GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Что делать с чеченцами?
Автор: Станислав Кувалдин, Александр Протопопов
Дата: 03.09.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/137995/
Что делать с чеченцами?

Террор снова не имеет национальности

Что делать с чеченцами?  Этот вопрос, казалось бы, потерявший актуальность, снова главный.

Страх, гнев, растерянность - плохие советчики, однако от них сегодня никуда не деться. Но даже когда шоковое состояние пройдет, здравые размышления тем более потребуют ответа на этот главный русский вопрос последнего десятилетия.

Уже первые реакции показали, что ответ на него многие будут искать там же, где и пять лет назад: одни будут говорить про «покаяться и отпустить», про переговоры с Масхадовым и прочая, и прочая; другие - про «выжечь напалмом или поступить, как Сталин». При этом все будут понимать, что ни то, ни другое, скорее всего, не произойдет, но так уж привыкли рассматривать проблему Чечни в нашем обществе. Мы все еще думаем, что идет "вторая чеченская", не замечая, что война уже совсем другая, почти не имеющая отношения  собственно к Чечне – маленькой горной республике на Северном Кавказе, населенной преимущественно чеченцами.

Наша власть очень любила говорить о том, что контртеррористическая операция на Северном Кавказе – это часть глобальной войны против международного терроризма. Это была крайне удобная позиция. Война против глобального терроризма – это было что-то вроде клише для обоснования и оправдания действий России в глазах мирового сообщества. В действительности международный терроризм, разумеется, оказывал чеченским боевикам помощь, но не только он - помощь боевикам оказывали и европейские "общечеловеки" и американские друзья России. Сами же боевики вели свою войну и имели свои цели, часто весьма далекие от задач мирового джихада. 

Сегодня все не так. Перед нами не борцы за свободу Ичкерии и по большому счету уже не чеченцы. После того как в Чечне установилась пророссийская власть - не марионеточная, а вполне настоящая - и ее поддержало население, боевики оказались в положении, когда у них не осталось ни целей, ни задач, ни источников финансирования вне мирового джихада. Перед нами существа, потерявшие по сути дела связь с землей, с народом, с семьей. Потому и готовы на все, потому и требований никаких предъявить не в состоянии. Они служат только Аллаху и полевому командиру, а единственная их цель - деньги. Странное сочетание, но, как оказалось, весьма эффективное.

И то, что часто называют героизмом и самопожертвованием "борцов за святое дело", на самом деле является безысходным отчаянием, направленным в нужное русло за счет щедрого финансирования и проповеди вечного блаженства. Примерно на этой же основе в далеком средневековье держалась первая всемирная террористическая организация - ассасины Старца с гор.  

Итак, первое, что нужно понимать, решая вопрос о том, как быть с Чечней, - нынешние террористы уже не чеченцы. Второе, что нужно понимать: большинство террористов - чеченцы по национальности, и вербовка новых членов бандгрупп и новых террористок-смертниц происходит по большей части именно в Чечне. Это и понятно: в стране 15 лет шла война, очень многие не помнят или не знают вовсе нормальной мирной жизни. У многих убиты братья, дети, родители; у большинства нет работы и каких-либо перспектив (в случае с шахидками - надежд на замужество). 

Что из этого следует? Устраивать геноцид, сжигать аулы, брать заложников - только плодить будущих шахидов. Переговариваться, уходить из Чечни, бросаться в ноги к Масхадову - не только унизительно, но и абсолютно бессмысленно. Нет больше никакого Масхадова, и никакая независимая Чечня боевикам не нужна, разве что лидерам мирового джихада она покажется удобным плацдармом для атак на Россию.

Куда эффективнее было бы не бросаться в крайности, а подумать, как нам обезопасить себя от терактов, учитывая новую реальность и новый облик чеченских террористов. Первое, что приходит в голову, - установить особый режим передвижения чеченцев внутри страны, установить внутренний визовый режим для жителей Чечни с обязательной регистрацией по месту пребывания в органах ФСБ. Определить жесткие наказания чиновникам, которые способствуют нарушению этих правил. В качестве пряника можно вдвое увеличить пенсии и пособия жителям Чечни - скорее всего, они будут не против. Эти меры сильно затруднят деятельность боевиков на территории остальной России. А если к ним добавить целенаправленную работу с чеченской диаспорой и жесткие санкции (вплоть до физического устранения) ко всем, кто имел какие-то сношения с кем-то из причастных к террористическим организациям, - то можно будет говорить о создании основы системы безопасности.  

Главное – понять, что мы живем в новом веке и имеем дело с новым врагом. С ним не действуют ни классические гуманистические способы борьбы, ни классические "варварские".

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.