GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Шварценеггер и гуси
Автор: Елена Стафьева
Дата: 01.10.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/138380/
Шварценеггер и гуси

Есть силы, против которых и Терминатору не устоять

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер подписал вчера указ, запрещающий принудительное откармливание уток и гусей для производства деликатесного паштета из печенки – фуа-гра. Он вступает в силу в 2012 году. С этого же времени на территории штата Калифорния будет запрещена продажа фуа-гра, приготовленного с использованием принудительного откармливания птиц. 


С призывом ввести этот запрет к Шварценеггеру обратился ряд знаменитостей, в том числе известный вегетарианец и защитник прав животных Пол Маккартни. Действия губернатора одобрили бывшие коллеги – голливудские звезды: Мартин Шин, Ким Бейсинджер, Алисия Сильверстоун, Мэри Тайлер Мур. Подписывая указ, Шварценеггер сказал, что у производителей есть более 7 лет, чтобы «совершенствоваться и придумать гуманный способ заставлять уток есть зерно для увеличения их печени естественным способом». «Если сельхозпроизводители добьются успехов на этом пути, то запрет на фуа-гра в Калифорнии не вступит в силу».


Любопытно будет посмотреть, как они собираются этого добиться. Дело в том, что производство фуа-гра действительно далеко не самый гуманный процесс: гусей и уток держат без движения и три раза в день кормят через специальную трубку, вставленную в горло. Таким образом их печень увеличивается в 10 раз по сравнению с обычными размером. Добиться того, чтобы утки и гуси так питались сознательно, будет крайне затруднительно.


Защитники животных уже с удовлетворением констатировали, что этот указ – «большая победа для гусей и уток». Те же, кого новый закон коснется непосредственно, разделились на два лагеря: одни огласились с защитниками прав животных и объявили главной своей общественной миссией «продемонстрировать, что фуа-гра – продукт пристойный и заслуживающий доверия». Другие – например, калифорнийские рестораны, где подают фуа-гра – выступили против запрета.


Калифорнийский губернатор – образец здравомыслия и олицетворение консервативных ценностей: он публично курит сигары, разъезжает по Лос-Анджелесу на роскошных открытых спортивных машинах и запрещает гомосексуальные браки. Но тут он попал, как кур в ощип: борцы за права бедных зверушек – куда более агрессивная сила, чем геи и противники курения. США – передний край борьбы с традиционным, «антиздоровым» образом жизни, и тут даже Терминатор не в силах устоять. 


Как и всякий прогрессивный гуманизм, эта борьба есть воплощение позитивистского представления об общественном благе, идеал которого – равное количество прав и свобод для каждого, будь то человек  или гусь, откармливаемый для фуа-гра. Адепты такого подхода полагают, что есть вполне рациональный способ все раз и навсегда "правильно" устроить и всех осчастливить, тогда как реальность оказывается сложной системой уравновешивающих друг друга "правильностей", "равенств" и "неправильностей", "неравенств", где последние не менее важны, чем первые. Этот баланс, вокруг которого и организуется традиционный жизненный уклад, складывался веками и является первейшим условием комфортности человеческого существования. Причем комфортности не в узкобытовом смысле этого слова – в самом деле, без фуа-гра большая часть человечества вполне в состоянии обойтись – но прежде всего в широком, общегуманитарном смысле. Потому что ощущать себя вполне определенной и суверенной личностью помогают не "правильно" устроенные, но чрезвычайно фрустрирующие реформы, а более-менее устоявшаяся, консервативная система вещей, в которой жили твои родители, и которая привычна тебе с рождения.


Кроме того, нынешняя история с гусиным паштетом прекрасно демонстрирует инфантильность позитивистского устройства жизни: общество хочет соблюсти права животных, но не хочет при этом отказываться от потребления самого деликатеса. И дело тут вовсе не только в атрибутах роскошного образа жизни: можно подумать, что баналье курицы, из которых производят самые вульгарные "ножки Буша", отдают Богу душу самым естественным образом, без всякого применения насилия. Но тут действует железная логика политики двойных стандартов: мы видим только то, что хотим видеть в данный момент. А потому и возникают такие казусы, как предложение изобрести какой-нибудь фантастический способ повышения сознательности уток, дабы они добровольно соглашались увеличивать размер собственной печени.


Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2018.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.