GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Законодательство США и Российские интересы, часть 4
Дата: 04.08.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/opinions/137792/
Законодательство США и Российские интересы, часть 4

III. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Американское законодательство,

которое может быть использовано длЯ ДИСКРИМИНАЦИИ росСИИ  в СФЕРЕ торгово-экономических отношениЙ

С известной долей условности нормы американских законов, которые позволяют применять дискриминационные меры по отношению к России, можно разделить на две большие группы.

1. Нормативные правовые акты общего или «комплексного» характера, направленные на обеспечение развития экономики США, предотвращение демпинга, обеспечение конкурентоспособности американских товаров и т.п.

2. Нормативные правовые акты, называемые «наследием холодной войны». Эти акты, как правило, принимались для обеспечения национальной безопасности США, например для предотвращения распространения ядерного оружия и технологий его производства, создания барьеров на пути передачи наиболее современных электронных, коммуникационных и иных технологий и т. п.

Нормативно-правовые акты общего характера

 

А. Законодательство, устанавливающее ограничения в отношении участия иностранных инвесторов в тех или иных проектах.

Как правило, такого рода положения касаются вопросов защиты или предотвращения ущерба отраслям национальной экономики и содержатся в соответствующих отраслевых актах:

1. Атомная энергетика. Закон об атомной энергетике (Atomic Act, 1954) ограничивает участие иностранных компаний в проектах, связанных с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов.

2. Предоставление таможенных услуг. Закон о тарифах (Tariff Act, 1930) устанавливает, что лицензию для работы в качестве таможенного брокера иностранное лицо может получить только в том случае, если его партнер является американским гражданином и уже имеет подобного рода документ, разрешающий ему работу в этой области.

3. Телевидение и радиовещание. Закон о коммуникациях (Communication Act, 1934) устанавливает, что иностранное участие в телерадиокомпании не должно превышать 20 %. Аналогичные ограничения установлены Законом о спутниковой связи (Communication Satellite Act, 1962): они распространяются на предприятия в сфере спутниковой передачи информации.

4. Программы в области передовых технологий. В соответствии с Законом о передовых американских технологиях (American Technology Preeminence Act, 1991) иностранный инвестор должен доказать, что создаваемая им компания будет выпускать продукцию, которая даст экономическую выгоду США, а выделяемые им на эти цели средства пойдут на проведение научно-исследовательских работ и производство того или иного продукта.

5. Сельскохозяйственное производство и рыбная промышленность. Компании с иностранным элементом не могут получать специальную финансовую помощь и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции. Иностранные граждане не имеют права владеть контрольным пакетом акций компании, располагающей своими собственными рыболовецкими судами (Anti-Reflagging Act, 1987).

6. Банковская и биржевая деятельность. Закон об основных дилерах (Primary Dealers Act, 1988) позволяет Федеральному резервному банку США отказать любому зарубежному финансовому учреждению в просьбе начать работу на американском финансовом или фондовом рынке в случае, если правительство соответствующей страны не предоставляет адекватных условий компаниям и фирмам США.

7. Действующие законодательные акты США частично ограничивают участие иностранного капитала при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта. Это законы о федеральной авиации (Fede­ral Aviation Act, 1958) и о торговом мореходстве (Merchant Marine Act, 1920).

8. Такие законодательные акты США как Закон об оборонной продукции (Defense Production Act, 1992), Закон об инвестировании конверсии и переходном периоде оборонной промышленности (Defense Conversion Reinvestment and Transition Act 1992) фактически полностью ограничивают участие иностранного капитала в области разработки и производства военной техники и вооружений.

Преимуществом США по сравнению со многими другими странами является тот факт, что работа по привлечению иностранных инвестиций строится каждым штатом самостоятельно на основании долгосрочных и краткосрочных программ, разработанных с учетом местных особенностей и потребностей и в соответствии с местным законодательством. Все американские штаты имеют свои собственные программы по привлечению инвестиций как внутренних, так и иностранных, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство не играет активной роли при определении целей экономического развития того или иного региона страны. Руководство местных администраций самостоятельно определяет перспективные направления промышленного развития за счет как государственных, так и привлеченных средств.

Б. Законодательство о валютном контроле

1. Закон о банковской тайне (The Bank Secrecy Act, 1970) обязывает коммерческие банки, небанковские финансовые институты и риэлтеров вести специальную регистрацию и извещать Минфин США о всех операциях, связанных с вкладами на счета или изъятиями со счетов сумм, превышающих 10 тыс. дол. В соответствии с действующими нормативными актами, все коммерческие банки обязаны иметь разработанный перечень мероприятий, направленных на борьбу с «отмыванием» денег (в частности, по выполнению требования «знай своего клиента»),

2. Закон о надзоре за «отмыванием» денег (The Money Laundering Control Act, 1986) предусматривает гражданскую и уголовную ответственность за «реструктуризацию» банковских операций. В соответствии с его требованиями банки усилили контроль над повторяющимися сделками, связанными с продажей банковских чеков, почтовых переводов или дорожных чеков на сумму свыше 3 тыс. дол. Особое внимание при этом обращается на операции по обналичиванию повторяющихся чеков (cash-back transactions).

3. В соответствии с Законом об отчетности по международным валютным операциям (Currency and Foreign Transactions Reporting Act, 1982) нерезиденты обязаны ставить в известность Службу внутренних доходов Минфина в случае, если ими ввозится или вывозится за границу сумма, превышающая эквивалент 10 тыс. дол. в наличной валюте, дорожных чеках и т.д.

Федеральные регулирующие органы имеют право проводить проверки так называемых «частных» коммерческих банков. Комиссия по ценным бумагам и Минфин США совместно разрабатывают инструкции по борьбе с «отмыванием» денег также для брокерских и дилерских фирм.

В целом действующее в США законодательство в области валютного контроля является достаточно либеральным и не препятствует совершению легальных сделок, связанных с конвертацией американской валюты. Содержащиеся в законах ограничения предусмотрены, как правило, на случай чрезвычайных обстоятельств, таких как войны или революции. Например, предусмотрены специальные меры на случай резкого увеличения дефицита платежного баланса, угрожающего дестабилизацией американской валюты. Валютные ограничения могут вводиться также в связи с объявлением режима экономических санкций по отношению к отдельным странам (Закон о надзоре за «отмыванием» денег - The Money Laundering Control Act, 1986).

Надзор за соблюдением валютного законодательства и таможенного режима осуществляет Управление по контролю над валютными операциями Минфина, оно также выявляет факты «отмывания» денег и махинаций с ценными бумагами. В соответствии со специальной директивой президента, одобренной в октябре 1995 г., американские учреждения и заграничные представительства США обязаны регулярно представлять информацию по вопросам, затрагивающим интересы национальной безопасности, включая факты «отмывания» денег, незаконной торговли оружием, финансирования террористических организаций, нарушения режима действующих санкций и т. д. Создан Центр по координации активности против «отмывания» денег. В нем поддерживается база данных о банках, пунктах обмена валюты и предприятиях, подозреваемых в «отмывании» денег. В частности, одна из инструкций Минфина требует от всех финансовых институтов тщательно проверять все сделки с 15 подозреваемыми в этом странами. К числу таких стран отнесена и Россия. Конгресс США в настоящее время рассматривает проекты законов о санкциях, которые будут направлены против стран и отдельных банков, способствующих «отмыванию» денег.

