GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Спасительная иллюзия ненавистных СМИ
Автор: Георгий Любарский
Дата: 23.10.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/opinions/135063/
Спасительная иллюзия ненавистных СМИ

Сказки общественного подсознания

Усилитель и ускоритель разрушительных социальных процессов – такой неожиданный образ СМИ возникает при опросе людей, имеющих отношение к средствам массовой информации. СМИ – эта машина для производства плохих новостей - отбирают деструктивные общественные явления, называют их «новостями» и тем самым усиливают отрицательное воздействие на общество.

Почему же СМИ устроены таким образом? Как сложилась такая ситуация, что этот социальный механизм вредит обществу? Можно, конечно, ограничиться тем объяснением, что этого требует ускоренное производство новостей. Попросту говоря, новости должны быть свежими и горячими, и потому многие из них оказываются лживыми и разрушительными. Можно сослаться на испорченность человеческой природы, ищущей пищу для утоления внешнего, поверхностного любопытства, для общей ориентировки в происходящем, легкой и незатруднительной. Давайте попробуем понять: зачем людям и обществу нужны «легкоусваиваемые горячие новости»? Для этого посмотрим на непроговариваемый фон того, что именуется новостями, на тот фон, на котором рисуются эти новости перед заинтересованным зрителем.

Чтобы разобраться в этом, нам надо сначала взглянуть на то, на чем строятся социальные отношения. Основу ткани, на которой держатся социальные отношения, составляет доверие - к тому, что обязательства будут выполняться, что отмеченные ранее регулярности продолжат свое существование, что люди в большинстве своем те, за кого они себя выдают - словом, уверенность, что завтра все будет идти примерно так, как сегодня. На самом простом уровне мое доверие подсказывает мне, что если я пойду в булочную, то найду там хлеб, а если в аптеку - лекарства (90-е годы намекнули нам, что бывает и иначе). Работа человека - в любой должности и статусе - проникнута огромным количеством актов доверия к окружающим - что они сделают то или это, без чего никакая работа невозможна (это доверие сегодня проявляется в повседневном обороте речи: «Ну хоть это-то он должен будет сделать...»). Доверие к вещам и людям - это чувство, обращенное в будущее, и каждое наше действие в социальном мире приобретает силы в этом безотчетном доверии. Все наши действия, планы и надежды – даже самые деловые и неромантичные – основаны на доверии к миру и людям. Самый недоверчивый человек живет с помощью доверия, иначе он не смог бы начать ни единого дела, потеряв уверенность в его продолжении.

Причина проста - мы живем не поодиночке, а совместно, а совместная жизнь невозможна без какого-то минимума договоренностей, уверенности - т.е. доверия. Но современный мир устроен так, что совершенно не способствует доверию. Он очень быстро изменяется, причем самым непредсказуемым образом. Это одна из самохарактеристик современности, обычно подаваемая со знаком «плюс» - то, что современность лабильна, гибка, изменчива... А обратная сторона этой «гибкости» - истончение социальной ткани, дефицит доверия к людям и к миру, на котором стоит общество. Дело, разумеется, не только в быстроте изменений, но кого сейчас надо убеждать в том, что социальный мир становится все неприветливее к человеку и доверять ему все труднее…

Вернемся к СМИ, к аппарату производства новостей. Новость - это форма, определенная рамка, в которую попадает «кадр» - материал повседневности. В самом деле, мы живем обычной своей жизнью, потом включаем телевизор и жадно слушаем: «Ого! территориальный конфликт между Парагваем и Швейцарией! Эпидемия потливости в Гренландии! А погода-то на завтра - вот это новость!» Эта специально выделенная новость затем тиражируется, рекламируется, целенаправленно преподносится. После этого в социальном мире образуется нечто новое.

В первую очередь «новым» является, конечно, сама «новость» - но не только она. В результате этого наложения рамки выделения события образуется фон. То, что не попало в рамку (новость), считается известной всем обыденностью. Но это - новая обыденность, не та, что была раньше: она изменена внесением новой формы, появлением «новости». Все, о чем не сказано в новостях, есть «не-новое» и не «новость». Мы смекаем: «Вчера шел на работу, видел небольшую очередь у обменника - но нет, это не новость, об изменении курса доллара не сказали, все в порядке. Сын у соседки чем-то заболел - нет, не новость, ни о какой эпидемии не объявили, значит, дело житейское». Так образуется с помощью масс-медиа суррогат обыденного мира: от соткан из представлений о реальности, имеющихся у каждого человека, и обработан новостями.

