GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Басаев и Макашов
Автор: Алексей Ерёменко
Дата: 04.02.2005
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/139945/
Басаев и Макашов

Давать ли слово экстремистам

В четверг по британскому Channel 4 была показана видеозапись интервью Шамиля Басаева. Кавказский «террорист №1» не стал отпираться от Беслана, однако заявил, что во всем виноваты русские, начавшие стрельбу по детям из огнеметов; террористы же хотели «добиться прекращения геноцида чеченского народа». В его планах было захватить школу в одной из двух столиц России, однако на это не хватило денег. Тем не менее, Басаев собирается продолжать теракты, в том числе и против мирного населения, поскольку, по его словам, «для нас мирные люди – это те, кто не платит налоги на эту войну, не участвует в войне и выступает против этой войны»; остальные – тоже враги. Басаев готов вести переговоры, однако только после вывода войск из Чечни.

Трансляция была проведена, несмотря на яростные протесты российского МИДа. Еще за день до ее начала наши дипломаты говорили о ней как о «прямой информационной поддержке террористов». В ответ на это британские власти заявили, что целиком и полностью осуждают Басаева. Однако при этом заблокировать интервью, как настаивал наш МИД, просто не могут. Решение о трансляции – полностью дело телекомпании, и правительство здесь повлиять никак не может.

Интервью было показано. Channel 4 заявили, что «ясно представляют себе, что за человек Шамиль Басаев, и намерены показать его в четком контексте его действий, связанных с убийством детей». В ответ на это наш МИД немедленно заявил, что «любые попытки оправдать предоставление трибуны террористам [...] ссылками на свободу слова выглядят, по меньшей мере, цинично», и потребовал от британской судебной системы «адекватной реакции».

Между тем, вечером того же дня на отечественном НТВ прошло не менее захватывающее ток-шоу. В передаче Владимира Соловьева генерал и депутат ГД Альберт Макашов обсуждал недавний запрос о запрещении еврейских религиозных и национальных организаций с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Макашов использовал полученную возможность высказаться по максимуму. Заявив, что «олигархи – это национальность», он на протяжении всей передачи обвинял евреев в развале Союза и вообще во всех проблемах страны, назвал ведущего провокатором, а Леонову вместо рукопожатия показал «неприличный жест» - и в итоге, кстати, получил голоса 54 тысяч телезрителей против 47 тысяч у своего оппонента.

Владимир Соловьев заявляет, что «наконец нужно увидеть и понять, насколько остра и серьезна эта проблема у нас в стране», и именно этой цели служила его передача – кстати, далеко не первая в последнее время: после письма депутатов-антисемитов тема стремительно стала актуальной на ТВ. Однако не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что сделать передачу Соловьева попросили в кремлевской администрации. Антисемитизм, почти полностью зачахший в России в последнее десятилетие, за какие-то две недели расцвел необычайно и весьма кстати  вытеснил из СМИ тему монетизации льгот – старухи с плакатиками, мерзнущие на морозе, враз сделались никому неинтересными.

Басаев и Макашов между собой никак не связаны, и ставить их в один ряд нет никаких оснований. Один действует, а другой только разговоры разговаривает, но, как ни удивительно, это не так важно. По телевизору никого убить невозможно, и новый Беслан тоже не устроишь, но смутить и запутать малых сих оба экстремиста могут с одинаковым успехом. Макашов даже покраснобаистее будет. Интервью Басаева было осторожнее, он свои действия пытался оправдать, а атакующий генерал только проповедовал любимое «жыдоморство», которое именно благодаря прямодушию и вызвало отклик аудитории.

Случай Макашова в чистом виде показывает, чего именно боялся российский МИД в Англии. Ширнармассы, даже британские, вперившие взгляд в экран, реагируют не на логику, не на соображение, а на прямую эмоцию. Телевизор смотрят вполглаза, поедая суп и жаря котлету, за мыслью тут не уследить, да никто и не следит. К тому же глупость хулы, как известно, менее заметна, чем глупость похвалы: разрушать - не строить, отрицательная эмоция всегда выигрывает у положительной. Экстремистское "мочить" быстрей находит отклик у аудитории.

Позволять ли высказываться экстремистам – этическая проблема, не имеющая решения, наподобие достоевской слезинки ребенка, которой не стоит все счастье мира. Классический парадокс: должна ли свобода позволять существовать тому, что может ее же уничтожить? С одной стороны, право высказывать свое мнение должно быть у каждого; с другой, если позволить пропагандировать убийства и ненависть, никакие суды с этим не справятся.

Можно, впрочем, исходить из того, что право быть услышанным должен иметь даже детоубийца. Так решили для себя англичане, у которых вера в свободу прессы крепче, наверное, чем в любой другой стране. Можно, наоборот, признавать за людьми вроде Басаева единственное право на бесплатную могилу. Именно об этом заявила Россия – страна, в которой, в отличие от Англии, теракты происходят регулярно, а свобода слова не имеет столь прочной традиции.

Однако нельзя придерживаться обеих точек зрения сразу, одновременно требуя запрета Басаева и выпуская на НТВ Макашова. Или мы даем экстремистам говорить, или не даем. Последствия монетизации льгот к этой проблеме не имеют отношения. Ее надо бы раз и навсегда решить. Вместо этого мы решаем тактические задачки с отвлекающими маневрами и вольготно сидим на обоих стульях. Но в такой позе не высидишь ни свободы слова, ни победы над террором.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.