Баку-Джейхан запущен
Армению положат на алтарь оранжевой революции
Cегодня у президентов Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции праздник. Они собрались в Баку, чтобы присутствовать на торжественной церемонии загрузки технической нефти в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Президенты не скрывали своего восхищения случившимся.
Ильхам Алиев: "Запуск БТД стал историческим событием, поскольку этот проект способен полностью изменить политическую и экономическую картину региона".
Михаил Саакашвили: "Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, который будет реализован в будущем году, сделают весь регион, в том числе и Грузию, полностью энергонезависимыми. Это очень важно для укрепления нашей независимости, для укрепления развития наших стран. Это историческое событие".
Нурсултан Назарбаев: "Астана присоединяется к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Отныне его необходимо называть Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан".
Ахмет Неджет Сезер: "Значение трубопровода БТД будет возрастать по мере роста мирового потребления энергоресурсов".
Москва, все эти годы весьма скептически относившаяся к строительству БТД, также отметила день ввода в эксплуатацию эпохального нефтепровода: в российской столице случилась энергетическая катастрофа, погрузившая во мрак половину города и несколько прилегающих областей. Чубайс вызван в прокуратуру и готовится к отставке и тюрьме, а под боком у России, в сердце которой по Москве-реке плавают выброшенные техногенной катастрофой на свет божий фекалии, зарождается и крепнет либеральная империя.
Центром ее стал Вашингтон, заблаговременно рассадивший по бывшим советским республикам странных гибридов вторых секретарей ЦК и шпионов. Их скромная миссия заключалась в силовом прокручивании колеса смены местных элит. Кадры в период реконструкции решают все, эту сталинскую максиму хорошо усвоили американцы, испытывавшие острый кадровый голод на постсоветском пространстве. Им требовались люди, даже гипотетически не связанные с Кремлем. В качестве кандидатур отлично подходили уголовники - как в Киргизии, и маргиналы - как в Грузии.
За несколько дней до старта БТД президент США Буш обнародовал планы создания отрядов быстрого реагирования по распространению свободы и демократии. И пообещал, что революционный передел Средней Азии и Кавказа продолжится ускоренными темпами. Вопрос в одном: в экономическом базисе и политической надстройке. Означает ли запуск БТД, что череда революций завершена и необходимая для беспрепятственного движения нефти по трубе политическая стабильность достигнута? Или же нефтяной либерально-империалистический триумф 25 мая знаменует собой прямо противоположное: в скором времени мы увидим, как шаткие конструкции постсоветского остова рухнут, будто в научно-популярном фильме о действии закона резонанса.
С одной стороны, лабораторно-подконтрольные режимы нужны Западу и международным корпорациям для гарантированного возврата вложенных в строительство миллиардов. С этой точки зрения нефтепровод запускать рано: в Казахстане у власти пребывает бессменный президент Назарбаев, не просто находящийся в весьма теплых отношениях с Москвой, но и публично упрекнувший недавно Украину в недостаточной интеграционной ретивости на постсоветском пространстве. Для президента, не желающего навлечь на себя гнев Кондолизы Райс в виде отряда быстрого реагирования, это заявление кажется едва не безумным.
С другой стороны, срочный запуск нефтепровода диктует бизнес-план: ввод БТД в эксплуатацию и так затянулся на годы, и вашингтонский обком, опять-таки в лучших советских традициях, потребовал завершить строительство к “годовщине Великого Октября”. При этом геополитические проблемы, могущие помешать успешному и эффективному бизнесу, устранены революционной сменой режимов весьма частично: территориальные споры далеки от разрешения в обоих ключевых государствах, по территории которых пролегает нефтепровод, - в Грузии и Азербайджане.
Впрочем, Вашингтон надеется, что и достигнутого к настоящему моменту ослабления России в регионе вполне достаточно, чтобы она не сумела заняться своим излюбленным делом – каузацией внутренних конфликтов с целью взорвать изнутри раскинувшиеся по обе стороны транспортного коридора солнечные Грузию и Азербайджан. Возобновленные грузино-осетинский, грузино-абхазский и нагорно-карабахский конфликты поставили бы жирный крест на жирной нефти. Теоретическая опасность этого еще существует, и не зря американские аналитики, расшифровывая речь Буша, советовали под Кавказом понимать Армению. Оранжевая революция в Армении, которая лишит Россию южного форпоста, - это анальгетик для страдающих головной болью вашингтонских стратегов. Подконтрольная им Армения, изгнавшая российские военные базы со своей территории, вернувшая Азербайджану в соответствии с нормами международного права Карабах – неплохой гарант нефтяной стабильности.
В свете вышесказанного спокойная реакция Вашингтона на непозволительные для правоверного имперского либерального вассала заявления Назарбаева вполне объяснима. Казахстан – государство, не отягощенное территориальными конфликтами и обладающее огромными запасами нефти. Смена власти в Казахстане не стоит в сегодняшней повестке дня, поэтому Нурсултану Назарбаеву пока что позволено мило улыбаться российскому и даже белорусскому президенту, которого США в открытую называют диктатором. Армения же, казалось бы, далекая от нефтяных потоков, второстепенная и малоинтересная, и в самом деле занимает в вашингтонском бизнес-плане одну из первых строк. Оранжевая революция в Армении лишает Россию последнего политического, а значит, и экономического влияния на Кавказе.
Базис и впрямь важнее надстройки, американское правительство последовательно воплощает в жизнь стройное марксистское учение. Революций ради революции Запад не устраивает. Оранжевой революции в Армении будет вполне достаточно для обеспечения стабильности поставок. Одновременно полностью отпадет необходимость в азербайджанской оранжевой революции, которая как раз означала бы полный крах всех экономических инициатив либеральной метрополии. Сегодня, после запуска БТД, оранжевая революция в Азербайджане крайне опасна в первую очередь для самих инвесторов. Ее сценарий невозможен без разыгрывания карабахской карты, которое чревато возобновлением военных действий с Арменией, а та не просто является местом дислокации российских военных баз, но и готовится принять спешно выводимое из Грузии российское же вооружение. Как Армения распорядится этим арсеналом в случае войны, предугадать скорее легко, чем трудно.
В Армении лозунг “Вернем Карабах!” куда менее актуален, чем в Азербайджане, поскольку фактически Нагорный Карабах находится под полным контролем Еревана. Так что, скорее всего, придется ожидать в скором времени массовых выступлений армянского населения, обвиняющего действующую власть в своем нищенском существовании, в расстреле армянской оппозиции в парламенте и прочих смертных грехах. Поживем – увидим.
Однако уже сейчас можно сказать, что России пора научиться политическому реализму и перестать крепить оборону, любой ценой охраняя трещащие по швам рубежи. Охранять их все равно не слишком-то получается. Плохой это бизнес – крепить оборону. По нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан течет техническая нефть, а по Москве-реке текут нечистоты.
|