В. Антидемпинговое законодательство

1. Закон об антидемпинге 1916 г. предусматривает уголовную и гражданскую ответственность за продажу импортных товаров по ценам, существенно заниженным в сравнении с реальной рыночной или оптовой ценой, а также при наличии умысла нанести ущерб или уничтожить какую - либо отрасль промышленности США.

2. Закон о тарифах 1930 г. (глава VII с поправками) возлагает на Правительство США обязанность определения величины и сбора антидемпинговых пошлин после вынесения определения в административном порядке о том, что иностранный товар продается на рынке США по цене ниже справедливой и что такой импорт наносит материальный ущерб промышленности США.

3. Всеобъемлющий закон о торговле и конкуренции 1988 г. (раздел 1317) устанавливает процедуру, в соответствии с которой Торговый представитель США направляет запрос иностранному правительству о необходимости принятия мер в отношении демпинга товаров третьей страной, который наносит ущерб промышленности США.

4. Закон о соблюдении соглашений Уругвайского раунда ГАТТ 1995 г. (раздел 232) предоставляет право третьей стране требовать издания антидемпингового приказа в отношении импорта из любой другой страны, который наносит материальный ущерб промышленности третьей страны.

Существует стандартная процедура установления факта демпинга. Но подход Министерства торговли США к России в тот период, когда она относилась к категории стран с нерыночной экономикой, отличался от этой общей процедуры. По мнению Министерства торговли США, цена и уровень издержек в коммунистических и бывших коммунистических странах устанавливаются государством и не отражают реальных рыночных цен. В этом случае для определения цены на внешнем рынке Министерство торговли использует данные о таких факторах производства, как стоимость сырья и материалов, рабочей силы, электроэнергии и других материалов для производства единицы товара. При отнесении страны к категории стран с нерыночной экономикой Министерство торговли принимает во внимание следующие факторы: конвертируемость национальной валюты; устанавливается ли зарплата путем свободных переговоров между управлением компании и наемной рабочей силой; открыт ли доступ иностранным инвестициям; доля государственной собственности; степень госконтроля в распределении ресурсов, ценообразовании и установлении заданий по выпуску продукции предприятиями.

Вынесенное Министерством торговли определение в отношении принадлежности экономики страны к «нерыночному» типу не может быть обжаловано или пересмотрено в судебном порядке. Сегодня Россия отнесена к категории стран с рыночной экономикой. Вместе с тем некоторые из перечисленных выше критериев не утратили для США своего значения, и это сохраняет вероятность возникновения спорных ситуаций.

«Наследие холодной войны»

А. Нормативные акты, содержащие дискриминационные положения непосредственно в отношении России.

1. Нормы КОКОМ (СОСОМ, Coordinating Committee of East-West Trade Policy, Комитет по координации торговой политики «Восток - Запад»). Хотя сам комитет уже распущен (Россия участвует в новом международном механизме экспортного контроля), но установленные им ограничения на доступ к новым западным технологиям, прежде всего к «технологиям двойного назначения», для России (и ряда других стран) продолжают действовать.

2. Поправка Джексона−Вэника к Закону о торговле 1974 г., в соответствии с которой в отношении России требуется ежегодное подтверждение режима наибольшего благоприятствования.

3. Дискриминационный режим ввоза в США спортивно - охотничьего оружия, (ограничена номенклатура экспорта оружия).

4. Статья 30 и ряд других норм Закона о торговле позволяют США в одностороннем порядке устанавливать барьеры на пути российского экспорта, а в крайнем случае включать механизмы торгово-экономического эмбарго.

5. Включение России в список стран, подозреваемых в «отмывании» незаконных денег. Законодательство о санкциях по отношению к России находится в стадии разработки. В качестве одной из санкций возможно отключение банковской системы России от долларовых корсчетов в американских банках.

6. Законы о санкциях за содействие определенным странам в создании баллистических ракет и ядерного оружия (например, Закон Гора−Маккейна 1992 г.). Известен также законопроект Либермана−Лотта о прекращении инвестирования российской космической программы.

Б. Нормативные акты, содержащие дискриминационные положения в отношении третьих стран и затрагивающие интересы России.

К этой группе принадлежат специальные законы, направленные против так называемых «стран-изгоев», таких как КНДР, Иран, Куба, до недавнего времени Ливия и др. Например, Закон о нераспространении в отношении Ирана предусматривает введение Соединенными Штатами административных и финансово-экономических санкций против иностранных физических и юридических лиц в случае появления любой «достоверной информации» о передаче ими Ирану технологии оружия массового уничтожения. Законы Хелмса−Бертона и д'Амато−Кеннеди, направленные против Кубы, Ирака и Ливии, предусматривают набор санкций в отношении третьих стран, поддерживающих с ними экономические связи.

США являются страной англосаксонского права, и поэтому не меньшая роль, чем законам, принадлежит в этой стране прецедентам. Такие прецеденты можно подразделить на административные (решения органов исполнительной власти) и судебные (решения судов). Дискриминационные положения в отношении России устанавливаются преимущественно административными прецедентами. Например, в сфере контроля над соблюдением законов в отношении несправедливой практики торговли Министерство торговли США предпринимало по отношению к России следующие меры: проведение специальных расследований; объявление 23 ноября 1998 г. наличия критических обстоятельств в отношении импорта горячекатаной стали из России. Последнее после подтверждения факта демпинга повлекло за собой ретроактивное (90 дней до даты вынесения предварительного решения) введение антидемпинговых пошлин.

В целом, Министерство торговли США осуществляет контроль над соблюдением более 100 действующих приказов о введении антидемпинговых и компенсационных пошлин на стальную продукцию, а также ведет 35 расследований в отношении стали. Комиссия по международной торговле США также проводит расследования о необходимости введения защитных мер в соответствии с разделом 201 Закона о торговле и принятым ВТО механизмом защиты от резких скачков импорта.

Основные российские пРОБЛЕМЫ

В СВЯЗИ С действующИМ законодательствОМ США

Одной из наиболее актуальных для России проблем на данном этапе является отсутствие на постоянной основе режима наибольшего благоприятствования в торговле с США (который фактически представляет собой режим нормальных торговых отношений). В совместном заявлении президентов России и США «Партнерство для экономического прогресса» (сентябрь 1994 г.) американская сторона впервые официально признала Россию страной с «переходной экономикой». Но это положение не было закреплено законодательно. В 2001 г. американской стороне был передан российский Меморандум по вопросу признания России страной с рыночной экономикой. На этой основе США инициировали процедуру по определению возможности предоставления России рыночного статуса. 27 марта 2002 г. в Министерстве торговли США состоялись очередные слушания. Несмотря на поддержку Американской торговой палаты в России и Американо-российского делового совета, представляющих интересы более 900 американских компаний, несмотря на констатацию того факта, что доля негосударственного сектора в России достигает 86 % ВВП, вытекающее из этих обстоятельств решение было отложено. Для этого понадобилось дополнительное время и усилия. При этом сам факт признания в июне 2002 г. за Россией рыночного статуса не достаточен. Поскольку Россия не является членом ВТО, ее предприятиям будут угрожать другие статьи американского законодательства, касающиеся, в частности, государственного субсидирования экспорта. Приватизационные процессы, составлявшие суть экономического переустройства России в последние 10 лет, не будут приняты во внимание американским законодательством, если соответствующие обстоятельства не будут признаны особым образом. Необходимо временное соглашение, которое придаст России права страны - члена ВТО для случаев доказательства ущерба при обвинениях в субсидировании экспорта.

