GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Снова о глупой жадности
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 21.01.2004
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/136041/
Снова о глупой жадности

Продажа "Адмирала Горшкова" грозит России грандиозным скандалом

Сделка по продаже «Адмирала Горшкова» в Индию претендует на рекорд и по продолжительности её проведения (переговоры начались в 1995 г.), и по сумме (от 1,5 до 3 млрд долларов, в зависимости от того, будем мы ли строить для корабля еще и береговую инфраструктуру), и, возможно, по скандалу, которым данное мероприятие закончится.

С политической точки зрения всё великолепно. Индия – идеальный союзник, не имеющий с нами никаких противоречий, консенсусный с внутриполитической точки зрения (с одной стороны – дружба с советских времён, с другой – страна демократическая), враг наших врагов. Очень хорошо, если Индия усилит свой ВМС, сделав океан Индийским в прямом смысле. Авианосец для этих целей совершенно необходим. Кроме того, сам факт продажи столь крупного и сложного корабля, да еще и с самолетами, резко повышает наш престиж на мировом рынке оружия. Хотя именно вот тут и может выйти облом. Нас погубит желание «деньжат по-лёгкому срубить», не думая о последствиях.

Один раз такое уже почти случилось. В 90-е годы мы почти так же долго продавали ЗРС С-300 на Кипр. Киприоты, вся ПВО которых до того момента состояла из 40 ПЗРК, просто не понимали, что нельзя покупать верхушку пирамиды, не купив основания. Для начала им следовало приобрести пару десятков «Тунгусок», потом 2-3 дивизиона ЗРК «Бук», этого было бы уже достаточно для надёжной ПВО острова. После этого, если деньги ещё остались, можно было брать и «трехсотку», чтобы сделать небо Кипра совсем уж непроницаемым. Главное в том, что ЗРС большой дальности можно иметь только тогда, когда есть средства меньшей дальности. Россияне вполне способны были это объяснить, но они хотели денег – много и сразу. Устроившие истерику турки уничтожили бы С-300 за несколько минут с помощью древних «Фантомов», причем, скорее всего, без потерь со своей стороны. После этого отличная система была бы дискредитирована навсегда, а наши «коммерсанты» от оборонки долго и бесполезно объясняли бы, что система хорошая, просто мы… В общем, мы кинули клиента. К счастью, в той ситуации нас спасли греки, забравшие С-300 себе на Крит, то есть укрепившие свою ПВО на кипрские деньги.

В случае с Индией нас спасать некому. У наших авианосцев долгая и трудная история. До сего дня наши адмиралы так и не поняли, для чего эти корабли на самом деле нужны, поэтому строили очень странные объекты с ракетными комплексами большой дальности вместо ударных самолетов. Авианесущие крейсера типа «Киев», последним из которых является «Горшков», к тому же были вооружены СВВП Як-38 – худшим изделием отечественного авиапрома за его почти столетнюю историю. А размеры полетной палубы этих созданий составляли всего 195х21 м.

К концу 80-х пришло понимание, что желательно иметь нормальные корабли с нормальными самолетами. «Адмирал Кузнецов» (бывший «Тбилиси», бывший «Леонид Брежнев», бывший “Рига”) должен был стать головным «нормальным» авианосцем (размеры полетной палубы у него достигли 304,5х72 м), а стал единственным. Изначально предполагалось, что мы, «как большие» (то есть как янки), будем иметь на борту два типа самолетов: тяжелый (Су-27К) и легкий (МиГ-29К). Опытные самолеты этих типов (по 1 экземпляру) проходили испытания на «Кузнецове» в конце 80-х – начале 90-х. Когда в 1991 г. выяснилось, что авианосец у нас будет один, военно-политическое руководство России приняло на удивление логичное решение: для единственного корабля слишком жирно иметь два типа самолетов, хватит и одного, в качестве которого был выбран Су-27К, переименованный в Су-33, более дорогой, но и более мощный. Сейчас на «Кузнецове» 24 Су-33 и примерно 10 пилотов, способных взлетать с палубы и садиться на неё. Корабль хронически стоит в ремонте, а дальний поход совершил всего один раз (в 1996 г. в Средиземное море). МиГ-29К был, естественно, заброшен, с 1991 г. он не эксплуатировался ни в каком виде.

