Родить обратно
Решили пенсионную реформу
Правительство в среду рассмотрело очередные изменения пенсионного законодательства. Был, в частности, официально одобрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением дополнительного пенсионного страхования". Его сочиняли в Минфине с целью покрыть недостачу Пенсионного Фонда, возникшую из-за снижения ЕСН. Сделано это будет главным образом за счет будущих пенсионеров. Об этом рассказывал журналистам Михаил Зурабов, который после перевода из ПФ во вновь образованное Министерство здравоохранения и труда продолжает курировать пенсионную реформу. Пока законопроект одобрен лишь в целом – возможно, его рассмотрение и доработка министерствами и ведомствами приведет к исправлению наиболее спорных положений. Тем не менее его общая логика вряд ли существенно поменяется.
Прежде всего, из введенной в прошлом году системы накопительных пенсий будут исключены те, кому сейчас больше 37 лет. Отчисления из их заработной платы, по-прежнему осуществляемые работодателями, будут поступать исключительно на так называемые распределительные счета, – то есть нынешним пенсионерам. Кроме того, отложено увеличение лицам младше 37 лет накопительной части пенсии с 4% до 6% от заработка (из общих 14% страховых отчислений). Это намечалось сделать к 2006 году, теперь же увеличение состоится не раньше 2008-го.
Для того, чтобы компенсировать потери, нынешним работникам предлагается действовать самостоятельно. А государство собирается их в этом поощрять. Если гражданин решит перечислять пенсионному фонду (государственному или частному, неважно) дополнительно 4% от своей зарплаты, то эта сумма не только будет освобождена от подоходного налога, – к ней к тому же накинут немного из казны. Правда, максимальная бюджетная добавка в законопроекте определяется равной двум «страховым годам» (страховым пенсионным отчислениям от минимальной зарплаты), что на данный момент составляет 2016 рублей. Причем эту, прямо скажем, скромную сумму нельзя будет вкладывать в ценные бумаги, так что за оставшееся владельцу до пенсии время заметно вырасти ей не грозит.
Ведомство Зурабова прогнозирует, что уже через несколько лет каждый четвертый станет клиентом этой «добровольно-принудительной» системы. Резоны такого оптимизма решительно не ясны. Человеку, который самостоятельно решил отложить что-то кроме обязательных налогов, нет никакого смысла обращаться к замысловатой «поощрительной» системе – лучше просто пойти в частный фонд, где к его сбережениям наверняка добавится больше двух тысяч рублей. И тем более сомнительно, что такое мизерное поощрение пробудит сознательность тех, кому она без оного не свойственна. На это можно было бы рассчитывать разве что в том случае, если бы управляющие компании развернули в честь четырех процентов мощную рекламную кампанию; однако новое «вольноопределяющееся» страхование сулит им столь низкие доходы, что они вряд ли станут раскошеливаться.
Впрочем, к неумеренному оптимизму Зурабова сотоварищи нам не привыкать. Уважаемый министр, например, необычайно доволен ходом пенсионной реформы и радуется, аки малое дитя погремушке, двум миллионам клиентов негосударственных пенсионных фондов. При этом тот факт, что эти два миллиона появились не столько благодаря, сколько вопреки его усилиям, он, конечно, не склонен подчеркивать. Большинство из них стали откладывать на безбедную старость вне всякой связи с прошлогодними «письмами счастья» и прочими неуклюжими движениями государства. Заявления же в ПФ подали около 700 000 человек из сорока миллионов. Такой результат следует признать не «неплохим», как выразился Зурабов, а предсказуемо провальным. Он обусловлен простым обстоятельством: проводившие реформу чиновники во главе с самим Зурабовым сделали все, чтобы ее оскопить, без конца затягивая и запутывая простые, в сущности, процедуры. В результате вместо перехода пенсионной системы на рыночные рельсы получился многотонный ворох писанины. В ходе типографской печати которой, кстати, потерялись несколько бюджетных миллионов.
Реформа с самого начала была урезанной – лишь небольшой частью пенсии разрешили распоряжаться, да и то навязали жесткие условия инвестиций. Поэтому для самих будущих пенсионеров разница между частными и государственными управляющими была невелика. Зато большую пользу реформа принесла финансовому рынку – даже при крайне низком охвате населения в масштабах страны на него пришли миллиарды, а если бы реформу не урезали снова, в ближайшие годы могло бы прийти около триллиона. Однако в правительстве, видно, сочли, что ребеночек получился слабенький, и надо его родить обратно. Исчезновение из рядов потенциальных клиентов тех, кому за 37, – не из тех случаев, когда отряд не заметит потери бойца. Ведь сорокалетние – самая платежеспособная прослойка, к тому же уже начинающая задумываться о преклонном возрасте. По оценкам УК "КапиталЪ", объем рынка обязательных накоплений может снизиться аж в четыре раза, и никаких триллионов ему уже не видать. А ведь речь идет о «длинных деньгах», которых экономике так не хватает для долгосрочного развития.
Пенсионную систему наново перепахивают те же люди, которые кроили ее в прошлом году. Объясняют они это тем, что в связи со снижением единого социального налога уже со следующего года образуется дефицит средств для выплаты пенсий. Его-то и собираются покрывать за счет поколения сорокалетних. Но ведь о чрезмерном уровне ставки ЕСН говорится с того самого момента, когда он был введен. К началу пенсионной реформы было совершенно ясно, что снижать налог будут, и что это необходимо учесть в расчетах. ПФ, однако, предпочел до последнего игнорировать объективные потребности экономики и изо всех сил противился сокращению ЕСН. В результате такой дальновидности правительство поставило себя перед выбором: или полноценная налоговая реформа, или полноценная пенсионная. И это при благоприятной конъюнктуре, когда нефть и другие наши экспортные ископаемые дороги, и бюджет куда просторней обычного.
Выбор дурацкий вдвойне, поскольку реформы эти при последовательной политике должны бы не противоречить друг другу, а, напротив, способствовать одна другой. Для понимания этого не нужно быть экономистом – достаточно посмотреть на опыт Чили, где одновременно с уменьшением налогов прошла приватизация социального страхования. Там каждый четвертый работник перевел свои сбережения в частную компанию уже за два первых месяца реформы. Видимо, Михаил Зурабов незнаком с этой статистикой (а равно и с достижениями еще нескольких стран, прошедших тем же путем), раз говорит об успехах в то время, как частная пенсионная система в России задыхается уже в младенчестве. На будущей неделе большая делегация чилийских коллег будет делиться опытом на специально посвященной пенсиям конференции в Москве: у наших чиновников еще есть шанс узнать, как выглядят настоящие успехи в этой области. Возможно, они поймут, что бухгалтерскими нанотехнологиями значимых результатов не добиться. Что нужно, наконец, перестать навязывать гражданам по двадцать бумажек на каждую копейку и отдать людям их собственные деньги.
|