Еще в 1994 г. администрация США признала, что Россия полностью соответствует критериям Раздела IV Закона о торговле 1974 г. (так называемой поправки Джексона−Вэника). Однако вопреки положениям ст.1 Соглашения о торговых отношениях о безусловном предоставлении сторонами режима наибольшего благоприятствования США предоставляют России этот статус на основе ежегодной временной приостановки поправки Джексона−Вэника. Во время ноябрьского саммита 2001 г. было объявлено, что администрация Дж. Буша приступила к консультациям с Конгрессом США и заинтересованными группами относительно возможности выведения России из-под действия поправки Джексона−Вэника. В декабре 2001 г, в Конгрессе был внесен соответствующий законопроект, однако законодательная процедура затягивается. Более того, в момент принятия Россией ветеринарных ограничений по импорту куриного мяса представитель президента США на торговых переговорах вновь напомнил о том, что поправка еще не отменена. Таким образом, она продолжает использоваться как инструмент давления на Россию, в то время как в последние годы из-под действия поправки было выведено большинство бывших коммунистических стран (включая страны Балтии и Восточной Европы, Камбоджу, Киргизию, Грузию), а также Китай. По кэмп-дэвидскому соглашению Россия должна была быть выведена из-под действия этой поправки еще до конца 2003 г.

Отсутствие режима нормальных торговых отношений делает применяемые к российским компаниям антидемпинговые меры более жесткими, чем для подавляющего большинства других стран, а антидемпинговые пошлины на рос­сийские товары существенно выше. Антидемпинговые пошлины, имеющие фактически запретительный характер и остающиеся в силе, как правило, в течение многих лет, действуют в настоящее время в отношении импорта российского карбамида, феррованадия и некованого титана. Более того, существует опасность отмены преференций в отношении кованого титана. Российская сторона использовала предусмотренную американским законодательством возможность заключать соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований при условии принятия обязательств по количественному ограничению поставок и уровню цен. Такие соглашения были заключены по импорту урановой продукции (1992 г.), толстолистовой стали (1997 г.), горячекатаной стали (1999 г.). Последнее было подписано в увязке с широкомасштабным соглашением о торговле сталью, устанавливающим количественные ограничения на ряд видов стальной продукции и чугуна, нитрат аммония (2000 г.). Однако в 2001 г. Министерством торговли США были возбуждены еще два антидемпинговых расследования - в отношении импорта конструкционных стальных балок и холоднокатаной стали из России. В июле 2001 г. США начали расследование с целью введения защитных мер по широкому спектру импортируемой в США металлопродукции. 5 марта 2002 г. по рекомендации Комиссии по международной торговле президент США объявил о введении ограничительных мер для 10 из 16 видов сталепродукции сроком на 3 года. Они включают импортные пошлины в диапазоне от 8 до 30 % (с ежегодным понижением), тарифные квоты на слябы - 5,4 млн коротких тонн в год (с ежегодным повышением) и импортное лицензирование.

Продолжается дискриминация России в вопросах экспортного контроля. Несмотря на то, что Россия участвует в новом международном режиме экспорт­ного контроля, это не привело к пересмотру национальных правил экспортного контроля США. Россия является единственным государством Вассенаарского соглашения, включенным в предпоследнюю группу стран по жесткости экспортного контроля над поставками суперкомпьютеров. США введены штрафные санкции против ряда российских организаций в связи с обвинением в ненадлежащем сотрудничестве с Ираном. Против российской политики на иран­ском направлении действует принятый в 2000 г. Закон о нераспространении в отношении Ирана, предусматривающий помимо прочих санкций возможность приостановки выплат России в рамках проекта создания Международной космической станции.

В феврале 1994 г. была прекращена выдача лицензий на импорт в США российского спортивно-охотничьего оружия и боеприпасов к нему. Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию Министерства финансов США установило откровенно дискриминационный режим (ограничена номенклатура экспорта оружия) для российских экспортеров, несмотря на высокий интерес к этой продукции со стороны американских покупателей. Россия отнесена к категории стран, куда входят Куба, Иран, Ирак, Ливия и др., хотя из этого списка в 1994 г. были исключены некоторые страны Восточной Европы и Балтии.

 

Основные законодательные инициативы

Конгресса США в последние годы

В 2001-2004 гг. на рассмотрение Конгресса США 107-го созыва был внесен ряд законодательных инициатив, непосредственно затрагивающих российские интересы (в большинстве случаев любопытны не только мотивы, но и некоторые увязки, порой взаимоисключающие исходные оценки российских реалий).

Проект резолюции Палаты представителей с призывом к Дж. Бушу принять ограничительные меры в связи с резким ростом импорта стали в США (Н. Con. Res. 16) внесен 3 января 2001 г. бывшим конгрессменом-демократом от шт. Огайо Дж. Трафикантом (исключен из Палаты представителей в июле 2002 г. после принятия судебного решения о признании его виновным во взяточничестве и коррупции) в соавторстве с конгрессменами Р. Регулой, Ф. Инглишем, Б. Нэйем, С. Латуреттом, М. Коллинзом, М. Харт, Дж. Куином, Дж. Петерсоном, Д. Хобсоном и Д. Шервудом.

В констатирующей части резолюции отмечается, что финансовый кризис в странах Азии и России привел к девальвации местных валют и значительному сужению рынков сбыта продукции сталелитейной промышленности. В этой свя­зи США столкнулись с резким увеличением импорта стали. Утверждается также, что поставки в США сталепродукции из России и Украины превысили рекордный уровень 1997 г. и достигли объема в 2,5 млн т.

В постановляющей части содержится призыв к президенту США в десятидневный срок с момента принятия резолюции провести тщательное расследование ситуации с поставками стали из 10 стран мира, включая Россию, и при выявлении случаев недобросовестной конкуренции немедленно ввести запрет на любые поставки сталепродукции из стран-нарушителей сроком на один год.

Предлагалось также создать специальный орган в структуре американской администрации для постоянного мониторинга импорта стали в США на предмет выявления возможных нарушений.

Президенту США также рекомендовалось не позднее 5 мая 2001 г. представить в Конгресс доклад с изложением принятых администрацией мер и планов по защите интересов США в будущем.

Проект резолюции был направлен на рассмотрение в Комитет по изысканию бюджетных поступлений Палаты представителей.

