе не хочу сказать, что надо теперь спешно и регулярно идти на поводу у самых абсурдных религиозных и национальных прихотей, но в иных вещах компромисс не может быть лишним, вот и давайте попробуем его поискать хотя бы вот в этом конкретном случае. Начали.

Рассмотрим собственно предмет спора - фотокарточку на основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ. Главной причиной отказа трем слишком усердно чтущим Коран дамам в использовании при фотографировании вожделенного платка, было заявление, что для безошибочного определения личности по его, соответственно, карточке, необходимо, чтобы такие фрагменты лица, как лоб, скулы и нижняя часть подбородка были открыты. Запомнили? Теперь внимательно следите за ловкостью моих виртуальных  рук.

Итак. Справедливо замечу, что даже такую элементарную вещь, как платок, можно повязать каким угодно способом, в том числе и таким образом, что все вышеописанные анатомические части не будут ни частично, ни полностью сокрыты, то есть основное религиозное требование обнаженности исключительно строго - лица будет соблюдено. Государственные требования тоже не пострадают при таком подходе. Сказано ясно было – подбородок, лоб и все такое, закономерно, кстати, сказано. Ведь, что касается верхней, задней и боковых частей головы, то их, как правило, ввиду присутствия там волос, вообще сложно считать, тем более у слабого пола, идентификационным элементом, ибо, как вы все прекрасно знаете, прическа ввиду легкости покраски и стрижки способна скорее затруднить узнавание личности, нежели помочь. Это был, как вы уже заметили, мой решительный отпор формалистам. Теперь подискутируем с представителями идейных точек зрения.

В общем и целом, спору нет, можно, конечно, заметить, что дай фору одним, другие начнут настаивать на куда как более абсурдных правах, например, фотографироваться, допустим, вообще в чадре, мало ли в мире замысловатых способов обесчещивания женщин, на всех не угодишь! Можно также отметить, что возмущение религиозных представителей защиты женщин на тему, мол, поместись дама с непокрытой головой на фотографии, и всяк государственный чиновник будет требовать снятия платка перед ним для наиболее точного соответствия – смешны. Хожу же я по строгим учреждениям зимой при полном комплекте, и пока еще никто не заставил меня стаскивать с головы ушанку и расстегивать тулуп перед пристально вглядывающимся в мой паспорт служкой. Можно еще заметить, что до 98 вроде бы как ничего-с, обходились же мусульманки обычными требованиями по фотокарточкам? Обходились. Но ведь имело же место быть рекомендательное письмо в 98, не с бухты, поди, барахты, тоже из каких-то соображений. И крики по поводу палец дай, руки не досчитаешься в данном случае представляются мне тоже не Бог весть какими состоятельными. В стране, где масса народу живет по поддельным паспортам, где, таким образом, контролирующие и миграционные законы демонстрируют свою беспомощность, стоит ли тратить силы на спор о позах на фотокарточке размером 3,5 на 4,5?

Вы только вдумайтесь, при какой-то пугающей дискредитации государственных институтов, когда граждане ждут празднований ВДВ с законным ужасом, ГИБДД не воспринимается народом иначе, как в роли специального подразделения по отъему наличных у населения, а внутренние и внешние войска почитаются как бесполезные и даже вредные образования, о чем мы тут с вами беседуем, я не пойму никак?! Какие-то пространные рассуждения о том, что губительная тень исламского экстремизма с помощью требований трех женщин фотографироваться в виде, который бы не оскорблял их, пусть нам не совсем понятное, вероисповедание, расползается втихушку по стране… У нас же богатая, не знаю чем, страна, сенаторы! Каких только в ней нет законов от Москвы до самых до окраин, все имеющиеся в нормальном государстве структуры на месте и никуда не делись, ну, неужели мы не можем иначе демонстрировать свою гордость и принципиальность, другими способами защищать свое достоинство, моральное и материальное, от посягательств своих же собственных, замечу, граждан, на себя самих?! Я понимаю, когда речь идет о попрании государственных правил не предполагающих никаких отступлений от жестких трактовок, но здесь же, как мне кажется, возможность компромисса налицо (вариант: на лице). Я за десять минут придумала, как и одного не нарушить и другое соблюсти, не хочу верить, что заседающие в суде не видели подобных всех примиряющих вариантов. 

Воля ваша, непонятно, что больше способствует возможной будущей агрессии со стороны верующих в Аллаха, их вот такое «наступление» или наша твердолобость… И даже если все это действительно прием для захвата экстремистами определенных позиций, чего я не исключаю, кстати, государство должно уметь обращать подобные проверочные наезды себе на пользу, а не во вред, создавать мудрыми поступками своими сторонников, а не плодить противников.

Ежедневные статьи Алины Мангутовой читайте в авторской рубрике "Письма из провинции"

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.