GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Чекисты под ударом
Автор: Станислав Кувалдин
Дата: 11.04.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/140802/
Чекисты под ударом

Кто убил генерала Трофимова?

Убийство бывшего начальника УФСБ по Москве и Московской области генерала Анатолия Трофимова – безусловно, событие громкое. И как всякое громкое событие породило несколько предположений. Впрочем, если не принимать в расчет дежурную информацию про то, что следствие отрабатывает все версии, включая и убийство на личной почве – все они сводятся к двум: генерала Трофимова убили за его нынешнюю деятельность или за деятельность прошлую. Есть еще, правда, комментарий из Лондона майора Литвиненко, который заявил, что это убийство, безусловно, имеет политические основания. Правда, среди возможных причин бывший майор ФСБ, состоящий ныне при Березовском, назвал лишь то, что, согласно его сведениям, Трофимов не одобрял назначение Путина на пост главы ФСБ в 1998 году, а в дальнейшем не поддерживал войну в Чечне, «хотя открыто, конечно, по этому вопросу не выступал». Если считать это серьезными причинами для убийства (особенно с учетом того, что к моменту назначения Путина главой ФСБ и начала войны в Чечне Трофимов был уволен из ФСБ и не работал на государственной службе), то беспокоиться за свою жизнь придется едва ли не половине России. Впрочем, одно из соображений Литвиненко - «в сегодняшней России ни один коммерсант ни при каких обстоятельствах не поднимет руку на генерала ФСБ» - резонно и заслуживает внимания. Действительно, до последнего времени такое убийство казалось немыслимым.

Есть два периода в жизни генерала Трофимова – службы в КГБ-ФСБ, которая в общих чертах известна, весьма ярка и полна неординарных событий, и последующей работы в бизнес-структрах, которая началась в 1997 году и о которой неизвестно практически ничего. По чекистской биографии Анатолия Трофимова можно признать «человеком-историей». Работая в КГБ, Трофимов в 1970-е годы возглавлял 5-е управление КГБ, занимавшееся борьбой с антисоветской пропагандой, и лично вел дела многих известных диссидентов того времени – в частности, Сергея Ковалева, Натана Щаранского, Кронида Любарского. Затем в 1980-е годы был переброшен на работу по борьбе с экономическими преступлениями и принимал участие в самых известных делах того времени – деле «Океана», «деле «Елисеевского гастронома», а также в «хлопковом деле». В 1996 году в должности начальника УФСБ по Москве и Московской области именно генерал Трофимов начал расследование по делу с «коробкой из-под ксерокса». Делу это в итоге стоило должности его главному покровителю во власти Александру Коржакову и самым печальным образом сказалось и на его собственной карьере: 20 февраля 1997 года Трофимов был со своей должности уволен – официально, из-за вскрывшихся злоупотреблений в руководимом им ведомстве, а также из-за странной истории с задержанием его заместителей, обвиненных в торговле кокаином. Впрочем, все истории с задержанием работников силовых структур за торговлю кокаином в той или иной степени странные, а в том, что потеря покровителей сыграла весьма важную роль в увольнении Трофимова, сомневаться не приходится.

По идее, если бы Трофимов решил писать мемуары, он мог бы рассчитывать на безусловный успех, даже с учетом того, что чекистских воспоминаний сейчас хватает с избытком. Очевидно, ему было бы чем заинтересовать почтенную публику. Впрочем, именно мемуарный статус всех известных обстоятельств биографии Трофимова заставляет сомневаться, что они могли стать причиной заказного убийства.

Видимо, гораздо больший интерес в этом смысле представляет нынешняя деятельность экс-главы московских чекистов. Анатолий Трофимов, в чьей карьере действительно весьма ярко воплотилась история позднего КГБ и раннего ФСБ, после увольнения не менее картинно воплотил штампованное представление о бизнес-карьере отставных работников органов – вроде бы, Трофимов руководил несколькими структурами по обеспечению безопасности, однако точно о его бизнесе неизвестно ровным счетом ничего. Можно только предполагать, какую ценность имели сведения о схемах формирования капиталов в позднесоветское время, которыми обладал Трофимов, приплюсованные к опыту руководства московским ФСБ в начале 1990-х, и во что их можно было конвертировать при умелом подходе. Именно то, что о Трофимове ничего не было слышно, а структуры он возглавлял, насколько можно понять из отрывочных сведений, весьма солидные, заставляет предполагать, что конвертированы они были действительно надежно. Собственно, подобный чекистский бизнес до самого последнего времени представлял, наверное, одну из самых темных (или белых – как кому нравится) страниц российского бизнеса. Существование подобных «охранных структур» бесспорно, однако точная сфера и механизмы их деятельности, а тем более, причины успеха – по большей части, предположения. Сферы этой было как бы не принято касаться в разговорах, а осторожность в комментариях обоснована самыми разными причинами, но в том числе и тем влиянием, которое оказывает сейчас на государственные и экономические процессы ФСБ (что опосредованно распространяется и на его бывших работников).

Поэтому обращает на себя внимание другое происшествие, совпавшее с убийством генерала – обнаружение муляжа взрывного устройства, подложенного на капот нынешнему зампредседателя «Внешэкономбанка», бывшему генералу ФСБ Юрию Заостровцеву. По своему статусу и месту в нынешней российской иерархии Юрий Заостровцев – фигура, несопоставимая с Трофимовым. Это уже не бывший чекист, а чекист в кавычках – один из символов нынешнего могущества силовой группировки. Собственно, даже о намеке на покушение на такую фигуру до последнего времени не могло быть и речи. И то, что такого ранга чекисты и «чекисты» теперь находятся под ударом и кто-то открыто объявил им войну, пожалуй, является самой главной новостью. Точно оценить ее пока невозможно. Понять, что изменилось в стране и государстве – тоже. Остается только наблюдать.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.