Проект совпадающей резолюции Палаты представителей с выражением мнения относительно членства Российской Федерации в «восьмерке» (Н. Con. Res. 128) внесен 8 мая 2001 г. старшим демократом в Комитете по международным отношениям Т. Лантосом (шт. Калифорния) в соавторстве с К. Смитом. В качестве коспонсоров к ним позднее присоединились Д. Рорабахер, Дж. Питерсон и И. Рос-Лехтинен. Направлен на рассмотрение в Комитет по международным отношениям.

В резолюции выражается «мнение Конгресса», что президент и госсекретарь должны предпринять все необходимые шаги для приостановки членства России в «восьмерке» до тех пор, пока она «не продемонстрирует» приверженность нормам и стандартам демократии, принципам свободы слова и средств массовой информации.

Проект совпадающей резолюции Сената с выражением мнения Конгресса относительно участия России в «восьмерке» (S. Con. Res. 60) внесен 17 июля 2001 г. Дж. Холмсом (республиканец, шт. Северная Каролина) в соавторстве с Дж. Алленом, Т. Лоттом и Г. Смитом. Направлен на рассмотрение в сенатский Комитет по иностранным делам. Во многом схож с проектом резолюции, подготовленным Т. Лантосом (H. Con. Res., 128).

Участие России в работе «восьмерки» обставляется рядом условий (окончание военной операции в Чечне и начало переговоров с «демократически избранным» чеченским правительством, допуск в Чечню международных миссий для оказания гуманитарной помощи и расследования «военных преступлений», уважение религиозных свобод и свободы прессы и т.п.).

Законопроект о предоставлении недискриминационного торгового статуса Российской Федерации (CH. R. 3553 / S. 1861). Вариант Палаты представителей внесен 20 декабря 2001 г. председателем Комитета по изысканию бюджетных поступлений У. Томасом (республиканец, шт. Калифорния) в соав­торстве с Ф. Крэйном и Д. Дрейером. Передан на рассмотрение в указанный комитет.

11 апреля 2002 г. в подкомитете по торговле прошли слушания по законопроекту. Однако дальнейшее его прохождение застопорилось из-за конфликта вокруг экспорта в Россию куриного мяса из США.

Законопроект предусматривал полное выведение Российской Федерации из-под действия поправки Джексона−Вэника и предоставление ей режима наибольшего благоприятствования в торговле без каких-либо дополнительных условий.

Отмечалось, что Россия достигла значительных успехов в отношении соблюдения основополагающих прав человека, а также в области демократизации и создания рыночной экономики, «полностью удовлетворяет критериям свободы иммиграции» в соответствии с поправкой Джексона−Вэника к Закону о торговле 1974 г., продемонстрировала стремление к «построению отношений дружбы и сотрудничества с США» и является «надежным союзником» Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом. В связи с этим президенту разрешалось предоставить Российской Федерации недискриминационный торговый статус на постоянной основе, после чего действие упомянутой выше поправки в отношении России прекратилось бы автоматически.

Вариант верхней палаты внесен сенатором Р. Лугаром (республиканец, шт. Индиана) 20 декабря 2001 г. Был направлен на рассмотрение в Комитет по финансам.

Проект закона о списании части российского госдолга США в счет нераспространенческих программ (H. R. 3836) внесен в Палату представителей Э. Таушер (демократ, шт. Калифорния) в соавторстве с Дж. Макхью и А. Шиффом 4 марта 2002 г. Направлен в Комитет по международным отношениям.

Содержит положения, аналогичные зафиксированным в проекте Закона о содействии в области безопасности (S. 1803, см. выше) и в Законе о пределах и уровнях расходов на внешнеполитическую деятельность в 2002-2003 гг.

Проект резолюции Сената с выражением мнения о приоритетности для США вопросов свободы вероисповедания в двусторонних отношениях с Российской Федерацией, в том числе в контексте поправки Джексона−Вэника (S. Res., 234) внесен 10 апреля 2002 г. Г. Смитом (республиканец, шт. Орегон) в соавторстве с 27 членами верхней палаты (Дж. Алленом, М. Клиландом, К. Конрадом, Р. Дурбином, Д. Файнстайн, Ч. Хейгелом, О. Хатчем, П. Лихи, М. Макконнеллом, Б. Нельсоном, Дж. Ридом, Г. Ридом, Ч. Шумером, Дж. Уорнером, Р. Уайденом, Э. Бейхом, Х. Клинтон, Дж. Корзайном, Р. Фейнгольдом, Б. Грэхемом, Т. Харкином, Т. Джонсоном, Дж. Либерманом, Б. Микульски, Д. Никлсом, Дж. Сешнсом и П. Уэлстоуном). Направлен на рассмотрение в Комитет по финансам.

Выражается мнение Сената, что «в контексте продуктивных и конструктивных отношений между правительствами и народами Соединенных Штатов и Российской Федерации» вопросы свободы вероисповедания и защиты прав меньшинств должны оставаться приоритетными в «повестке дня обоих государств». Подчеркивается, что при выводе любой страны из-под действия поправки Джексона−Вэника должны учитываться прогресс, достигнутый в результате ее применения, а также соответствующие заверения о приверженности правительства данной страны обеспечению и защите фундаментальных прав человека, о которых идет речь в поправке. Правительство же США при этом должно продемонстрировать, какие гарантии существуют в этом отношении.

Обращается внимание на достижения России в области обеспечения свободы вероисповедания, важную роль, которую она играет в борьбе с международным терроризмом. Вместе с тем делаются ссылки на подготовленный в октябре 2001 г. доклад Госдепартамента о состоянии дел со свободой вероисповедания в различных странах мира (в котором говорится о «многочисленных и широкомасштабных ограничениях» прав последователей «второстепенных» религий в соответствии с российским Законом о свободе вероисповедания и религиозных ассоциациях 1997 г.), на заявление тогдашнего заместителя председателя правительства России В. И. Матвиенко «о работе над поправками к данному закону, предусматривающими дальнейшее ограничение деятельности иностранных групп на российской территории», на письмо 98 сенаторов от 3 августа 2001 г. президенту России В. В. Путину с выражением озабоченности ростом антисемитских настроений.

Проект совпадающей резолюции Палаты представителей с выражением мнения Конгресса в отношении «несправедливого» запрета на импорт американского куриного мяса в Российскую Федерацию (H. Con. Res. 400) внесен Р. Шоусом (демократ, шт. Миссисипи) 8 мая 2002 г. Направлен на рассмотрение в Комитет по изысканию бюджетных поступлений.

Выражается «мнение Конгресса», что президент, представитель США на торговых переговорах и министр сельского хозяйства должны провозгласить приоритетным вопрос об урегулировании ситуации вокруг российского запрета на импорт американской курятины, призвать правительство России выполнить договоренности о его снятии, достигнутые с Вашингтоном.

Проект совпадающей резолюции о развитии сотрудничества с Российской Федерацией в энергетической сфере (H. Con. Res. 482 / S. Con. Res. J47). Вариант Палаты представителей внесен 24 сентября 2002 г. конгрессменом К. Уэлдоном (республиканец, шт. Пенсильвания). Направлен в комитеты по международным отношениям и по изысканию бюджетных поступлений.

Сенатский вариант внесен в тот же день сенатором К. Бернсом (республиканец, шт. Монтана). Направлен в Комитет по иностранным делам.