Что касается четырех крейсеров типа «Киев», то три из них были проданы за рубеж на металл, причем тихоокеанские «Минск» и «Новороссийск» — с большим коррупционным скандалом. «Горшков» был выведен из боевого состава Северного флота и поставлен на консервацию, где до сего дня тихо гниет и разворовывается. Да и вообще, он уже довольно старый, к 2008 г., когда индийская сделка будет завершена, ему будет 21 год с момента ввода в строй и 30 — с момента закладки. Тем не менее идея продать его в Индию, которой до зарезу нужен второй авианосец в дополнение к нынешнему «Вираату», овладела умами. И вот успех пришел.

Беда в том, что «Киевы» строились под самолеты с вертикальным взлётом и посадкой, а на машины с обычным способом взлета и посадки они не рассчитаны даже после демонтажа ракетного комплекса «Базальт», освобождающего нос корабля и удлиняющего полетную палубу до 270 м. «Vikramaditya» (будущее индийское название «Горшкова», с русской транскрипцией затрудняюсь) станет самым маленьким в мире авианосцем с обычными самолётами. А в данном случае размер действительно имеет значение, поскольку чем меньше корабль, тем больше вероятность у самолета при взлете не успеть набрать нужную скорость до обреза палубы, а при посадке – не попасть на палубу, либо скатиться с неё (вбок или вперёд). При этом покупатель вообще не имеет опыта эксплуатации таких машин («Вираат» и списанный несколько лет назад «Викрант» вооружались «вертикальными» «Харриерами»), а у продавца с этим, мягко говоря, некоторые проблемы. Как уже было сказано, у нас примерно 10 палубных пилотов, причем они летают на других самолетах и, самое главное, с гораздо большего по размерам корабля. Ситуация усугубляется тем, что, как уже говорилось, МиГ-29К – машина, по сути, виртуальная, её нет уже 13 лет, а с таких кораблей, как «Горшков» он не летал вообще никогда. Индийская авиация отличается высочайшей аварийностью, причем речь идет об обычных самолетах, летающих с наземных аэродромов. С корабля летать как минимум на порядок сложнее. В итоге «Vikramaditya» может через год остаться вообще без самолётов. Впрочем, биться они могут начать еще в России, нам ведь самим надо осваивать и корабль, и самолет прежде, чем учить этому индусов.

Конечно, нам от этого, на первый взгляд, тоже выгода – индусы же купят новую партию МиГов взамен разбившихся. Однако не исключено, что они, оценив ситуацию (Россия продала им древний корабль с несуществующим самолетом, неприспособленным для данного корабля), обидятся на нас очень сильно, решив, что их кинули, как когда-то почти случилось с киприотами. Тогда прервётся не только военно-техническое сотрудничество с важнейшим партнёром, но произойдёт резкое охлаждение политических отношений. Масштаб сделки слишком велик, а авианосец – оружие стратегическое, поэтому конфликт выйдет на уровень руководства обеих стран.

Можно понять фирму «МиГ» - великий символ погибшего государства, внезапно сдавший все позиции на внутреннем и внешнем рынках «Сухому», перебивающийся сделками с Мьянмой и Бангладеш и стоящий перед угрозой близкого банкротства. В индийской сделке микояновцы видят спасение. Очень хочется надеяться, что они смогут вывернуться из сложившейся ситуации. Со всех точек зрения, было бы правильнее сдать индусам в аренду «Кузнецова», причем вместе с экипажем. Но на такой масштабный шаг ни Москва, ни Дели не готовы. Поэтому остаётся надеяться на чудо, русский «авось» и русскую способность подковать блоху на коленке. Как ни странно, у нас это часто выходит.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.