GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Большая антинаркотическая игра
Автор: Анатолий Цыганок
Дата: 22.02.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/140171/
Большая антинаркотическая игра

Как обеспечить интересы России в Центральной Азии

Среди множества невоенных угроз для России и Европы наиболее серьезная – все увеличивающийся поток наркотиков из Афганистана. Вал наркотиков идет по четырем основным направлениям. Первое – Таджикистан, Узбекистан, Москва, Европа. Второе – Иран, Турция. Грузия, Северный Кавказ. Третье – Киргизия, Казахстан, Урал (Сибирь). Четвертое – Туркменистан, Азербайджан, Поволжье.

Сколь бы серьезными ни были возможности одного или другого государства в борьбе с наркоагресссией, в одиночку ни одному из них с ней не справиться. Можно – и то лишь совместными усилиями – минимизировать ее последствия. Здесь вполне уместно вспомнить о специальной американской программе по борьбе с кокаиновой индустрией в Колумбии. Единственный эффективный путь для уменьшения азиатского наркотрафика – это проведение совместных антинаркотических операций силами США, НАТО и России на территории Афганистана и в странах Центральной и Средней Азии.

По оценкам экспертов ООН, в ближайшие 15 лет в Афганистане ожидается рост посевов опиумного мака, которые уже сейчас занимают 70-90 тысяч гектаров. На обработке этого мака занято около 1800000 человек. Примерный доход составляет около 1 миллиарда  долларов. Уже после свержения талибов посевы мака выросли в десятки раз. В стране в 2003 году было ориентировочно произведено 3,6 тыс. тонн опия. По данным миссии ООН в Афганистане, урожай наркотического сырья 2004 г. составил более 4 тысяч тонн. Лидерами в производстве опиума-сырца являются восточная провинция Нангархар, доля которой в производстве опиума составляет 25% страны, далее следуют провинции Бамиан и Гор, где маковые плантации составляют 80% плодородных земель. Каждый гектар приносит владельцу прибыль в 15-16 тысяч долларов. После пересечения границы стоимость 1 кг наркотиков в таджикском кишлаке, в зависимости от чистоты героина, колеблется от 1800 до 3000$. В Душанбе – примерно 15000, в Москве – от 50000 до 200000$, а при продаже этого героина в Лондоне его стоимость составляет – 300000$.

То, что меры, предпринимаемые в настоящее время, смешны и не приводят почти ни к каким результатам – достаточно очевидно. Анализ действий коалиционной группировки  в Афганистане показывает, что группировка НАТО самостоятельно не способна предотвратить главную угрозу для мира и Европы, т.е. добиться прекращения производства и поставок тяжелых наркотиков. Основные районы выращивания  опиумного мака находятся на севере, востоке и в центре страны – в районах, которые игнорирует власть Кабула и где нет гарнизонов  иностранных войск. Не сильно помогают делу и российские и таджикские заставы на таджико-афганской границе. Мировой опыт показывает, что такие меры способны остановить не более 10% трафика.

Фактически нынешняя политика оставляет все как есть. И это преступно. Однако эффективная борьба требует системного подхода и принятия ответственных решений от России, государств региона, США, стран НАТО и, возможно, Китая. Наркоторговля – такая же мировая проблема, как и глобальный терроризм, и представляет угрозу для всех.

В качестве одного из проектов преодоления этой угрозы Россия предложила НАТО и странам Шанхайской Организации Сотрудничества объединить усилия по созданию внешнего антинаркотического пояса безопасности вокруг Афганистана

К настоящему времени Россия имеет свои военные объекты и базы на территории стран  Средней Азии. В Казахстане: государственный испытательный космодром (н.п. Тюротам); полк транспортной авиации (Кустанай); радиотехнический узел Космических войск (Приозерск) и полигон Сарышган. В Киргизии – военно-воздушная база (г. Кант); база противолодочного вооружения (Каракол). В Таджикистане: военная база МО РФ (Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе); 670 авиагруппа – аэродром (Айни); оптикоэлектронный узел системы раннего предупреждения о ракетном нападении «Окно» (Нурек). 