В резолюции содержится призыв к правительствам России и США осуществлять развитие диалога в энергетической сфере, консультируясь с правительствами других стран СНГ и иными заинтересованными сторонами.

Провозглашается намерение Конгресса вывести Россию из-под действия поправки Джексона−Вэника. Выражается поддержка действиям российского правительства и Государственной Думы, направленным на реструктуризацию энергетического сектора с целью привлечения иностранных инвестиций.

Совместная резолюция Палаты представителей о консолидированных ассигнованиях на 2003 фин. г. (Public Law 108-7). В своем первоначальном виде законопроект был внесен в Палату представителей 7 января 2003 г. председателем Комитета по ассигнованиям Б. Янгом (республиканец, шт. Флорида).

23 января того же года Сенат принял решение инкорпорировать в данный документ положения всех 11 проектов бюджетных законов на текущий год, которые Конгресс прошлого созыва не успел согласовать до конца сессии.

После доработки в согласительной комиссии «омнибусный» законопроект был утвержден 13 февраля сразу нижней и верхней палатами. Подписан президентом 20 февраля 2003 г.

Принятый закон содержит ряд инициатив, непосредственно затрагивающих российские интересы. В частности, в разделе, касающемся ассигнований на международные операции, записаны положения, предусматривающие выделение до 30 сентября 2004 г. 760 млн дол. в порядке помощи «независимым государствам бывшего СССР». Причем не менее 17,5 млн дол. из них должны пойти исключительно на содействие дальневосточному региону России.

Предоставление помощи традиционно обставляется рядом условий. Как и в предшествующем году, зафиксировано положение о 60-процентном сокращении объема содействия, если в докладе президента Конгрессу не будет подтверждено, что правительство Российской Федерации прекратило предоставлять Ирану технологии, оборудование, услуги по технической экспертизе и готовить специалистов в области создания атомных реакторов, ядерных исследовательских центров и крылатых ракет, а также обеспечило беспрепятственный доступ в Чечню международным неправительственным организациям (НПО), оказывающим гуманитарную помощь беженцам и временно перемещенным лицам. Это положение не распространяется на помощь детям и на цели борьбы с инфекционными заболеваниями, равно как и на программы в области нераспространения и разоружения в соответствии с разделом V Закона о поддержке свободы.

Обратило на себя внимание решение не включать в закон так называемую «поправку Г. Смита» (сенатор-республиканец, шт. Орегон), в соответствии с которой помощь России должна быть прекращена, если в течение полугода в Конгресс от президента не поступит подтверждение, что религиозные группы не подвергаются дискриминации со стороны российских властей. Такое требование фигурировало во всех аналогичных бюджетных законах, начиная с 1997 г., а также было инкорпорировано и в подготовленный в 2002 г. Палатой представителей законопроект об ассигнованиях на международные операции в 2003 фин. году. В сенатском же варианте, принятом за основу при разработке закона, подобная поправка отсутствовала.

В разделе, посвященном финансированию органов законодательной власти, зафиксированы положения (вступают в силу через 3 месяца после принятия резолюции о консолидированных ассигнованиях) о том, что деятельность действующего при Библиотеке конгресса Центра для российских лидеров распространяется помимо Российской Федерации на все остальные государства СНГ, а также страны Балтии. Сам центр переименовывается в Центр для лидеров «Открытый мир» (Open World Leadership Center). В 2003 фин. г. на его нужды было запланировано выделить из бюджета 13 млн дол.

Отмечено также, что в условиях продолжающегося кризиса в Чечне по-прежнему требуется предоставление «объективной информации». Предполагается, что из средств, выделенных радиостанции «Свобода/Свободная Европа» на иновещание, не менее 850 тыс. дол. должно быть направлено на нужды северокавказского отделения (в предыдущем докладе сенатской комиссия по законопроекту об ассигнованиях на нужды министерств торговли, юстиции, Государственного департамента и судебной власти на 2003 фин. год содержалась рекомендация о выделении на эти цели до 2,4 млн дол.).

Проект закона о предоставлении президенту США на постоянной основе права «вейвера» по выделению средств на программы снижения угрозы и на финансирование объекта по уничтожению химического оружия (H. R. 182) внесен в Палату представителей конгрессменом А. Шиффом (демократ, шт. Калифорния) в соавторстве 7 января 2003 г. Направлен на рассмотрение в комитеты по делам вооруженных сил и по международным отношениям.

Проект совместной резолюции Сената с выражением мнения Конгресса в отношении прав человека в странах Центральной Азии (S. J. Res. 3) внесен сенатором Дж. Маккейном (республиканец, шт. Аризона) в соавторстве с Д. Либерманом 14 января 2003 г. Утвержден Сенатом 5 мая 2003 г. Был передан на рассмотрении в Комитет по международным отношениям Палаты представителей.

В проекте заявлено, что правительствам Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана необходимо ускорить реализацию демократических реформ и выполнить свои обязательства в области прав человека. Подчеркивается, что дальнейшее американское содействие этим странам в расширенном объеме (а это, как записано в законопроекте, стало возможным ввиду взаимодействия государств ЦА с США при проведении военной операции в Афганистане) будет осуществляться лишь при условии наличия существенного прогресса в указанной сфере. В частности, содержится призыв к администрации убедить российское правительство не выдавать властям Туркмении представителей политической оппозиции данной страны.

Проект закона «О демократии в Белоруссии» (H. R. 854 / S. 700). Вариант нижней палаты внесен конгрессменом К. Смитом (республиканец, шт. Нью-Джерси) 13 февраля 2003 г. (в соавторстве). Направлен в Комитет по международным отношениям (3 апреля подкомитет по делам Европы утвердил данный документ и передал его на рассмотрение комитета полного состава), по финансовым услугам и юридический. Вариант Сената внесен 25 марта 2003 г. Б. Кэмпбеллом (республиканец, шт. Колорадо) в соавторстве с сенатором Дж. Байденом. Направлен на рассмотрение в сенатский Комитет по иностранным делам.

В законопроекте содержится призыв Конгресса к Правительству Российской Федерации «использовать свое влияние для поощрения демократических преобразований в Белоруссии с тем, чтобы она могла превратиться в демократическое, процветающее, суверенное и независимое государство, интегрированное с Европой».

Законопроект о внесении поправки в закон о санкциях против иностранных юридических и физических лиц, предоставляющих Ирану содействие в создании ОМУ и баллистических ракет 2000 г. (H. R. 1001) внесен в Палату представителей конгрессменом Н. Лэмпсоном (демократ, шт. Техас) в соавторстве 27 февраля 2003 г. Направлен на рассмотрение в комитеты по международным отношениям и по науке.

Предусматривает внесение изменений в указанный закон 2000 г. (Public Law 106-178) с тем, чтобы разрешить НАСА в чрезвычайных случаях перечислять Российскому космическому агентству бюджетные средства, если президент письменно удостоверит Конгресс, что это необходимо для обеспечения безопасности экипажа на борту МКС и непрерывности работы станции в периоды запрета на полеты «шаттлов» в связи с аварией или серьезными проблемами в сфере безопасности полетов американских космических «челноков». В соответствии с законопроектом запрещенные законом 2000 г. выплаты должны прекращаться не позднее, чем через 2 месяца после возобновления полетов.

