GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Роковая ошибка 90-х
Автор: Максим Кваша
Дата: 28.09.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/138340/
Роковая ошибка 90-х

Притворные налоги и притворное государство

30 сентября правительство должно рассматривать доклад Минфина, в котором делается попытка разделить налоговую оптимизацию на "плохую" и "хорошую". Предполагается, что в законодательство будут введены поправки, в соответствии с ними незаконными станут операции, целью которых является исключительно минимизация уплачиваемых налогов. Иными словами, налоговому и судебному преследованию будут подвергаться налоговые схемы, использующие "дырки в законодательстве".

В определенном смысле ничего нового в налоговых новациях власти нет. Подобные положения содержатся в законодательстве большинства развитых стран, судебная практика по признанию определенного вида сделок притворными тоже весьма обширна. Базовый принцип здесь таков: легальна оптимизация бизнеса, ведущая к сокращению налогообложения, но нелегальна организация исключительно документооборота таким образом, чтобы налоги были минимальны. Но это на Западе. Там такое отделение "агнцев от козлищ" обеспечивается  относительно беспристрастным государственным аппаратом, независимым судом и армией дорогостоящих консультантов, адвокатов и бухгалтеров.

В России же до сих пор торжествовал принцип "все, что не запрещено, - разрешено". По крайней мере, формально, а если быть до конца откровенным, то исключительно формально, на деле же имеет место комбинация формального правоприменения и "понятийного права". Однако риск окончательного разрушения судебной системы толкает власть на кодификацию понятия "добросовестный налогоплательщик". Кстати, попытки предпринять что-то подобное ведутся уже давно, в ведомственных документах налоговиков описаны типичные схемы, применяемые в целях налоговой оптимизации, однако до сих пор их использование не было доказательством вины налогоплательщика, налоговикам необходимо было доказывать нарушение закона.

У проблемы добросовестности налогоплательщика огромная история, множество прецедентов, аргументов, обширнейшая литература, но углубление в них только уводит от обсуждения целого ряда реальных проблем.

Ужесточение налоговой политики как последний ресурс власти

То, что ужесточение налогового администрирования неизбежно, что, по сути, это последний ресурс власти, было очевидно еще до того, как подполковник Путин стал известен широкой публике. Собственно, сама эта формулировка родилась году в 97-м, когда стала очевидна перспектива бюджетного кризиса, отчасти связанная и с падением цен на нефть. Лишь их рост позволил отсрочить окончательное закручивание налоговых гаек.

Но постепенно - инициатива за инициативой - давление на серые схемы возрастало. Ушли депозитные и страховые зарплатные схемы, затруднена (но далеко не изжита) обналичка, прикрыты внутренние оффшоры, заработал механизм индикативных схем при импорте, и так далее. Впрочем, провалилась история с введением НДС-счетов, а мошеннические схемы с возвратом НДС при лже-экспорте так и не удалось окончательно устранить. Да и вообще пока не удалось ни увеличить его собираемость, ни победить обналичку.

Кстати, борьба с серыми схемами - это не только про наполняемость бюджета, это еще и про обеспечение более равных конкурентных возможностей в экономике. А также и про более (формально) высокие темпы роста ВВП - лозунг о его удвоении никто не отменял.

Между прочим, новации исходят не только от Минфина, который непрерывно "штопает дырки" в законодательстве и правоприменении, но и от депутатов, например. Так недавно депутат от "Единой России" Гришанков предложил ограничить снятие нерезидентами денег в российских банках. Предложил он это, на первый взгляд, странноватое нововведение в рамках борьбы с финансированием терроризма, хотя знающие люди сходу сообразили, что на самом деле это перекроет основной канал появления черного нала в экономике.

Тенденция понятна: где взяв на вооружение западный опыт, где придумав что-то свое, власть будет усложнять систему налогового администрирования, вытесняя бизнес из тени, но параллельно создавая такие барьеры на пути его развития, что о развитии малого бизнеса и инновационной экономике можно будет забыть. Тем более что никакие законы не будут работать как задумано, если судебная система и, шире, правоприменение в целом находятся в руинах.

Западный мейнстрим и роковая ошибка 90-х

В начале 90-х мне приходилось говорить с рядом западных ученых и консультантов о том, что одна из самых опасных ошибок, которые сделали реформаторы в Восточной Европе и России, - это копирование западной налоговой системы. Ее администрирование обходится экономике слишком дорого.

Причем речь идет не только о паразитирующих на избыточной сложности законодательства армиях консультантов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров и чиновников, хотя эти издержки огромны – миллионы людей заняты зачастую совершенно бессмысленной деятельностью. Речь идет и о том, что слабая судебная власть и коррумпированное государство не способны обеспечить справедливое правоприменение чрезвычайно сложного налогового механизма, а результатом становится вопиюще неконкурентная среда, а, следовательно, и невероятное социальное неравенство, чреватое политическими пертурбациями и долгосрочным разрушением человеческого капитала, и искажение рыночных стимулов, ведущее к более низким темпам экономического роста.

В качестве альтернативы в разное время разными людьми предлагались варианты гораздо более простой налоговой системы – в которой было бы меньше дырок, эффективное администрирование которой было бы по силам даже относительно слабому государству и которая гораздо дешевле обходилась бы экономике и обществу. Но серьезной дискуссии об этом так и не произошло. А в отсутствие политической воли и не может произойти.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.