На территории Киргизии размещена авиабаза США «Ганси». На территории Таджикистана – база НАТО в Душанбе (французские ВВС). На территории Узбекистана – авиабаза «Ханабад» (Кошкадарьинская обл.), вспомогательный аэродром н.п. «Кокайты» ВВС США, и в Термезе – ВВС Германии. Совместная группировка США и НАТО в Афганистане контролирует примерно такую же территорию, которую контролировал в восьмидесятых СССР. Фактически  части союзников занимают примерно те города, что и советские «шурави», и примерно контролируют от 3 до 5% территории, практически только те города и базы, где дислоцируются, да и то только в светлое время суток.

Объединение этих сил может дать в распоряжение заинтересованных стран солидный ресурс, достаточный для проведения эффективных антинаркотических операций. Такие операции должны включать в себя уничтожение посевов мака, центров переработки и хранения наркотиков, выявление и уничтожения средств их доставки. Для таких операций гипотетически возможно привлечение из состава ВС РФ – 4 военной базы и 670 авиа группы (Душанбе), 10 истребителей СУ-25, Су-27, Ан-26,и Ил-76, 2 Ми-8 (авиабаза Кант - Киргизия). От военной группировки НАТО – солдаты и вертолеты с авиабазы «Кокайты» и авиабазы «Ханабад» (Узбекистан). Из состава группировки ВС США могли бы быть привлечены подразделения 10-й горнострелковой дивизии (Баграм) и 101 ВШД (Кандагар); 30 самолетов авиабазы «Ганси» и транспортные самолеты и вертолеты сил специальных операций США и Великобритании (Мазари Шариф).

Для координирования таких операций необходимо создание единого командования, которому могли быть переданы данные национальных спецслужб. Единый центр планировал бы операцию, определял цели для опыления дефолиантами, ставил задачи на уничтожение лабораторий по производству наркотиков, координировал действия по вскрытию каналов транспортировки и сети распространения. Проводил бы обмен информацией, ее дозирование для передачи частям полиции и поддерживающим  подразделениям Афганской армии. Совместные антинаркотические спецоперации в регионе Центральной и Средней Азии станут реальными только тогда, когда будет проявлена политическая воля и будут отданы соответствующие распоряжения.

Разумеется, само создание такого центра потребует решения целого ряда задач. Например, проблемы взаимоотношений между военными базами и государствами, на территории которых эти базы дислоцируются, а также проблемы совместимости организационных структур и тактики действий при проведении совместных операций. В рамках совместных действий необходимо решать вопросы оперативной совместимости войск России и НАТО, взаимоопознования, разделения воздушных коридоров и все более актуальный вопрос взаимодействия и взаимопомощи при террористических угрозах непосредственно этим военным базам. Естественно, что командиры военных баз, как НАТО, так и России, взаимодействуют с местными силовыми ведомствами. Однако это получается не везде, поскольку национальные правоохранительные системы в большинстве стран Средней Азии находятся в стадии становления и, по большому счету, не всегда эффективны. Тем не менее, это задачи, которые надо решать – их решение находится в сфере национальных интересов всех государств.

Мы довольно часто рассуждаем о том, какую угрозу могут представлять для России базы НАТО в Центральной Азии. Или о том, что центральноазиатские государства будут искать пути уменьшить влияние России в регионе за счет тех же государств НАТО и что мы не знаем, что этому противопоставить. Реальная борьба с наркоиндустрией позволит создать в регионе очень важный и масштабный совместный проект, в котором были бы увязаны интересы всех сторон – притом, на такой основе, которая может потребовать увеличения влияния России в регионе, в том числе за счет военного присутствия. Не говоря уже о том, что проект такого масштаба автоматически приведет к появлению целого ряда новых сфер совместной деятельности. Возможно, это и будет способом надежного обеспечения интересов России в Центральной Азии.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.