Проект резолюции Сената с выражением мнения по проблеме нераспространения ОМУ (S. Res. 77) внесен лидером демократического меньшинства Т. Дэшлом (сенатор-демократ, шт. Южная Дакота), в соавторстве. Направлен в Комитет по международным делам.

Выражается мнение Сената о том, что серьезная угроза, которую представляет распространение оружия массового уничтожения, требует от США разработки всеобъемлющей и ясной стратегии, предусматривающей, в частности:

- создание широкой международной коалиции;

- принятие мер по предотвращению хищения химоружия;

- укрепление систем экспортного контроля;

- проведение переговоров с Северной Кореей;

- уничтожение излишков ядерных вооружений и обеспечение безопасности ядерных материалов в России и государствах, входящих в состав бывшего СССР;

- расширение программы совместного уменьшения угрозы;

 - надлежащее финансирование в области внутренней безопасности и т. п.

 Проекты закона о предоставлении недискриминационного торгового статуса Российской Федерации (S. 580: H. R. 1224 / S. 624).

Законопроект, предусматривающий полное выведение России из-под действия поправки Джексона−Вэника и предоставление ей режима наибольшего благоприятствования в торговле без каких-либо дополнительных условий (S. 580), внесен в Сенат США председателем Комитета по иностранным делам Р. Лугаром (республиканец, шт. Индиана) 10 марта 2003 г. Направлен на рассмотрение в Комитет по финансам.

В законопроекте отмечалось, что Российская Федерация «полностью удовлетворяет критериям свободы эмиграции» в соответствии с поправкой Джексона−Вэника к Закону о торговле 1974 г., продемонстрировала стремление к «построению отношений дружбы и сотрудничества с США». В связи с этим президенту разрешается предоставить России недискриминационный торговый статус на постоянной основе, после чего действие упоминаемой выше поправки должно автоматически прекратиться.

Сходные положения содержатся и в двух других законопроектах (H. R. 1224 / S. 624), подготовленных конгрессменом-демократом от шт. Нью-Йорк Ч. Рэйнджелом и сенатором-демократом от шт. Монтана М. Бокусом. В то же время в них провозглашается, что США должны «добиться от Российской Федерации», чтобы ее законодательство и политический курс в полном соответствии со стандартами ОБСЕ обеспечивали гражданам право на свободную эмиграцию, гарантировали свободу вероисповедания (по мнению авторов законопроектов, регистрационные правила, иммиграционные и визовые требования, некоторые законы и подзаконные акты создают определенные препятствия для деятельности религиозных меньшинств в России). Говорится также о необходимости строгого соблюдения и совершенствования российских законов в сфере противодействия этнической, религиозной и расовой дискриминации, дальнейшего осуществления мероприятий по реституции «церковной и общинной» собственности, уважения свободы прессы (нарушения в этом отношении якобы по-прежнему имеют место).

Соединенным Штатам предлагается продолжать осуществление строгого мониторинга правозащитной ситуации в России, оказывать содействие соответствующим неправительственным организациям, вести с Россией постоянный диалог по вопросам прав человека с участием американских и российских НПО.

Заявлено, что двустороннее торговое соглашение от 17 июня 1992 г. остается в силе и предоставляет США право применять меры в ответ на «волны импорта» из Российской Федерации.

В законопроекте зафиксировано, что президент должен уведомить Конгресс о заключении с Россией двустороннего соглашения об условиях вступления в ВТО не позднее, чем через 5 дней после его подписания.

Резолюция Сената с выражением мнения в поддержку американских нераспространенческих программ (S. Res. 90) внесена сенатором Р. Бэрдом (демократ, шт. Западная Вирджиния) в соавторстве 17 марта 2003 г. Единогласно утверждена верхней палатой 27 июня 2003 г.

В резолюции отмечается, что Сенат решительно поддерживает нераспространенческие программы Минобороны, Минэнергетики и Госдепартамента. Конкретизируется, что речь идет о программах, направленных на уменьшение угрозы, исходящей от ядерных, химических и биологических вооружений (за хранением которых «отсутствует надлежащий контроль») в России и других странах.

Российской Федерации предлагается принять меры по совершенствованию доступа американских представителей на ключевые объекты, а также механизма обмена информацией с США с тем, чтобы реализация соответствующих программ и проектов была «успешно и своевременно» завершена (в констатирующей части отмечается, что, несмотря на «некоторые улучшения последнего времени» в области двустороннего сотрудничества на высшем уро­вне, ряд российских чиновников и ведомств «действовали контпродуктивно», ограничивая доступ на объекты и информационный обмен). По мнению Сената, американская сторона должна добиваться полномасштабного выполнения данных программ и в полной мере использовать выделяемые на эти цели денежные средства.

Проект совпадающей резолюции Палаты представителей с выражением озабоченности по поводу действий России и Сирии в поддержку Ирака (H. Con. Res. 133) внесен в нижнюю палату конгрессменом Т. Лантосом (демократ, шт. Калифорния) 1 апреля 2003 г. Направлен в Комитет по международным отношениям.

В проекте осуждается «неспособность» Российской Федерации предотвратить продажу российскими частными фирмами «смертоносного оружия и других товаров военного назначения террористическому правительству Ирака» (в констатирующей части содержится утверждение, что российские компании якобы поставляли Ираку приборы ночного видения, аппараты, создающие помехи для систем спутникового наведения, и противотанковые ракеты, и что эти действия представляют непосредственную угрозу жизни американских солдат и могут быть расценены как «защита диктатуры, поддерживающей терроризм, против сил свободы»).

Закон о пределах и уровнях расходов на оборону на 2004 фин. год (Public Law, 108-136). Вариант Палаты представителей внесен 3 апреля 2003 г. председателем Комитета по делам вооруженных сил Д. Хантером (республиканец, шт. Калифорния). 22 мая он был одобрен палатой.

Сенатский вариант внесен 13 мая 2003 г. председателем Комитета по делам вооруженных сил Дж. Уорнером (республиканец, шт. Вирджиния). 22 мая одобрен Сенатом полного состава.

После доработки в согласительной комиссии законопроект был подписан президентом 24 ноября 2003 г.

Положениями закона санкционируется продление финансирования программы совместного уменьшения угрозы (Нанна−Лугара) на общую сумму 450,8 млн дол. (из них непосредственно для России предусмотрено не менее 350 млн дол.). Продление обставляется требованиями к администрации о представлении докладов по ряду аспектов программы.

Запрещается использование средств, выделяемых на предотвращение распространения биологического оружия, для реализации совместных исследований в области биообороны или проектов по проблемам раннего предупреждения и готовности к нейтрализации биоатак на каком-либо объекте в странах бывшего СССР до тех пор, пока министр обороны США не уведомит Конгресс, что на данном объекте не осуществляется деятельность, запрещенная Конвенцией о бактериологическом и токсинном оружии (KБTO), и что там были или будут приняты надлежащие меры для предотвращения хищения опасных патогенов.

