Нет такой партии
Правые никак не определятся со своими "классовыми интересами"
Несмотря на многочисленные попытки игрищ в «сено-солому», предпринимаемые всеми, кому не лень, на правом фланге политического спектра так и остается ничем не заполненная зияющая дыра. К сожалению, на сегодняшний день это неизбежно.
Выкладки и выходки политологов и партстроителей не могут не умилять своей кондовой совковостью. Рассмотрели и обсудили задачи текущего момента, огляделись по сторонам, обнаружили в очередной раз, что левых у нас выше крыши, центристов хоть отбавляй, а вот сколько-нибудь заметных правых не наблюдается – непорядок. Необходима правая сила, для баланса – стало быть, следует ее соорудить.
Или – социально-ориентированные инициативы и поддерживающие их силы пребывают в достаточном количестве, можно со спокойной душой поставить галочку и успокоиться, - а вот со свободой слова, предпринимательством и всяческими либеральными ценностями напряженка – безобразие. Необходимо провести соответствующие мероприятия, искоренить, побороть и насадить.
Излишне говорить о том, что все эти телодвижения смотрятся столь же комично, как товарищ Огурцов, во исполнение указания весело встретить Новый год готовящий небольшой докладик минут на сорок.
Ни непонятно кого представляющий абсолютно импотентный «Комитет-2008», ни компания сравнительно молодых технократов-интеллектуалов из клуба «Дума» не в состоянии заполнить собой правый фланг политического спектра, как генерал не способен обернуться бабочкой и порхать с цветка на цветок. Эта неспособность является имманентной в той же степени, как имманентным является неумение пингвинов летать. Не дано – и на нашем веку дано не будет.
Дело в том, что милейшие наши политологи и политтехнологи, увлеченные собственными играми в стратегию, забыли один-единственный, но крайне важный факт. То, что политика является всего лишь продолжением экономики другими средствами. И сколь угодно креативная и многочисленная тусовка так и останется всего лишь тусовкой, если она не выражает весомых, грубых, зримых интересов той или иной конкретной части населения.
И со всеми – почти со всеми – партиями и движениями в этом отношении все нормально. Коммунисты и прочие красные, подняв на знамя «интересы человека труда», действительно выражают интересы значительной части пенсионеров и людей низкооплачиваемого физического труда – упор на т.н. «социальную справедливость» приносит им на каждых выборах честно заслуженные проценты.
«Яблоко», партия перестроечной либеральной интеллигенции, до сих пор пропитанной настроениями шестидесятничества, - замечательнейшим образом выражает противоречивые интересы своего электората, желающего, с одной стороны, высоких зарплат для бюджетников и щедрого финансирования образования, науки, культуры и здравоохранения, а с другой – всяческих свобод и вольностей, начиная со свободы слова, печати и собраний.
Патриотическая «Родина», активно использующая великодержавную риторику, выражает интересы армии и многочисленной русской диаспоры, после распада СССР оставшейся за пределами России.
«Медведи», как «партия власти», тоже выражают интересы вполне конкретных слоев – в первую очередь, чиновничества, заинтересованного в стабильности и процветании существующей административной системы, а также отдельных предпринимательских кругов – в диапазоне от тех, что активно «пилят бюджеты» разнообразных государственных и муниципальных проектов, до тех, что сумму предстоящих налоговых отчислений определяют не по заключению финансового консультанта, а по результатам многосторонних переговоров с участием представителей правительства.
СПС, особо не скрываясь, представлял интересы крупного частного капитала, называемого также «олигархическим», - достаточно вспомнить хотя бы изумительный в своем простодушии предвыборный ролик, снятый на борту частного самолета. Однако число олигархов за последние годы несколько снизилось, да и интересы у них слегка поменялись, так что недавний оплот либерализма и демократии сдулся со временем, как воздушный шарик трехнедельной давности.
Какой-то свой реальный электорат есть и у Аграрной партии, и у Партии пенсионеров. Даже ЛДПР – коммерческий, по сути своей, проект – представляет интересы, как минимум, многочисленных своих функционеров и активистов.
Вот только партии или движения, которое выражало бы интересы среднего класса – носителя тех самых правых взглядов – на нашем политическом небосклоне на сегодняшний день не наблюдается. То есть вообще. Нет такой партии!
В сущности, это и понятно – все перечисленные партии и движения либо рождены в начале 90-х, либо являются прямыми потомками тогдашних политических сил. Тогда и водка была крепче, и партии появлялись, как грибы, и соответствующие общественные страты со своими артикулированными интересами уже давным-давно существовали. Все, кроме среднего класса – во внятном виде он более или менее появился у нас уже ближе к концу 90-х, дав прочим игрокам солидную фору продолжительностью почти в десятилетие. И собственной партией за прошедшее время так и не разродился.
