GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Проигранный мир?
Автор: Николай Силаев
Дата: 11.05.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/137461/
Проигранный мир?

Гибель Ахмада Кадырова перечеркнула усилия по урегулированию конфликта

Бледный Путин в теленовостях – этим все сказано. Наверное, с октября 2002 года, когда банда Мовсара Бараева совершила теракт на Дубровке, Москва не пропускала таких ударов.


Фигура Ахмада Кадырова была ключевым звеном в кремлевской стратегии урегулирования конфликта. Это признавали и сторонники чеченского президента, и его недруги. Судить о его реальном авторитете и популярности среди жителей республики достаточно сложно: информация из Чечни жестко фильтруется, а практически все ее «поставщики» так или иначе вовлечены в конфликт. Тем не менее Кадыров как политик был исключительно эффективен. В условиях двойного давления (со стороны боевиков и со стороны федеральных сил) ему удалось захватить большую часть силовых, административных и финансовых рычагов в Чечне. И это приносило свои плоды. Вспомним, например, недавнюю сдачу «министра обороны Ичкерии» Магомеда Хамбиева. Очень слабое утешение, но вчерашний взрыв свидетельствует о признании успехов Кадырова со стороны террористов.


Другое дело, что концентрация власти закономерно привела к «вытаптыванию» чеченской политической поляны. В своей республике Кадыров стал своего рода Путиным в миниатюре – ни одной сопоставимой с ним по влиятельности фигуры в Чечне не было. В итоге ключевое звено стратегии урегулирования оказалось самым слабым. Стратегия была поставлена в зависимость от здоровья и благополучия одного единственного человека. Чеченскую политику Москвы держали в своих руках телохранители президента. И они ее не удержали.


Заменить Кадырова практически некем. Потенциальный кандидат должен обладать уникальным набором качеств: эффективностью, авторитетом, влиянием, хорошим знанием республики. Ни один из тех, кого называют в качестве возможного преемника, таким набором не обладает.


Малик Сайдуллаев и Асланбек Аслаханов все последние годы живут за пределами Чечни, и, по сути, выключены из республиканской политики. Бислан Гантамиров слишком непредсказуем. Москва не рискнет иметь с ним дело в качестве чеченского президента. Еще одним кандидатом мог бы стать сын Ахмада Кадырова Рамзан, который, если судить по последним сообщениям из Чечни, фактически контролирует республиканские силовые структуры. По всей видимости, Кремль раздумывает над тем, чтобы поставить на него, – не случайно ведь Кадыров-младший встретился с Путиным уже через несколько часов после теракта. Проблема в том, что Рамзан Кадыров слишком молод (для традиционного общества Чечни это серьезное препятствие), недостаточно известен, а его политическое возвышение считается заслугой его отца. И даже если удастся решить вопрос с конституционным возрастом президента (Рамзан моложе возраста, определенного конституцией для президента Чечни), все равно слишком велика угроза, что президентские обязанности он просто не потянет.


Поэтому не удивительно, что в Москве вновь зазвучали призывы к введению прямого президентского правления в Чечне. Впрочем, и это нельзя назвать удачным выходом. Совершенно не понятно, что тогда делать с конституцией Чечни, которую Кремль столь упорно проталкивал и на которую он любит ссылаться как на свидетельство успешности своей политики. К тому же не ясно, кто, собственно, будет осуществлять это правление и каким образом «русский генерал-губернатор» поладит с новой чеченской верхушкой, которая при Кадырове познала вкус самостоятельности. Теоретически, такую схему можно было бы оформить, выдвинув и поддержав на выборах президента Чечни русского чиновника или офицера. В таком случае Конституция не пострадает. Однако проблема налаживания отношений с кадыровскими кадрами в руководстве республики останется. К тому же, судя по срывающемуся голосу, которым теперешний и. о. президента Чечни Сергей Абрамов говорил вчера с Путиным, охотников стать «генерал-губернатором» в сложившихся обстоятельствах найдется немного.


В общем, ситуация патовая. С одной стороны, ни один из имеющихся вариантов решения не лишен серьезных изъянов. С другой – решение принимать необходимо, и чем быстрее, тем лучше. Если Москва будет бездействовать, в республике может начаться неконтролируемый дележ власти, а это будет на руку только боевикам.


Похоже, чеченское урегулирование вернулось к тому же положению, в котором оно находилось четыре года назад, весной 2000 года. С той лишь разницей, что тогда Чечня представляла собой чистую доску, и степень политической свободы у Кремля была куда выше. А сейчас российское руководство вынуждено играть по тем правилам, которые само же создавало на протяжении нескольких лет. При том, что Ахмад Кадыров, под которого и для которого эти правила устанавливались, был вчера похоронен на кладбище своего родного селения Центорой.


Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.