Направление средств на финансирование того или иного проекта в рамках программы Нанна−Лугара и нераспространенческих программ по линии Минэнергетики в ряде случаев обуславливается назначением министром обороны или министром энергетики на соответствующий объект представителя США в качестве менеджера (речь идет о проектах, осуществляемых в государствах бывшего СССР на объектах по демонтажу, уничтожению, складированию или на строительстве объекта, для реализации которых требуется израсходовать более 50 млн дол.).

В соответствии с положениями закона президенту США в 2004 г. предоставляется право «вейвера» в отношении финансирования сооружения объекта по уничтожения химического оружия в Щучьем (Курганская обл.) по соображениям национальной безопасности при условии, что глава государства представит в Конгресс соответствующее обоснование и план получения точной и полной информации о запасах российского химоружия. Министру энергетики поручается подготовить доклад Конгрессу по вопросу о возможности, стоимости и целесообразности закупок излишнего оружейного урана и плутония «у независимых государств бывшего СССР» и его хранения до тех пор, пока данные материалы станут непригодными для применения в военных целях.

Выражается мнение законодателей о том, что США должны вести с Россией работу по подготовке всеобъемлющей базы данных по российскому тактическому ядерному оружию. Содержится требование к президенту подготовить доклад по результатам деятельности на этом направлении.

Положениями закона предусматривается создание российско-амери­канской межпарламентской группы по вопросам снижения угрозы (Threat Reduction Working Group) для укрепления двустороннего сотрудничества по вопросам нераспространения, ядерной безопасности и ряду других. Предполагается, что в ее состав войдут до 10 сенаторов и не более 30 членов Палаты представителей.

Высказано также мнение Конгресса о том, что президент во взаимодействии с НАТО должен поощрять развитие сотрудничества между Россией, США и Альянсом по вопросам разработки и развертывания ПРО (министру обороны поручается подготовить доклад для Комитета по делам вооруженных сил о возможностях сотрудничества в этой сфере); совместные (с российской стороной) усилия по снижению вероятности случайной ядерной атаки в результате получения недостоверной информации или просчета, а также по повышению надежности российских систем раннего предупреждения о запусках баллистических ракет; разработку программ, обеспечивающих предоставление России надежных данных о ракетных запусках в любой точке мира.

В законе содержится положение, предписывающее директору ЦРУ ежегодно направлять в комитеты палат по делам вооруженных сил, разведки и по международным отношениям доклад относительно демонтажа российских стратегических ядерных боеголовок в соответствии с Московским договором от 24 мая 2002 г. о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

 Проект закона «Об инициативе в области ядерной безопасности - 2003» (OLR. 1719) внесен в Палату представителей конгрессменом К. Уэлдоном (республиканец, шт. Пенсильвания) в соавторстве 10 апреля 2003 г. Направлен на рассмотрение в Комитет по международным отношениям.

Законодательная инициатива К.Уэлдона предусматривает наращивание сотрудничества по линии Минэнергетики США - Минатома России в области ядерного нераспространения. Среди приоритетных направлений выделяются: усиление мер по физической защите, учету и контролю на российских ядерных объектах; ускорение закрытия российских объектов по производству ядерных вооружений; совершенствование физической защиты объектов с радиологическими материалами, которые могут быть использованы для производства так называемых «грязных» бомб; укрепление пограничного контроля для отслеживания незаконной транспортировки ОМУ, чувствительных материалов и ОМУ-технологий.

Министру энергетики США разрешается реализация нераспространенческих программ в других странах, помимо государств, входивших ранее в состав СССР.

Говорится о том, что политика Соединенных Штатов должна быть направлена на сотрудничество с другими странами в целях обеспечения физической защиты, контроля и учета запасов ядерного оружия и ядерных материалов по всему миру в соответствии с жесткими стандартами.

Предусматривается финансирование проектов по ускорению процесса ликвидации высокообогащенного урана. Предлагается также предпринять шаги по инвентаризации и обмену данными о ядерных вооружениях между Россией и США, уделив особое внимание тактическим ядерным боеголовкам.

Инициируется создание российско-американской межпарламентской группы по вопросам уменьшения ядерной угрозы.

Предусматривается, что США должны проявить инициативу в рамках налаживания диалога Россия - НАТО по созданию и развертыванию ПРО,ТВД.

Законопроект ориентирован на принятие совместных мер по предотвращению несанкционированной ядерной атаки вследствие недостоверной информации или просчетов в системе раннего предупреждения, реализации программ по предоставлению России надежной информации о запусках баллистических ракет в любой части мира.

Предполагается развитие российско-американского диалога и совместной деятельности в области «мирного атома». Также имеется в виду принять меры по налаживанию контактов между учеными института им. Курчатова РАН РФ и Ливерморской национальной лаборатории по нераспространенческой тематике. Выражается поддержка усилиям «восьмерки» в сфере нераспространения.

Резолюция Палаты представителей с выражением мнения о желательности списания долгов Ирака Францией, Германией, Россией и другими государствами (H. Res. 198). Внесена конгрессменом Т. Коулом (республиканец, шт. Оклахома) 11 апреля 2003 г. (в соавторстве). Утверждена палатой полного состава 16 октября 2003 г.

Констатируется, что Франция, Германия, Россия и другие государства высказывали интерес по поводу оказания содействия в восстановлении Ирака, ранее поощряли списание долгов и предпринимали конкретные действия в этом направлении, имели широкомасштабные торговые отношения с Ираком. Отмечается, что предоставленные займы и другая помощь использовались режимом С. Хусейна для реализации программ создания ОМУ, увеличения штата иракской армии, вторгавшейся на территории сопредельных стран, строительства дворцов и т.п.

В этой связи выражается мнение, что упоминаемым в резолюции государствам следует провести работу с международными организациями и членами «Парижского клуба» для подготовки программы списания иракских долгов в целях содействия восстановлению страны, взять на себя соответствующие обязательства на Международной конференции по восстановлению Ирака в Мадриде. Кроме того, указанным государствам следует признать, что иракский долг затрудняет реализацию задач по возрождению страны.

Проект закона о пределах и уровнях расходов на нужды Госдепартамента, иновещания в 2004 фин. г. и Корпуса мира в 2004-2007 гг. (S. 925) внесен 24 апреля 2003 г. председателем сенатского Комитета по иностранным делам Р. Лугаром (республиканец, шт. Индиана).

10 июля 2003 г. лидер республиканского большинства в Сенате США Б. Фрист (шт. Теннеси) выступил с инициативой о создании официальной постоянной группы законодателей для участия в межпарламентских обменах с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и предложил внести в законопроект соответствующую поправку. Согласно ее положениям Сенату предоставляются полномочия отбирать сенаторов для участия в ежегодных встречах с представителями верхней палаты российского парламента с целью обсуждения «общих проблем в интересах развития отношений» между двумя странами. Предусматривалось выделение из бюджета денежных средств на деятельность группы в размере до 75 тыс. дол. в год.

Выступая на заседании палаты, Б. Фрист отметил, что с учетом нового характера российско-американских отношений совершенно необходимо «установить четко оформленные связи» с коллегами из Совета Федерации для изучения интересующих обе стороны вопросов и выработки взаимоприемлемых решений.

