GlobalRus.ru
Раздел: Суждения
Имя документа: Либеральная Империя или политика до лампочки
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 07.10.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/opinions/134886/
Либеральная Империя или политика до лампочки

Выбор Чубайса

Первая федеральная избирательная кампания эпохи консолидации общества до последних дней представляла собой нечто совершенно чудовищное. Полное отсутствие каких бы то ни было идей у всех без исключения партий (ничего подобного за постсоветскую историю не было) не оставляла возможности голосовать как либо иначе, кроме как против всех, прекрасно понимая, что последствия успеха такого голосования будут весьма непредсказуемыми и почти наверняка деструктивными. Тем не менее, голосовать за любую из партий представлялось делом еще более деструктивным.

Обсуждать левых во всех их разновидностях от «Яблока» до КПРФ, а также партии власти в не менее многочисленных проявлениях не собираюсь. Левые мне не интересны, а представить себе избирателя, по зову сердца голосующего за “Единую Россию” или, например, Партию русской выхухоли я не могу, даже если очень напрягусь. Я всегда голосовал за тех, кого принято называть правыми («Яблоко» таковым я, конечно, никогда не считал). По-настоящему правой партии в России пока ещё не было, приходилось выбирать самых правых из тех, кто был. Я с удовольствием проголосовал за «Выбор России» в 1993 г. Совершив насилие над собой, я проголосовал за ДВР в 1995 г., хотя позиция этой партии по Чечне была абсолютно неприемлема. Тем не менее, присутствие Гайдара в Думе казалось вещью самоценной. С максимальным энтузиазмом я голосовал за СПС в 1999 г., особенно после того, как Чубайс и Кириенко последовательно раздавили Григория Алексеевича в теледебатах и поддержали силовое подавление «маленького свободолюбивого народа». СПС 4-летней давности казался уже почти настоящей правой партией. Тем больнее было наблюдать за тем, во что его превратили Немцов и Хакамада. Можно было абстрагироваться от их стиля поведения (это сложно, но ради идеи, если бы она была, стоило потерпеть). Можно было, хотя и с трудом, снести совковое хамство главной либералки о том, что 8,52% избирателей, проголосовавших за СПС в 99-м, “никуда не денутся”, т.е. проголосуют за эту партию снова. Однако их идейный набор делал дальнейшую поддержку данной организации абсолютно невозможной вещью. Сначала у вождей СПС было очень настойчивое желание объединиться с «Яблоком» на условиях последнего. Собственно, одного этого уже было бы достаточно, чтобы не питать иллюзий по поводу «правизны». Причем совершенно неважно, они действительно этого хотели или это был такой очень «хитрый» пиаровский ход для доказательства недоговороспособности «Яблока». Если верно второе, то это даже еще более мерзко: подлость хуже глупости. Однако Борис Ефимович и Ирина Муцуовна решили к тому же организовать «мирный процесс» в Чечне, т.е., убирая разные оговорки, Хасавюрт-2 (мы последствия первого никак не расхлебаем, а им уже нужен второй). В качестве «контрольного выстрела» нынешние вожди СПС организовали «концепцию военной реформы», причем сделали ее центральной темой своей избирательной кампании. Данный документ оказался такой чудовищной смесью самого дешевого популизма и полной некомпетентности, что больше говорить было не о чем. Этим людям нужно просто попасть в Думу и для этого получить голоса родителей потенциальных призывников, а армия и страна пусть хоть провалятся. Помогать им в этом я точно не готов.

Обвальное падение популярности СПС стало очевидно в конце прошлого года. Понять причины партийное руководство не смогло или не захотело, но сам факт оценило. Естественно, спасать положение позвали Чубайса.  

Чубайс и Гайдар после выборов 1999 г. практически исчезли со страниц и экранов. Гайдар поступил абсолютно правильно. Он большой человек (во всех смыслах), только совсем не политик, тем более – не политический лидер. С Чубайсом было гораздо сложнее. Этот человек продемонстрировал очень четкое соответствие своего масштаба с масштабом действующего президента. При Великом Ельцине был Великий Чубайс. В эпоху стабилизации Анатолий Борисович превратился из политика в дежурного электрика. Разумеется, энергетика — вещь крайне важная, но мы Чубайса любили не за это. Экстренное возвращение в политику поначалу не вызывало никакого энтузиазма, особенно после того, как он согласился на третье место в списке СПС после Немцова и Хакамады, то есть признал, что эти выдающиеся политики важнее его. Как-то даже странно объяснять, что Чубайс может быть либо первым, либо никаким. Конечно, если он не политик, а электрик, можно быть и третьим или даже пятнадцатым, только тогда непонятно, зачем он вообще участвует в выборах. Понятно, что Чубайс под № 3 — это одна из многих особо выдающихся идей высокоинтеллектуальных креативщиков СПС. Они где-то слышали, что Анатолия Борисовича в народе сильно не любят за ваучеры и всех рыжих котов называют в честь него. Сдвинув его вниз по списку, креативщики решили, что это должно понравиться электорату (видимо, он не разглядит Чубайса за широкими спинами Бориса Ефимовича и Ирины Муцуовны). Чубайс безропотно пошел на поводу у этих убогих интеллектуалов, а Немцов и Хакамада восприняли свои №№ 1 и 2 как нечто само собой разумеющееся. Вдобавок к этому на съезде СПС Анатолий Борисович гордо заявил, что он готов был уйти из партии ради ее объединения с «Яблоком». Теперь логично было бы покаяться перед гигантом мысли, отцом русской демократии Григорием Алексеевичем за дебаты 99-го, нарвавшись при этом на очередное дежурное хамство этого чудесного, благородного человека.

