GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Поход Путина через Альпы
Автор: Александр Баунов
Дата: 10.11.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/135265/
Поход Путина через Альпы

Россия додавливает отчаянно сопротивляющуюся Европу

На пресс-конференции после саммита ЕС-Россия Берлускони сказал, что  в деле Ходорковского российские власти правы, а европейские журналисты – нет. Потом повернулся к Путину и попросил прислать чек. Путин обещал. Денежный перевод от Путина – самый нашумевший, но не единственный материальный результат римского саммита, двенадцатого по счету с тех пор, как в 1994 г. Ельцин и ЕС на греческом острове Корфу подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.


В мае в Петербурге Россия и ЕС договорились создавать четыре «общие пространства»: экономическое – для свободы торговли, внутренней безопасности – для свободы передвижения, внешней безопасности – для того, чтобы помогать друг другу бороться с угрозами извне, и культурное. Когда все «четыре пространства» будут готовы, Россия, по сути, станет одной из стран объединенной Европы. Кроме одного момента: мы  не будем голосовать в общеевропейских органах власти, но зато и не будем формально обязаны подчиняться их решениям. Это самое имел в виду председатель европейского правительства - Еврокомиссии – Романо Проди, когда говорил: «С Россией у нас должно быть все общее, кроме институтов». Сенсация нынешнего саммита – объявление срока, к которому реально завершить переговоры о вступлении России в ВТО. Это конец 2004 г. Правда, мнения переговорщиков с российской стороны по этому поводу разделились. Одни считают это безусловной победой  России. Другие напоминают, что пока Пиноккио Проди держит золотой ключик от двери ВТО, она не снимает ни одного своего экономического требования. Отступать обычно приходится нам, как в случае с допуском на российский рынок иностранных страховых компаний (соответствующий закон проходит в Думе третье чтение). Указание конкретного срока, по мнению пессимистов, может означать, что нам «включили счетчик». Согласно этой версии, Еврокомиссия имеет основания надеяться, что к концу 2004 г. мы сдадим остальные позиции: пустим на российский рынок филиалы европейских банков, уничтожим монополию «Ростелекома», сделаем бесплатными транссибирские перелеты и уравняем внутренние и экспортные цены на газ и т. д. Оптимисты возражают, что компромиссные решения по самым болезненным пунктам найти удастся, а указание срока – это важный сигнал для  других наших партнеров по переговорам о вступлении в ВТО: если Еврокомиссия, у которой самый толстый пакет претензий, приближается к концу, то и остальным пора закругляться. С точки зрения обычного потребителя все выглядит вообще иначе: никто не против застраховаться прямо у Ллойда, и положить деньги в Deutshe Bank никто не против, а вот платить за свою энергию как за чужую вряд ли кому-нибудь хочется.


В совместном заявлении нет многих неудобных для нас тем, которые грозилась поставить в повестку дня Еврокомиссия – от ЮКОСа до соглашения о границе с Эстонией и Латвией. Большим успехом в нашем МИДе считают, что в текст заявления не вошло упоминание о конфликтах в Чечне и Приднестровье. В документах почти всех прошлых саммитов Чечня, по настоянию ЕС, была. По мнению наших, оба вопроса никак не связаны с содержанием отношений Россия-ЕС: с таким же успехом мы могли бы обсуждать с ЕС их Северную Ирландию и Кипр. Это, в свою очередь, кажется диким в Европе. Так что обошлись общим упоминанием о «согласованных усилиях, направленных на урегулирования замороженных конфликтов в Европе и за ее пределами».


В обмен на вычеркнутую Чечню российской стороне пришлось согласиться на трудный пассаж об «ответственности совместно реагировать на общие экологические вызовы и озабоченности в отношении изменения климата и транспортной безопасности». Это - замаскированные Киотский протокол и однокорпусные танкеры. Ссылаясь на этот пассаж, ЕС будет требовать от нас ратифицировать протокол и отказаться от использования в европейских водах большей части нашего танкерного флота.


Отмена виз откладывается на далекое будущее, ее согласились изучать «в качестве долгосрочной перспективы». Хотя прогресс есть. Мы предложили начать переговоры об отмене визы перед прошлым, Петербургским, саммитом. Тогда несколько стран ЕС до последнего отказывались подписать совместное заявление, если в нем будет фигурировать прилагательное «безвизовый», какими бы оговорками оно не сопровождалось. Полгода спустя сам факт того, что Россия ведет переговоры о безвизовых поездках, в ЕС воспринимается как данность, и против соответствующих развернутых пассажей в совместных документах никто не возражает. Есть и еще одна маленькая победа: накануне саммита в Брюсселе впервые собралась специальная российско-ЕСовская рабочая группа по отмене виз, которую сначала ни в какую не хотела создавать Европейская комиссия. На первом заседании договорились использовать все имеющиеся в шенгенском режиме послабления для того, чтобы упростить поездки в Европу хотя бы для избранных счастливчиков.  Речь пока идет о владельцах дипломатических и служебных паспортов – дипломатах, посольских поварах и часто путешествующих чиновниках, участниках культурных и образовательных обменов, спортивных делегациях и т. п. Правда, все это - на фоне планов требовать от въезжающих в страны ЕС паспорта с биометрическими данными. Рядом с безвизовыми поездками пришлось упомянуть будущее соглашение между Россией и ЕС о реадмиссии, которую в Европе понимают жестко: в Россию будут отправляться не только наши нелегалы, но и все, кто заявит, что прибыл через российскую территорию – стриптизерши из Мариуполя, афганские наркокурьеры, китайские повара без кулинарных дипломов.


