Две тактики российской дипломатии
Когда внешняя политика становится по-настоящему эффективной
Сегодня в Тбилиси проходит очередной раунд российско-грузинских переговоров по вопросу о военных базах в Батуми и Ахалкалаки. По последним данным, на встрече будет достигнут определенный компромисс по срокам вывода баз с территории Грузии.
Однако даже если российской стороне и удастся продавить искомый компромисс (к чему все идет) – это будет, скорее, спасением лица, нежели успехом отечественной внешней политики. Ибо раздававшиеся в последние пару недель заявления грузинской стороны отличались такой жесткостью, что без дружественных слов со стороны Грузии, по духу и смыслу дезавуирующими все, сказанное прежде, «осадок» останется непременно. Фактически мы пришли к компромиссному решению лишь после того как дали Грузии вдоволь наделать оскорбительных заявлений.
И добро бы только заявлений. 10 мая парламент Грузии принял сверхжесткое постановление по базам, где, в числе прочего, предусматривается запрещение проведения на их территории военных учений, а также осуществления плановых ротаций. Реализация последнего пункта выглядит особенно оскорбительно для российской стороны, так как решается простым и радикальным способом: на уровне выдачи (точнее, невыдачи) нашим военным въездных виз в Грузию.
Чем объяснить бесцеремонность официального Тбилиси? Здесь, конечно, можно потеоретизировать на тему общей «отмороженности» и частной русофобии г-на Саакашвили. Имеет смысл, разумеется, припомнить поддержку США (включая недавний визит в Тбилиси Дж. Буша и суровые заявления К. Райс). Нелишним будет и упоминание того обстоятельства, что в среду должно пройти официальное открытие азербайджанского участка нефтепровода «Баку-Джейхан», значительная часть которого проходит именно по грузинской территории.
Но все это, по большому счету, частности. А общая тенденция последних лет, увы, такова, что внешняя политика России на Кавказе характеризуется сочетанием достаточно грозной риторики и крайней слабостью конкретных действий. Собственно, это во многом относится и к постсоветскому пространству в целом – но именно в Закавказье (и, в особенности, в отношениях с Грузией) данный вектор проявляется особенно отчетливо. Увы, происходит материализация слов, сказанных по другому поводу В.В. Путиным: «Мы проявили слабость, а слабых бьют». Хотя бы словесно.
Однако несколько уже поднадоевшая россиянам тактика «нам плюют в лицо – а мы утираемся и делаем хорошую мину» является отнюдь не столь уж универсальной - «есть и другие варианты». И пример тому мы могли наблюдать все на той же прошлой неделе.
Речь идет о скандале, приключившемся в четверг на встрече украинского руководства с представителями российских нефтяных компаний. Насколько соответствует истине история, рассказанная газетой «Зеркало недели» (и с удовольствием растиражированная российской прессой) – нам, увы, неизвестно. А жаль: если г-жа Тимошенко на встрече действительно довела своими эскападами В. Ющенко до предложения подать в отставку и «идти вместе с оппозицией дудеть в дудки и стучать в барабаны», то это вносит значительные коррективы в понимание политической конфигурации нашего южного соседа.
Но даже если история с духовыми и ударными инструментами – плод воображения корреспондента украинского еженедельника, очевидно одно. Сложившаяся ситуация заставила Ющенко всерьез задуматься, а общение с российским руководством окончательно убедило его в том, что на сей раз шутить никто не собирается. Так что на киевской встрече украинскому президенту ничего не оставалось, как посыпать голову пеплом и раскаяться, переведя стрелки на нерадивое правительство во главе с пани Юлей.
Казалось бы, «порок наказан, добродетель торжествует», а Россия показала, что в общении с великой державой надлежит соблюдать правила минимальной вежливости? Отчасти, разумеется, это так – но существенные уточнения вносит контекст события. Вспомним предысторию: г-жа Тимошенко вздумала позаниматься популистскими играми на поле энергоносителей и занялась регулированием цен и таможенных пошлин на нефтепродукты. Российские нефтяные бонзы, не мудрствуя лукаво, попросту слегка закрутили кран – что привело к немедленному началу на Украине бензинового кризиса. А это – уже серьезная драма для экономики страны, и к игре пришлось подключаться высшему руководству.
Так что зубы Россия, вне всяких сомнений, показала – причем более чем убедительно. Только с маленькой поправкой: в ситуации, когда были задеты практические интересы Реальных Людей. Тех, кто «сидит на трубе» - и шуток не любит, особенно когда задеваются их финансовые интересы. И возникающие вопросы умеет решать оперативно и жестко.
А военные базы – да что базы?.. Неподходящая тема для Реальных Людей. И не площадка для того, чтобы «делать движения».
Так что судьба дальнейших отношений между Москвой и Тбилиси, по меньшей мере, неочевидна. Если, конечно, г-н Саакашвили не умудрится сегодня-завтра каким-либо способом наступить на хвост грандам российского бизнеса. В этом случае, со значительной долей вероятности, он наконец-то получит шанс ознакомиться со второй тактикой внешнеполитических действий со стороны России. Благо, «кран» наличествует.
|