Собственно, само по себе это и неудивительно. В отличие от чиновничества, для которого разнообразные политические игрища являются неотъемлемой составляющей образа жизни; в отличие от крупного бизнеса, у которого всегда есть возможность вложить в отстаивание своих интересов потребное количество денег и пригласить для этого наемных специалистов; в отличие, наконец, от пенсионеров, бюджетников, студентов и прочих слоев, чье время в денежном выражении стоит дешево, а надежды на патернализм «сверху» довольно велики, - средний класс совершенно не склонен без крайней необходимости проявлять политическую активность, выходящую за рамки голосования на выборах. Люди работают, их время стоит денег, и чтобы выдернуть их на митинг или партийное собрание, требуются достаточно веские основания. Впрочем, если уж соберутся, то мало не покажется. Недавние акции владельцев праворульных автомобилей навели шорох, всяческим оппозиционным партиям и не снившийся, даром что ни сложившихся организационных структур, ни бюджетов, ни многочисленных активистов на зарплате у их организаторов не было.
И основаниями для проявлений политической активности среднего класса, уж во всяком случае, никак не окажутся светлые намерения тех или иных политиков «выступить за правое дело». Играет роль и вполне понятная критичность восприятия окружающей действительности, и главное – понимание ситуации.
Потому что, чтобы быть правой партией, мало говорить о свободе, демократии и рыночной экономике. Это бессодержательное blah-blah-blah давным-давно никого не интересует. Программа – политическая, а главное, экономическая – должна выражать насущные интересы среднего класса, а реальные действия – этой программе соответствовать.
А вот с этим у нас, увы, напряженка. Разглагольствовать в популистских целях о «либеральных ценностях» в состоянии кто угодно – кто угодно этим и занимается. Но и «медведи», и «Яблоко», и осколки СПС из «Комитета-2008», как ни крути, останутся плоть от плоти своей целевой аудитории. И они, конечно же, будут «за свободу» - в той мере и в том смысле, в котором «свободу» эта целевая аудитория понимает. Но как только дело дойдет до конкретики, тут-то все и обломается. Попытки «занять правый фланг», предпринимаемые со стороны каких-либо существующих сегодня политических сил, обречены по определению. У этих милейших людей на складе имеются только такие запчасти, что как из них трактор ни собирай, все равно пулемет получится. И прикормивший местные власти «бизнесмен», получающий подряды и выплачивающий откаты, может быть сколь угодно «за свободу, демократию и законность» - пока не встанет вопрос об условиях проведения тендеров по госзаказам. А интеллигентски-либеральные яблочники будут твердить о примате свободного рынка ровно до того момента, как поднимется вопрос о монетизации льгот, непосредственным образом задевающий их электоральную базу.
Партия, выражающая чьи-либо интересы, - интересы среднего класса будет поддерживать только на словах, и то до того лишь момента, пока не актуализируются его разногласия с интересами собственного электората. Чудес на свете не бывает.
Помимо этой фундаментальной причины отсутствия сегодня в России правой партии, есть причины и менее глобального порядка, но ничуть не менее деструктивные. Замечательные наши политологи и политтехнологи привыкли мыслить ассоциативными блоками, почерпнутыми из книжек (нередко ими же самими и написанных). Требуется создать «общественную силу», которая бы «заполнила правый фланг»? – берем стандартный набор т.н. «либеральных ценностей» и втыкаем его в программу. Необходимо попытаться привлечь голоса части представителей среднего класса? – добавляем в предвыборную риторику пункты о свободе слова и поддержке предпринимательства.
Меж тем, все эти пустышки, за которыми ничего внятного не стоит, вряд ли способны подкупить чье-либо нестойкое воображение. Никакая успешная попытка создания партии, выражающей интересы среднего класса, немыслима без четкого и внятного представления о содержании этих интересов. Интересов реальных, а не крутящихся в воспаленном воображении политологов.
Это, на самом-то деле, - предмет для исследования. Сначала надо понять, чего же именно наш пресловутый средний класс хочет. Затем – разработать экономическую программу, отражающую эти чаяния. И лишь потом – пытаться конструировать программу политическую – не как самоцель, а всего лишь как средство реализовать необходимые экономические преобразования.
В этом и только в этом случае существует реальная возможность привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть правого электората. Иначе – никак. Танцевать надо от печки.
И, не исключено, – то, что получится в результате, окажется довольно мало похожим по своему содержанию на умозрительные построения политологов, пытающихся играть на правом фланге.
«Суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет…»
|