GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Он русский, и это ничего не объясняет
Автор: Станислав Кувалдин
Дата: 27.10.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/138690/
Он русский, и это ничего не объясняет

Архангельский мужик взорвал политическую жизнь Литвы

Победа в результате двух туров парламентских выборов в Литве Партии Труда, возглавляемой бизнесменом российского происхождения, одним из самых богатых людей в Литве, главой пищевого концерна Vikonda Виктором Успасских, уже вызвала грандиозный скандал в литовских политических кругах и сочувственно-одобрительные комментарии в российских СМИ.

Соперничающие до сих пор в литовском парламенте консервативная партия «Союз Отечества» и социал-демократы во главе с Альгирдасом Бразаускасом (нынешним премьером Литвы) объявили о готовности объединиться в общую коалицию с единственной целью – не позволить Виктору Успасских занять пост главы литовского правительства. К ним готовы присоединиться и многие другие партии. Объединение получило рабочее название «Радужная коалиция» - в том смысле, что все готовы объединиться со всеми, невзирая на различия политических программ: «Кто угодно, только не Успасских».

В российской прессе, разумеется, обращают внимание на то, что Виктор Успасских – коренной русак, родился в архангельской глуши в поселке Урдома на границе с Республикой Коми и приехал в Литву только в 1987 году. Его стремительное восхождение к вершинам политического Олимпа в Литве возбуждает чувство определенной сопричастности и гордости. Тем более что речь идет о Прибалтике, где все местные политические элиты в той или иной степени антирусские. 

И теперь, когда говорят о том, почему литовские политики столь плотно сомкнули ряды против Успасских, первое, что приходит на ум, это рекламный слоган «Сибирского цирюльника»: «Он русский, это многое объясняет».

Впрочем, сводить все к подобным фразам вряд ли разумно. Да, Виктор Успасских русский. И, разумеется, многим это не нравится. Стоит, впрочем, заметить, что русских в Литве наберется сейчас около 6 % - в этом прибалтийском государстве русский вопрос остро никогда не стоял, и вообще языковое и образовательное законодательство и процедура предоставления гражданства в Литве – едва ли не образец либерализма для остальной Балтии. Так что объяснять успех Успасских поддержкой только русских не получится, как не получится объяснить и нынешнюю "Радужную коалицию" только русофобией.

Программа «Трудовой партии» - по большому счету, набор критики «старых» элит и популистских лозунгов – повышение зарплат и пенсий, поддержка среднего и малого предпринимательства, борьба с коррупцией и коррупционерами и вообще «прозаседавшимися» старыми политиками. Ничего специально «пророссийского» в ней нет. Представители всех партий всю предвыборную кампанию пытались убедить избирателя в невыполнимости программы Успасских. На что Успасских, как правило, отвечал, что невыполнима она для прежних политиков, а он знает, как надо браться за дело. Так или примерно так проходят кампании с сильной популистской партией практически в любых странах.

Что же касается русскости Успасских, то с ней тоже не все так просто. С одной стороны, он, родившийся в Архангельской области, никогда не забывал о своих корнях – причем демонстрировал свою памятливость в стилистике, совершенно органичной для успешного российского бизнесмена. В его родном поселке Урдома в 1999 году был выстроен храм – единственный на русском севере с золотыми куполами - на его освящение в поселок, находящийся вдали от всех торных путей, на вертолете специально прилетал патриарх Алексий II. Также в поселке на средства Успасских каждый год отмечается день основания Урдомы – с участием попсы первого российского эшелона, фейерверками и прочими элементами большого торжества. Концерн Vikonda также оказывал активное содействие и строительству собора в Сыктывкаре, а сам Виктор Успасских за свою деятельность награжден Московским патриархатом орденом Святого Владимира второй степени. Это, впрочем, лишь одна из сторон его образа.

В Литве Успасских руководит крупным пищевым концерном и никем не воспринимается как бизнесмен из архангельской тайги. Виктор Успасских свободно говорит на литовском языке, женат на литовке, а крестной матерью одной из его дочерей является первый премьер-министр «свободной» Литвы Казимера Прунскине. В этом смысле Успасских коренным образом отличается от другого «бизнесмена российского происхождения» Юрия Борисова, связи с которым стоили должности прежнему президенту Литвы Паксасу – Борисов прожил в Литве всю жизнь, но так и не научился говорить по-литовски.

Связи с Россией Виктора Успасских, впрочем, не сводятся исключительно к архангельским корням, а его бизнес не ограничивается выпуском овощных консервов. Значительную часть состояния Успасских принесло посредничество при торговле российским газом. Успасских был связан с компаниями Itera и Stella Vitae и одно время был единственным гражданином Литвы, имевшим постоянный пропуск в здание «Газпрома» (несмотря на то, что поставки продукции «Газпрома» в Литву осуществляли абсолютно не связанные с Успасским структуры). В чем заключалась роль Успасских в схемах Iter’ы, сказать сложно – в любом случае, газ в Литву Успасских не поставлял, подконтрольная ему фирма каким-то образом посредничала в западноевропейских поставках. Участие Успасских в «серых схемах» российской полугосударственной корпорации, разумеется, неоднократно припоминалось его противниками в ходе кампании и припоминается сейчас, но в подобных схемах принимали участие многие коренные литовские бизнесмены - транзитный бизнес в 90-е был одним из самых популярных в Литве, так что ничего особенно "русского" для жителей Литвы в этом нет.

Теперь, собственно, самый главный вопрос – а что может дать России успех Виктора Успасских. В этом случае слоган из «Сибирского цирюльника» не работает в принципе. То, что он русский, не объясняет ровным счетом ничего. Успасских сумел добиться успеха на выборах прежде всего как лояльный член литовского общества – уважаемый бизнесмен, прекрасно разговаривающий на литовском и разбирающийся в проблемах литовского общества. Его связи с российским бизнесом сослужили ему лишь плохую службу, так как, в отличие от ясной и прозрачной деятельности Vikonda, были крайне мутны и порождали немало вопросов.

Мы, привыкшие видеть жизнь прибалтийских республик как противостояние наших (русских) и не наших (местных элит и местных жителей), в итоге не знаем, как быть с такими явлениями, как Успасских. Диаспора - это не наша «пятая колонна» и не «агенты влияния», это гораздо более тонкий инструмент. Работа с ним требует особого обращения. А результаты этой работы – далеко не прямое влияние на политику других государств, а, скорее, мягкое улучшение образа России, создание позитивного фона вокруг всего, связанного с Россией и русскими. Только при готовности ведения подобной кропотливой работы победа Виктора Успасских в Литве может сыграть для России какую-то положительную роль.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.