GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Промысел вымысла
Автор: Евгения Пищикова
Дата: 09.03.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/136754/
Промысел вымысла

Что такое "позитивный русский сюжет"

Три дня тому назад я брала интервью у преуспевающего книгоиздателя. Элегантный разговор шелковым путем бежал от цветущих лугов писательского вдохновения до Великой Стены под названием "читательские предпочтения", да вышла в беседе остановка. Мы заговорили о перспективах издательской политики, о том, какого рода свежие литературные  опыты могут рассчитывать на благожелательное внимание публики.

Издатель сказал: - Мы  ищем позитивные русские сюжеты. - А что такое позитивный сюжет? - Мне кажется, это очевидно. Здоровые ценности, позитивные тенденции, между прочим, еще и хороший конец. - А смерть героя - плохой конец? - Смерть героя - плохой конец. - А если это - смерть в окопе? Подвиг?

Издатель раздосадовался: - Ну хорошо: нужна позитивная позиция автора.

На позицию автора провожала страна.

Издатель  дурацких вопросов не простил: - А что за придирчивый интерес? Он выдает в вас неопытного работника! Мы далеко не первые. Вот НТВ ищет позитивные сюжеты для своих новых сериалов: конкурс был объявлен на всю страну. У них производство. Им денег поболе нашего вкладывать, значит, и больше потратили на исследование рынка. В том числе, спонсорского. Между прочим, мы подумываем договориться с НТВ о сотрудничестве - может, получится что-то отобрать из того, что им не подошло. Посетовал: - Вот что плохо: основной  процент нашего самотека - молодежь до 25. - А зачем вам авторы средних лет? - Хотя бы затем, что от молодого человека никак не дождешься позитивного сюжета.

Да ведь и правда - какой у юноши благостный сюжет? Есть такая  прелестная кубанская пословица -  шире маминой юбка новая  (так говорят о детях, которые  много о себе воображают). Так тут - шире папиной бездна темная. Не бывает у юнца хорошего конца: он удивить хочет, а  не утешить. Его б самого кто утешил.

Либеральные наши правительства в девяностые годы  все искали среднего менеджера среднего звена, свой якобы оплот, а нынче бодрое  помолодевшее государство ищет свою опору, привычного  работника - среднего литератора среднего возраста. Он - основа основ, хлеб и вода идеологии. Вот он-то и обеспечит нам позитивный русский сюжет. Да уж он и старается  уже, старается! Вот, например, я  - очень сильно стараюсь. Ведь пытала Книгоиздателя не из пустого интереса: думала, может, он знает великую тайну русского позитива.

Всякий сюжет можно либо придумать, либо найти. Вычленить из жизни. Генис писал, что под давлением вымысла реальность прогибается, как прогибается пол, если на нем долго стоит шкаф. Но дело в том, что по нынешнему времени шкаф стоит еще совсем недолго - мы современники нового, свежего промысла вымысла. Реальность еще сопротивляется, да и средний литератор еще не всегда понимает, в чем генеральная линия. Ваш автор призван был под знамена позитивного телевизионного сериала. Нужно писать сценарий про стройку! Строится дом - большая башня. Герои - сотрудники фирмы-подрядчика, прорабы, строители, будущие жильцы. Даны развернутые сцены новоселья: молодой рабочий, молодой бизнесмен и молодой художник въезжают в один дом. Только сценарист не въезжает в сюжет - позитивный и русский.

Дело в том, что основой коллизии решено сделать любовь дамы топ-менеджера к рабочему (монтажнику-высотнику). Ну а почему, скажем, не любовь Наиглавнейшего Владельца этого мифического Строй-Дома к молдаванке-штукатуру? Ведь тут интересная либеральная линия плюс почтенная традиция Золушки: идет по гулким бетонным этажам золотой человек, а там смуглянка-молдаванка застекляет зимний сад... Не, говорят  -  это не позитивно. И объясняют: когда мужик любит бабу ниже себя  - это он прогибается, это не по-русски, а когда баба поднимает мужика - это позитив! Это "Весна на Заречной улице", это Бабкина, Долина и Пугачева. Тут пришлось уйти из волшебного сериала, а вдогонку кричали, что теперь меня возьмут работать разве в сериал про собаку, а там совсем неинтересно - никакой физиологии, кроме спонтанной дефекации заглавного героя.

А сюжеты волнуются, пузырятся, живут в умах средних литераторов среднего возраста - Господи, что за звезда ведет их по правильному пути к правильной позиции? Что за золотой город видится им впереди? Какие награды? А представляете, если мои гонители ошиблись насчет низости собачьего сериала - ежели всех отличившихся, всех хороших и добрых, будут награждать собаками - щенками-лабрадорами? Если в будущем будет учрежден правительственный собачий заводик и, соответственно,  награда: выдача  щенка 1,11, и 111 степени - в зависимости от родословной близости к великой Конни.

В дни этих печальных раздумий я нашла настоящий  сюжет.

Нашла я его в газете "Жизнь" - газете, действительно, правдивой: она родом из провинции, где в мелочах и подробностях не врут. Ибо и так все про всех знают. В провинции  врут только в главном... Сюжет таков. Пенсионер Виктор Иванович Илюхин получил инфаркт, выводя из гаража свою новую, купленную в кредит девятку. Причина инфаркта - неловкое движение рулем и глубокая царапина на боку машины.   "Жизнь" утверждает, что в больнице родственникам Илюхина сообщили: на его сердце  - царапина... Родственники с ужасом поняли: царапина на сердце идентична царапине на машине.

Тут дело не в холодном бараньем вранье, которым уже много лет пробавляется, скажем, "Мегаполис-Экпресс", тут дело в пылком жизнетворчестве. Родственники нашего героя и журналисты "Жизни" одинаково верят в произошедшее! Это и есть  настоящий сюжет - новая  "Шинель". И позитивный к тому же - потому что покупка есть основа всякого младобуржуазного общества. Но русский ли он?

Совсем я запуталась... А так хочется прислониться к богатым поисковикам, участвовать в державном пикнике, прогибать реальность. Почувствовать себя шкафом. Или Макаревичем. Что в принципе одно и то же.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.