Ограбление века
Украдена одна из самых знаменитых картин мировой живописи
Вчера было совершено одно из самых громких и дерзких похищений предметов искусства в современной истории. Из Национального художественного музея в Осло украдено полотно, безусловно входящее в категорию самых знаменитых картин всех времен и народов, – картина Эдварда Мунка «Крик».
Никаких хитроумных подкопов, никаких зависаний в воздухе над линиями сигнализации и акробатических трюков, никаких волшебных технических приспособлений, и вообще ничего из богатого арсенала Голливуда. Все произошло просто, прозаично и буднично. Грабители среди бела дня вошли с пистолетами в полный народа зал музея и взяли все, что хотели (кроме «Крика» украдено еще одно полотно Мунка – «Мадонна»).
Ровно такая же прозаическая будничность и «антикиношность» наблюдалась и с обратной стороны – национальный музей тихой маленькой европейской страны устроен почти по-домашнему: никакой сложной системы охраны (преступники легко пронесли с собой пистолеты), никаких датчиков на картинах, которые просто висят на шурупах (грабители самым элементарным образом заставили смотрительницу снять рамы со стены). Все заняло считанные секунды – полиция на место преступления явилась только через 15 минут.
В последнее время идея о том, что жизнь подражает искусству, стала общим местом. То, что некогда было воспринято как романтическое откровение, сегодня - методика шоу-бизнеса по промыванию мозгов. Однако и на старуху бывает проруха. Жизнь взяла да и показала, что не намерена подражать искусству, а реальные грабители, совершившие ограбление века, рушат все каноны жанра, ориентируясь не на голливудский стереотип, а на особенности музейного дела в Норвегии.
Впрочем, посрамленный Голливуд - далеко не самая большая потеря искусства от этого ограбления. «Крик» - не просто известная картина, это «марочная картина», изображение которой есть во всех учебниках по искусству. По известности она, очевидно, входит в первые несколько десятков картин мировой живописи.
Судя по обстоятельствам похищения (украли две самые ценные картины, через несколько километров бросили машину, на которой скрылись с места преступления) – работали профессионалы. Следовательно, они должны понимать, что выставить столь знаменитую картину (по оценкам экспертов, "Крик" может стоить около 70 млн долларов) на арт-рынок, даже подпольный, практически невозможно. Значит, существует два основных варианта ее дальнейшей судьбы.
Возможно, похитители потребуют выкуп. Именно так и произошло 10 лет назад, когда из того же самого музея был украден один из вариантов "Крика". Тогда норвежскому правительству деньги платить не пришлось – картина была найдена, преступники арестованы.
Либо, что самое вероятное, преступники работали «на заказ», и картина окажется на какой-нибудь латиноамериканской фазенде, техасском ранчо или в коллекции восточно-азиатского собирателя (искусство рубежа веков свело с ума не одного японского бизнесмена). В этом случае ее можно считать утерянной надолго – заказчики преступлений такого рода находятся крайне редко. И только после его смерти, возможно, картина вернется в музей и станет доступной для публики.
Впрочем, несмотря на пока успешное ограбление, можно утешиться тем, что великие, "марочные", картины украсть, в сущности, невозможно. "Джоконда" Леонардо, "Менины" Веласкеса, "Возвращение блудного сына" Рембрандта или "Олимпия" Мане ("Крик" Мунка в том же ряду) - больше чем картины, переходящие от одного владельца к другому. Ценность их не сводится к конкретному полотну, хранящемуся в конкретном месте - она в тысячах реплик и подражаний, в мифе об этих произведениях, в их символическом значении для мировой культуры.
Владеть можно картиной, но не символом. Кто бы ни был заказчик этого преступления, он за свои деньги получит всего лишь предмет, но не "Крик" Мунка.
|