Масс-медиа создают такую особую реальность, в которой и специально сделанный фон, и искусно наложенный на него рисунок (новость) внушают публике, что «обычную» жизнь эта публика представляет себе правильно, что ничего существенно не изменилось... Отсутствие существенных изменений в «фоне» социального общежития подчеркивает рисунок новостей: пожар в Сахаре, столкновение самолета с подводной лодкой, на концерте с певицы упал лифчик и, к ужасу зрителей, оказалось, что под ним ничего нет... А больше ничего существенного не произошло. Новости подчеркивают неизменность фона. Фон в рамках этой произведенной иллюзии (выпуска новостей) должен изображать «реальную жизнь». Чем больше изменяется реальность, чем выше подозрения, что фон не так устойчив, как этого хотелось бы, тем ярче должен быть нанесенный рисунок, тем «горячее» новости: при таком контрасте фон обязательно покажется неизменным.

Рисунок подчеркивает нейтральность фона в той же мере, в которой фон позволяет выделяться и быть заметным рисунку. Иными словами, новости «творят» социальную реальность. Фон из-под новостей (то, что не показано и не названо новостью), если вглядеться, вовсе не тривиален и несет вполне масштабную нагрузку. Он призван подтвердить у зрителя сложившийся образ мира. Зритель успокаивается, увидев, что «в общем» он все знает и «в курсе» текущих проблем (отсюда и жесткие ограничения на интеллектуальный уровень, налагаемый на тексты в СМИ). Публику, конечно, надо отвлечь, развлечь, заинтересовать, подсадить на диковины и сенсации… Но у «горячих новостей» есть и еще одна функция: своим исключительным характером они подчеркивают спокойную познанность «фонового» мира. Подтверждение базовой картины мира - не менее значимая функция СМИ, чем интенсивная «щекотка» развлекательными и ужасающими новостями.

Вместо распадающейся в современном мире основы социальных взаимодействий - доверия – масс-медиа создают суррогат, который позволяет людям жить в этой истонченной социальной ткани, не замечая разверзающихся прорех и дырок. СМИ создают иллюзию нормальной жизни, когда реальная жизнь становится уже не вполне нормальной, и делают это с немалым мастерством: рисуют иллюзию на фоне иллюзии, так что иллюзорность рисунка может увидеть всякий желающий, а разглядеть иллюзорность фона становится крайне трудно.

В этом состоит важнейшая социальная функция СМИ - создание иллюзии устойчивости в непостоянном мире. Ощущение устойчивости необходимо нам, как воздух, и когда социальная действительность не способна поставлять нам чувство устойчивости в необходимых количествах, за дело берутся масс-медиа, поставщик социальной стабильности. В итоге получается, что деструктивный характер СМИ является необходимой частью функционирования этого социального института. Неугомонный усилитель, приводящий к дестабилизации окружающих общественных институтов - лишь одна сторона медали, «выхлоп», образующийся в результате выполнения действительно важной функции: поддержания в людях иллюзии, что «на самом деле» их картины мира соответствуют действительности. Посмотрев новости и ужаснувшись «происходящему новому», человек на более глубоком уровне успокаивается: в остальном все привычно.

Итак, что же у нас получилось? В очень быстро изменяющемся мире человеку нужна хотя бы иллюзия устойчивости. Платой за нее являются нынешние масс-медиа, старательно обругиваемые за непонятную страсть к душераздирающим сенсациям. Суррогат, получаемый нами из СМИ: действует вполне эффективно, но создает не реальную устойчивость, а ее иллюзию. Надежность иллюзии сомнительна. Либо она лопнет, и волны социальной истерии и аномии забушуют с удвоенной яростью, либо плотность иллюзорного фона вырастет настолько, что мы будем жить уже не в нашей реальности, а в том, что создано масс-медиа - да что там, уже живем...

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.