После этого обнародование Чубайсом идеи Либеральной Империи произвело очень сильное впечатление. Особенно сильно звучит сам термин, ничего более правого в современной российской истории ещё не было. Чубайс бил одновременно и либерально-правозащитную публику, и так называемых государственников, не стеснялся ни первых, ни вторых, ломал все сложившиеся за последние 15 лет бредовые мифы и стереотипы. Впрочем, знакомство с подробным содержанием концепции несколько разочаровывает, замах значительно превысил силу удара.

Для начала Чубайс зачем-то поклонился двум идолам – ностальгии по Совдепии и «профессиональной армии». Конечно, и то, и другое сейчас очень модно, но сила политика состоит как раз в том, чтобы моде не следовать. Причем для «профессиональной армии» найдено в высшей степени оригинальное обоснование: русская семья, воспитывающая одного ребенка, в армию его не отдаст. Интересно, а «профессионалами» будут кто? Исключительно сироты и выходцы из многодетных семей (в последнем случае это почти исключительно кавказцы)? Или иностранные наемники? Славная получится армия, в самый раз для Либеральной Империи.

Что касается собственно Империи, то под ней, оказывается, подразумевается всего лишь экономическое доминирование в странах СНГ, продвижение туда российского бизнеса, содействие развитию там русской культуры и защита русских и русскоязычных граждан. Кроме того, предлагается поддерживать на постсоветском пространстве свободу и демократию, никоим образом не посягая на СНГовскую территориальную целостность и общепризнанные нормы международного права. Интересно, а поглотить Белоруссию, включив ее в состав России 6 областями, мы имеем право или будем благоговеть перед ее территориальной целостностью? А закатать в асфальт Туркменбаши, защищая русских и русскоязычных, мы можем или это будет нарушением норм международного права?

Надо заметить, что экономическое доминирование России и сейчас имеет место, о чём, кстати, Чубайс говорит, а всё остальное кажется настолько очевидным для любого вменяемого российского политика, что и говорить-то стыдно. Другое дело, что фактически Чубайс на самом деле сказал новое слово в нашей политике, поскольку никто пока не собирался хоть сколько-нибудь системно продвигать бизнес, поддерживать культуру и защищать русских. Однако это свидетельствует лишь о ничтожности отечественной «элиты» и сказанное Чубайсом никак не может претендовать на глобальность и концептуальность.  

Пока еще идеи Чубайса никак не могут компенсировать разрушительной деятельности Немцова и Хакамады и заставить правого избирателя поддержать СПС. И, тем не менее, Либеральную Империю следует оценить очень положительно. Как минимум потому, что это вообще первая содержательная идея, родившаяся в ходе нынешней кампании. Причем идея в высшей степени правая при всей слабости ее нынешнего наполнения. Чубайс высказал важнейшую мысль о том, что надо начать понимать, какую Россию мы строим. Пока никто даже не пытался этого сделать, власть действует хаотически и рефлекторно. Все, что сказал Чубайс в 2003-м, надо было говорить 12 лет назад, но если до сих пор никто этого не сделал, то надо же когда-то кому-то начинать.

Анатолий Борисович повел себя как настоящий русский. Четыре года он стоически наблюдал за деятельностью товарищей по партии, более того — он ее финансировал. И вот теперь, оказавшись у последней черты (или уже за ней?), он вдруг рванулся спасать обанкротившихся друзей. Теперь надо идти до конца, сказав “а”, договаривать до “я”. Начав крушить штампы и идолы, ломать их все, а не только некоторые, становиться по-настоящему правым, а не убогим “центристом” (этого сброда у нас и так уже слишком много). Надо ведь понимать, что “общечеловеческого” избирателя Чубайс уже оттолкнул, произнеся страшное слово “Империя”. Прилагательного “Либеральная” настоящий “общечеловек” не заметит, можно даже не стараться. А для правого избирателя пока еще сказано слишком мало и слишком слабо, хотя направление, безусловно, верное. Придется постепенно дезавуировать сделанные за 4 года заявления сопартийцев. В какой форме это делать — пусть сам думает, умом Чубайс не обижен. Придется сделать чрезвычайно тяжелый выбор между дружбой и политикой. Немцов, вопреки политической выгоде, не предал Чубайса в 97-м, во время первых “информационных войн”, Анатолий Борисович это помнит. Но надо понять, что с задачей партийного лидерства Борис Ефимович абсолютно не справился. Никто не мешает дружить с ним чисто по-человечески, но это отнюдь не означает следования его чудесам от политики.

Было бы совсем неплохо, если бы за оставшееся до выборов время Чубайс сказал хотя бы часть правды о нынешней стабилизации, о том, что еще 4 года такой политики страна может не пережить. О том, что основные принципы демократии и рыночной экономики сегодня целенаправленно подрываются, превращаясь в пустую оболочку. Конечно, сейчас говорить правду страшно, могут отнять лампочки, но и здесь надо выбирать — ты политик или электрик? Ты строишь замечательную энергосистему для разрушающейся страны или предлагаешь правую альтернативу нынешнему “центристскому” курсу? Это ведь настоящая катастрофа, если в 145-миллионной стране Путину и его «питерским» нет альтернативы.

Либеральная Империя уже анонсирована, теперь ее надо реально представить, причем она должна быть именно либеральной и именно империей. На этот раз поблажек не будет, нам больше не нужны право-левые. Нам, наконец, нужны настоящие правые. Пока мы против всех, но у Чубайса еще достаточно времени, чтобы сделать удар соответствующим замаху. До 5 декабря (последнего дня агитации) еще целых два месяца.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.