Апельсины не из Марокко
В Азербайджан пытаются экспортировать оранжевую революцию
Вчерашним вечером в Баку произошло убийство. У дверей своего дома был застрелен главный редактор и владелец оппозиционного журнала «Монитор» Эльмар Гусейнов. Есть уже первые комментарии. Глава бакинской милиции генерал-лейтенант Магеррам Алиев заявил, что убийство известного журналиста совершено для обострения внутриполитической ситуации в республике и является провокацией против государства. В то же время представитель Хельсинкского комитета защиты прав человека в Азербайджане Арзу Абдуллаева охарактеризовала случившееся как "терроризм против прессы".
Журнал «Монитор», редактируемый Гусейновым, был изданием, где оппозиционность соединялась с бульварностью. Ближе всего из русских аналогов к нему стоит сайт compromat.ru. «Монитор» регулярно публиковал тайны местной политической элиты, по большей части мнимые, скандально разоблачал и делал далеко идущие выводы. Это была желтая хроника с надутыми щеками, приправленная элементами политического саспенса. Даже в России подобные издания не могут быть флагманом оппозиции, что уж говорить об Азербайджане, где вертикаль власти – не догма, а национальная традиция. При нынешнем уровне народного доверия к режиму Ильхама Алиева азербайджанская власть должна была бы обладать уж очень специальным настроением, чтобы подобным образом расправляться со своими и без того крайне немногочисленными политическими соперниками – даже если априори предположить органически кровавую природу этой власти.
Судьба "Монитора" не была безоблачной: издание периодически штрафовали, а против его редактора и владельца возбуждались уголовные дела – за распространение заведомой дезинформации. Однако журнал выходил, и никто его не закрывал. Эльмар Гусейнов двигался по одному и тому же кругу, повторяя одни и те же домыслы про одних и тех же персонажей: ни жанровым, ни форматным разнообразием "Монитор" не блистал - то, что вначале могло раздражать, в последнее время вызывало зевоту. Ни с того ни с сего пристрелить этого безобидного, в общем-то, человека было бы со стороны власти не только неестественным, но и весьма глупым шагом: зачем возмущать общественное мнение на традиционно спокойном Востоке, да еще и в Азербайджане, одним из главных внешнеполитических козырей которого является внутриполитическая стабильность?
Между тем заявление представителя Хельсинкского комитета г-жи Абдуллаевой показывает, что цель достигнута, общественное спокойствие поколеблено. «Терроризм против прессы» - сильное выражение, сигнал "Ату!" международным организациям послан. Если теперь Азербайджан окрестят страной, где оппозиционных журналистов не просто преследуют, но и убивают, это может многое изменить в будущем. Нет никакой нужды напоминать, что падение режима Кучмы началось с убийства журналиста – сегодня на Украине дело Гонгадзе близится к финалу. Самое время начать дело Гусейнова в Азербайджане.
Экспортеры "оранжевых революций" изобрели матрицу, которую накладывают то на один ландшафт, то на другой. Если в Азербайджане нет своего Гонгадзе, его следует выдумать и разыграть с ним любезно предложенный президентом Кучмой сценарий. Если в Азербайджане нет, как в Грузии эпохи позднего Шеварднадзе, острейшего политического кризиса, его следует создать. Сделать это довольно просто, объявив, что Гусейнов-Гонгадзе якобы вплотную подобрался к тайным и страшным планам азербайджанского руководства – навсегда отдать Карабах Армении. При должной пропагандисткой поддержке можно заставить народ поверить в эту дикость, и тогда, по мнению проницательных поставщиков апельсинов, незыблемый, казалось бы, режим пошатнется.
Сразу возникает вопрос: а зачем, собственно? Азербайджан, не в пример межеумочной кучмовской Украине, государство весьма и весьма прозападное. К тому же Россия не имеет на Азербайджан и сотой доли тех геополитических притязаний, которые распространялись на Украину. Возможно, инженеры переворотов вбили себе в голову, что правление Алиева недостаточно лояльно, и желают установить режим абсолютно им преданный. В таком случае нелишне все-таки помнить, что в чрезмерном рвении, с которым они стремятся утвердиться в Азербайджане, заложен немалый риск выйти наружу с заднего крыльца. Ибо спровоцированный ими всплеск антиалиевских настроений приведет к активизации сил, исповедующих отнюдь не европейские ценности, но тупой животный национализм. Придя к власти, эти силы задвинут куда подальше интересы апельсиновых экспортеров, после чего упадут в распростертые объятия самого экстремального иранского фундаментализма.
Казалось бы, оранжевым стратегам нужно прямо обратное, им требуются союзники, а не враги. Но изобретенная машина по деланью революций, гениально сработавшая аж дважды, запущена на полную катушку, а значит, должна перепахать возможно большее число объектов, пусть даже в ущерб собственному создателю. Хвост вертит собакой. И ощетинившийся рыжий пес, взобравшись на холм, чтоб показать, кто в мире хозяин, стоит и лает на всех вокруг - виновных и невиновных - потому что не в силах остановиться.
|