Механизм транзита в Калиниград признали успешным. Это значит, что пока и дальше туда можно будет ездить без виз. Все как-то забыли, что история с упрощенным транзитным документом, который выдается в железнодорожной кассе после разрешения литовцев, была  экспериментом и нуждалась в высочайшем одобрении обеих сторон, чтобы стать реальностью. Теперь такое одобрение есть. Литовцы продолжают пугать Европу прыгающими с поездов русскими, поэтому по настоянию ЕС договорились о том, чтобы еще в этом году начать и как можно скорее завершить работу над технико-экономическим обоснованием высокоскоростного безостановочного поезда в Калиниград. Наша делегация не возражала: работа будет вестись на европейские деньги, как и большая часть строительства. Беспокоит другое: спешка с поездом может означать, что европейцы не сдались окончательно. После запуска экспресса только он останется безвизовым транспортом, а все прочие механизмы упрощенного транзита нам предложат свернуть. Товарам приходится труднее, чем людям: транзит грузов пока похоронен в безвластном и редко собирающемся подкомитете Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, о рабочей группе по грузам нам договориться не удалось.


Зато есть достижение поважнее. Брюссельские чиновники в письменной форме признали, что расширение ЕС может доставить некоторые практические неудобства для России, и тут есть, что обсуждать. Вступающие в ЕС страны Восточной Европы  вынуждены денонсировать десятки двусторонних соглашений с Москвой, ограничивать свою торговлю принятыми в ЕС в отношении России квотами, не говоря уже о введении визы. В ответ на это в Брюсселе обычно отвечали, что расширение ЕС есть благо вселенского масштаба, наступление которого не должны омрачать разные мелочи. Пришлось пригрозить тем, что мы не распространим на новых членов Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Воплощение этой угрозы мало что меняет на практике, но создает неприятную для европейских чиновников международно-правовую коллизию. Новые страны-члены не будут иметь юридических оснований для того, чтобы на стороне ЕС участвовать в российско-европейских переговорах, а когда наступит черед их председательства, готовить те же саммиты - ведь основанием  для всего этого является СПС. Бюрократическая угроза поразила евробюрократов в самое сердце: они записали, что согласны обсуждать последствия расширения ЕС и «стремиться к достижению прогресса по неурегулированным вопросам с целью их скорейшего разрешения». Это может спасти нас от повторения того, что случилось с Финляндией: после вступления в ЕС ее торговый оборот с Россией упал в 10 раз. 


Наконец, у римского саммита есть еще два абсолютно конкретных  практических последствия. Первое: Путин, Берлускони и Проди скрепили своими подписями присоединение России к Болонскому процессу. Это значит, что наш диплом будет не только и в Африке диплом. После выполнения определенных требований дипломы российских вузов, ученые степени и школьные аттестаты  будут признаваться эквивалентными европейским, а это прямой выход в общеевропейскую систему образования и на рынок труда. Стена рухнула, но завалы еще предстоит разбирать. Наш студент будет гордиться своей эквивалентностью у себя дома, пока существует виза в ее нынешнем виде. Второе: решено, что ЕС и Россия проведут переговоры об использовании европейцами наших широкофюзеляжных самолетов «для управления кризисами». Это означает, что ЕС обязался обсудить с нами условия аренды наших транспортных самолетов, например, для доставки своих миротворцев куда-нибудь в Афганистан или нашей пожарной авиации на тушение своих летних средиземноморских пожаров. Это обязательство важно еще и потому, что аналогичные самолеты, но дешевле, предлагает Украина.


Обычно подготовка к очередному саммиту ЕС-Россия похожа на мучительное общение старой гувернантки и созревшей девицы-воспитанницы: старушка талдычит то, что и без нее ясно – сморкайся в платочек, не грызи ногти, а девица - когда из вредности, когда по забывчивости - ставит локти на стол. Европейская комиссия все еще видит в саммите возможность преподать очередной урок хорошего поведения, а мы - в очередной раз продемонстрировать свою эмансипированность и способность общаться на равных. То, что действующий председатель Европейского совета Берлускони сам на счету enfant terrible в Европе, избавило римский саммит от атмосферы классной комнаты. Хотелось бы в нее больше не возвращаться. Впрочем, от друга Сильвио председательство в ЕС уходит к ирландцам. Они несколько менее лояльны к России, а многие все никак не могут забыть пустой трап ельцинского самолета.


Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.