GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Пахать надо!
Автор: Юрий Квятковский
Дата: 13.04.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/140827/
Пахать надо!

Юлия Тимошенко отменила визит в Москву

Визит главы правительства Украины в Москву, намечавшийся на 15-16 апреля, сегодня был перенесен на неопределенный срок, то есть фактически отменен. Официально в качестве причины отказа указана необходимость пребывания в стране в связи с проведением весенне-полевых работ. Впрочем, это, вероятно, относится к тому роду дипломатической вежливости, которая еще более убедительна, чем самый грубый отказ. Визит готовился несколько месяцев, должен был состояться по личному приглашению Владимира Путина, а кроме того, подавался как символический – первый официальный зарубежный визит украинского премьера. Его отмена из-за сезонных сельскохозяйственных работ выглядит как откровенное издевательство и в некотором смысле – пощечина России. Неофициально, впрочем, украинская сторона не скрывала, что отмена визита произошла после высказываний Генерального прокурора Владимира Устинова в Совете Федерации в день его утверждения на второй срок в занимаемой должности по представлению Владимира Путина. Выступая перед сенаторами, Владимир Устинов заметил, что Юлия Тимошенко может без опаски приезжать в Москву, однако дело в ее отношении не прекращено: «Изменений в нем нет, и не может быть, поскольку нашему государству причинен ущерб свыше 100 миллионов долларов. Если бы он был возмещен, были бы сдвижки, но этого не происходит».

Собственно говоря, прокурор Устинов не сообщил ничего нового для госпожи Тимошенко. То, что в России на нее заведено дело, которое, вероятно, невозможно взять и закрыть, она прекрасно знала. Как и то, что это никак не должно было отразиться на самом ходе визита. Так что считать содержание этого высказывания непосредственной причиной отказа, вероятно, не стоит. Прямой намек Устинова на то, что закрытие дела можно «купить», выглядит не слишком изящно, однако также напрямую не противоречит закону. Поэтому гораздо более важны обстоятельства, сопутствующие этому высказыванию.

Генерального прокурора Устинова Совет Федерации утвердил в должности практически единогласно. Учитывая, что немалая часть сенаторов имеет отношение к крупному бизнесу, было бы логично ожидать от них каких-то вопросов по поводу того, что делает прокуратура с крупными собственниками или когда это, наконец, кончится. Однако все прошло без сучка, без задоринки, сенаторы красноречиво промолчали где надо, тема ЮКОСа, да и ряда других актуальных расследований, не была поднята вовсе. Зато вопрос относительно статуса Юлии Тимошенко последовал, на что был получен исчерпывающий комментарий Устинова, напомнившего о том, что Тимошенко в розыске и должна вернуть нашему государству 100 миллионов долларов.

Это можно было бы считать издержками работы с парламентом. Однако непосредственно накануне визита, в условиях показавшего свою полную управляемость Совета Федерации, такой вопрос и такой ответ читались не как случайность, а исключительно как сигнал. Отреагировать на него прямо для украинских властей – то есть, официально обвинить российский сенат и прокурора в управляемости, было бы тоже глупо. Так, видимо, и появилась формулировка о «полевых работах».

Говорить об очевидной правоте одной стороны и неправоте другой в такой ситуации не приходится. Однако все же стоит заметить, что Россия попала в довольно неприятную ситуацию. Насколько велик был шанс избегнуть ее в принципе – большой вопрос. Есть незавершенное уголовное дело. Прекращать расследование сейчас – значит почти расписаться в том, что начато оно было по политическим причинам. Продолжать расследование – значит вновь и вновь нарываться на различные политические неприятности с Украиной (без особой убежденности, стоит ли оно того в политическом плане). Собственно говоря, в ситуации, когда право вступает в противоречие с политическим интересом, единственное спасительное средство – лицемерие. Ничего другого человечество, увы, не придумало. То есть, лучше всего было бы просто «закрыть глаза» на неудобное для двух сторон обстоятельство и ни о чем друг другу не напоминать. Собственно, именно этой благодатной возможностью и не воспользовалась российская власть, громогласно напомнив обо всем накануне визита устами генпрокурора. Роль Генпрокуратуры, впрочем, последнее время становится по-настоящему интересной. Внешне она действительно выглядит как некая независимая сила, карающая без оглядки. Вспомним аргументацию властей о том, что в деле ЮКОСа преследуется лишь интерес правосудия вне зависимости от того, какое влияние оказало разорение компании на сами государственные интересы. Теперь, демонстрируя такую же независимость от государственных интересов, прокурор срывает визит украинского премьера (не стоит вставать в шапкозакидательские позиции и говорить «да кто она такая?», а стоит учесть, сколько сфер пересекающихся интересов у России и Украины, чтобы понять, что визит этот был нужен и с ним многие проблемы удалось бы решить лучше, чем без него). Если образ прокуратуры действительно будет формироваться исходя из такого принципа, то через некоторое время вполне можно допустить речь генерального прокурора, завершающуюся словами: «Пусть погибнет Россия, но свершится правосудие».

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.