GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Украинский гамбит
Автор: Станислав Кувалдин
Дата: 04.03.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/140306/
Украинский гамбит

Главный свидетель по делу Гонгадзе мертв

Сегодня один из главных подозреваемых по «делу Гонгадзе» экс-глава МВД Украины Юрий Кравченко был найден мертвым на своей даче под Киевом. По одной из версий, это самоубийство: Кравченко вышел из дома, и через десять минут жена, услышав выстрел, обнаружила мужа мертвым в гараже с пистолетом в руке. Ту же версию озвучил и водитель, сообщивший, что Кравченко застрелился около 8:45 мск, то есть меньше чем за три часа до того, как он должен был явиться в прокуратуру как свидетель по делу Гонгадзе. Однако сегодня ближе к вечеру появились противоречащие этому подробности: на теле Кравченко обнаружено не одно, а два пулевых отверстия - то ли бывший министр МВД не сумел покончить собой сразу, то ли с ним покончили другие. Одновременно возник слух о предсмертной записке, оставленной Кравченко, в которой он прямо обвиняет во всем Кучму. 

Юрий Кравченко, по информации местных СМИ, еще с декабря прошлого года находится под слежкой, а также объявлен невыездным за пределы страны. Его имя в связи с делом об убийстве журналиста всплывало уже неоднократно, хотя милиция и прокуратура до сих пор им непосредственно не занимались. При этом Григорий Омельченко, глава комиссии Рады, расследующей это дело, ранее уже заявлял о том, что Кравченко необходимо немедленно взять под стражу, чтобы не допустить его убийства или самоубийства.

За почти 5 лет, прошедших с момента убийства Георгия Гонгадзе, погибли практически все, кого так или иначе обвиняли в причастности к этой истории или кто пытался ее серьезно расследовать. Во времена Кучмы в результате автокатастрофы погиб проводивший независимое расследование депутат Анатолий Ермак. Обвиненный им в убийстве глава «украинского эскадрона смерти» - работник киевского УБОПа Игорь Гончаров был взят под стражу и умер в камере в результате «травмы спины». Тот в свою очередь обвинил перед смертью в гибели Гонгадзе другого сотрудника УБОПа Юрия Нестерова. Юрий Нестеров в настоящее время находится под домашним арестом, несколько дней назад его пытались подорвать на гранате, и это – история уже «второй жизни» дела Гонгадзе - после победы «оранжевой революции». Немедленное самоубийство или же убийство бывшего главы МВД сразу после того, как стал очевиден его возможный арест, вписывается в ту же «убийственную» логику. Так что у расследования дела Гонгадзе есть все шансы превратиться в украинский аналог расследования дела Кеннеди.

При желании из этой аналогии можно сделать выводы о каком-то суперзаговоре, в котором повязаны как представители старой, так и нынешней власти. Впрочем, все, наверное, проще и печальнее. В первые дни победы «оранжевой революции» на даче в Киеве также внезапно «покончил собой» министр транспорта Украины – один из могущественных сановников администрации Кучмы, и произошел еще ряд странных «самоубийств». Тогда расставались с жизнью те, кто был причастен к возможным финансовым тайнам прежней элиты. Теперь – к тайнам, способным привести многих представителей этой элиты, включая самого Кучму, на тюремные нары. Примечательным, впрочем, является и то, что новая оранжевая власть пока отнеслась ко всей этой серии совпадений достаточно равнодушно - так, словно ее устраивает вариант, когда все неудобные концы будут спрятаны в воду.

В любом случае смерть Кравченко подводит черту под делом Гонгадзе: подробности, ведущие на самый верх, можно было узнать только от него. Если Кучма в этой истории был всему голова, то версия о самоубийстве бывшего министра МВД не в меру красива: получается, что ферзь принес себя в жертву ради безопасности короля – какая-то немыслимая галантность былых времен. Это, конечно, в том случае, если обвинительной записки не было. Версия об убийстве не в меру отвратительна: получается, что король последовательно уничтожил все свои фигуры - современно, параноидально и все равно неубедительно. Как при этом не получить мат, понять невозможно. Остается еще третья версия: Кучмы в деле Гонгадзе изначально не было, Кравченко довели до самоубийства, а обвинительная предсмертная записка возникла постфактум, чтобы быть предъявленной понятно кому, исходя из политической целесообразности. Как ни удивительно, но эта третья фантастическая версия едва ли не правдоподобнее всех прочих.    

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.