С российской стороны аналогичная инициатива исходила от председателя Комитета по международным делам Совета Федерации М. В. Маргелова. 4 ноября 2003 г. в ходе официального визита в США председателя Совета Федерации С. М. Миронова был подписан «Меморандум о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Конгресса Соединенных Штатов Америки».

Закон об ассигнованиях на нужды законодательной власти на 2004 фин. год (Public Law 108-83). Вариант Палаты представителей внесен 1 июля 2003 г. конгрессменом Дж. Кингстоном (республиканец, шт. Джорджия). Одобрен в палате 9 июля. Вариант Сената внесен 9 июля сенатором Б. Кэмпбеллом (республиканец, шт. Колорадо). 10 июля его положения включены Сенатом в виде поправки в законопроект, подготовленный Палатой представителей. После доработки в согласительной комиссии был подписан президентом 30 сентября 2003 г.

Закон предусматривает выделение 13,5 млн дол. трастовому фонду Центр для лидеров «Открытый мир» на финансирование деятельности указанного центра.

Закон об ассигнованиях Министерству обороны на 2004 фин. год (Public Law 108-87). Вариант Палаты представителей внесен 2 июля 2003 г. конгрессменом Дж. Льюисом (республиканец, шт. Калифорния), сенатская версия - 9 июля председателем Комитета по ассигнованиям Т. Стивенсоном (республиканец, шт. Аляска).

Законопроект Дж. Льюиса был одобрен нижней палатой 8 июля, Сенатом (с поправками, единогласно) - 17 июля. После доработки в согласительной комиссии подписан президентом 30 сентября 2003 г.

Предусматривает выделение средств на программу Нанна−Лугара на 2004 фин. год в размере 450,8 млн дол. При этом оговаривается, что не менее 10 млн дол. предназначается для демонтажа и утилизации ядерных подводных лодок на российском Дальнем Востоке.

Закон о консолидированных ассигнованиях на 2004 фин. г. (Public Law 108-199). В первоначальном виде законопроект был внесен в Палату представителей 9 июля 2003 г. председателем подкомитета по сельскому хозяйству Комитета по ассигнованиям Г. Бониллой (республиканец, шт. Техас).

Позднее руководство Конгресса приняло решение включить в проект положения еще 6 биллей, работу над которыми законодатели не успевали завершить до конца сессии. Подписан президентом 23 января 2004 г.

Закон содержит ряд инициатив, непосредственно затрагивающих российские интересы. В частности, в разделе, касающемся международных операций, записаны положения, предусматривающие выделение до 30 сентября 2005 г. 587 млн дол. в порядке помощи «независимым государствам бывшего СССР». Из указанных средств для России резервируется 94 млн дол. (бюджетный запрос администрации - 73 млн дол.). Не менее 17,5 млн дол. из них должны пойти исключительно на нужды дальневосточного региона Российской Федерации, а 4 млн дол. предполагается направить на «стимулирование свободы прессы и содействие становлению независимых СМИ» в России.

Предоставление помощи традиционно обставлено рядом условий. Как и в предыдущем году, зафиксировано положение о 60-процентном сокращении объема содействия, если в докладе президента Конгрессу не будет подтверждено, что правительство Российской Федерации прекратило предоставление Ирану технологий, оборудования, услуг по технической экспертизе и подготовку специалистов в области создания атомных реакторов, ядерных исследовательских центров и крылатых ракет, а также обеспечило беспрепятственный доступ в Чечню международным НПО, оказывающим гуманитарную помощь беженцам и временно перемещенным лицам. Это положение не распространяется на помощь детям и на цели борьбы с инфекционными заболеваниями, равно как и на программы в области нераспространения и разоружения в соответствии с разделом V Закона о поддержке свободы.

По инициативе Сената в окончательный вариант законопроекта вновь включена так называемая «поправка Г. Смита», в соответствии с которой содействие России должно быть прекращено, если в течение полугода в Конгресс от президента не поступит подтверждение, что религиозные группы не подвергаются дискриминации со стороны российских властей (о ней упоминалось выше: см. Совместную резолюцию Палаты представителей о консолидированных ассигнованиях на 2003 фин. г., Public Law 108-7).

В докладе согласительной комиссии по рассматриваемому закону выражается «глубокая озабоченность» по поводу «ухудшения положения дел» с демократией и законностью в России и «систематического демонтажа» ее элементов, осуждается политика «закручивания гаек» в отношении СМИ и представителей оппозиции. Содержится призыв к «высокопоставленным российским должностным лицам» сделать так, чтобы были прекращены «преследования вовлеченных в программы помощи России американских граждан» со стороны спецслужб.

По мнению членов комиссии, Госдепартаменту следует принять соответствующие меры с тем, чтобы убедить правительство России «немедленно прекратить принудительное возвращение перемещенных лиц в Чечню», оказать дополнительную помощь данной категории лиц и обеспечить привлечение к ответственности виновных в «грубых нарушениях прав человека в отношении гражданского населения Чечни».

В докладе выражено удовлетворение деятельностью радиостанции «Свобода/Свободная Европа» по подготовке программ на аварском, чеченском и черкесском языках и расширению вещания на Северный Кавказ. Подчеркнуто, что по-прежнему сохраняет свое значение распространение «объективной» информации на родных языках среди «изолированных северокавказских меньшинств».

Проект закона «О снижении угрозы ядерного терроризма» (H. R. 3173) внесен конгрессменом Дж. Нэдлером (демократ, шт. Нью-Йорк) в соавторстве 24 сентября 2003 г. Направлен на рассмотрение в Комитет по международным отношениям.

В соответствии с законопроектом министру энергетики США поручается произвести закупки избыточного российского оружейного плутония и обогащенного урана либо принять меры по обеспечению их безопасности. Предусматривается выделение ассигнований на реализацию поставленных задач (в том числе на нужды повышения безопасности и совершенствования систем учета и контроля над ядерными материалами в России, сокращения и реструктуризации избыточного росийского ядерного комплекса, обеспечения транспарентности и повышения эффективности верификации).

Проект совпадающей резолюции Палаты представителей с выражением мнения Конгресса по поводу сооружения Российской Федерацией дамбы в районе Керченского пролива (H. Con. Res. 315) внесен конгрессменом К. Уэлдоном (республиканец, шт. Пенсильвания) 29 октября 2003 г. Направлен на рассмотрение в Комитет по международным отношениям.

В проекте говорится, что строительство Россией дамбы «вызывает большие опасения по поводу территориальной целостности Украины». Подтверждается поддержка со стороны США независимости данного государства. Констатируется, что правительству России «необходимо придерживаться» соответствующих положений о нерушимости границ, зафиксированных в российско-украинском Договоре дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г. Подчеркивается, что «стабильная и демократическая Украина, интегрированная в евроатлантическую структуру, является существенным элементом европейской безопасности» и что Соединенные Штаты должны поддержать вступление Украины в НАТО.

Резолюция с выражением мнения Сената по поводу ареста М. Ходорковского (S. Res. 258). Внесена предс

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2019.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.