GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Ограбление века
Автор: Дмитрий Парамонов
Дата: 23.08.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/137895/
Ограбление века

Украдена одна из самых знаменитых картин мировой живописи

Вчера было совершено одно из самых громких и дерзких похищений предметов искусства в современной истории. Из Национального художественного музея в Осло украдено полотно, безусловно входящее в категорию самых знаменитых картин всех времен и народов, – картина Эдварда Мунка «Крик».

Никаких хитроумных подкопов, никаких зависаний в воздухе над линиями сигнализации и акробатических трюков, никаких волшебных технических приспособлений, и вообще ничего из богатого арсенала Голливуда. Все произошло просто, прозаично и буднично. Грабители среди бела дня вошли с пистолетами в полный народа зал музея и взяли все, что хотели (кроме «Крика» украдено еще одно полотно Мунка – «Мадонна»).

Ровно такая же прозаическая будничность и «антикиношность» наблюдалась и с обратной стороны – национальный музей тихой маленькой европейской страны устроен почти по-домашнему: никакой сложной системы охраны (преступники легко пронесли с собой пистолеты), никаких датчиков на картинах, которые просто висят на шурупах (грабители самым элементарным образом заставили смотрительницу снять рамы со стены). Все заняло считанные секунды – полиция на место преступления явилась только через 15 минут.

В последнее время идея о том, что жизнь подражает искусству, стала общим местом. То, что некогда было воспринято как романтическое откровение, сегодня - методика шоу-бизнеса по промыванию мозгов. Однако и на старуху бывает проруха. Жизнь взяла да и показала, что не намерена подражать искусству, а реальные грабители, совершившие ограбление века, рушат все каноны жанра, ориентируясь не на голливудский стереотип, а на особенности музейного дела в Норвегии.

Впрочем, посрамленный Голливуд - далеко не самая большая потеря искусства от этого ограбления. «Крик» - не просто известная картина, это «марочная картина», изображение которой есть во всех учебниках по искусству. По известности она, очевидно, входит в первые несколько десятков картин мировой живописи.

Судя по обстоятельствам похищения (украли две самые ценные картины, через несколько километров бросили машину, на которой скрылись с места преступления) – работали профессионалы. Следовательно, они должны понимать, что выставить столь знаменитую картину (по оценкам экспертов, "Крик" может стоить около 70 млн долларов) на арт-рынок, даже подпольный, практически невозможно. Значит, существует два основных варианта ее дальнейшей судьбы.

Возможно, похитители потребуют выкуп. Именно так и произошло 10 лет назад, когда из того же самого музея был украден один из вариантов "Крика". Тогда норвежскому правительству деньги платить не пришлось – картина была найдена, преступники арестованы.

Либо, что самое вероятное, преступники работали «на заказ», и картина окажется на какой-нибудь латиноамериканской фазенде, техасском ранчо или в коллекции восточно-азиатского собирателя (искусство рубежа веков свело с ума не одного японского бизнесмена). В этом случае ее можно считать утерянной надолго – заказчики преступлений такого рода находятся крайне редко. И только после его смерти, возможно, картина вернется в музей и станет доступной для публики.

Впрочем, несмотря на пока успешное ограбление, можно утешиться тем, что великие, "марочные", картины украсть, в сущности, невозможно. "Джоконда" Леонардо, "Менины" Веласкеса, "Возвращение блудного сына" Рембрандта или "Олимпия" Мане ("Крик" Мунка в том же ряду) - больше чем картины, переходящие от одного владельца к другому. Ценность их не сводится к конкретному полотну, хранящемуся в конкретном месте - она в тысячах реплик и подражаний, в мифе об этих произведениях, в их символическом значении для мировой культуры. 

Владеть можно картиной, но не символом. Кто бы ни был заказчик этого преступления, он за свои деньги получит всего лишь предмет, но не "Крик" Мунка.   

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.