GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Бюджет 2003.2 beta
Автор: Александр Мансилья-Круз
Дата: 15.09.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/134636/
Бюджет 2003.2 beta

Правительство успешно игнорирует экономику

На прошлой неделе Госкомстат опубликовал подсчеты ВВП за первое полугодие, приятно удивившие, пожалуй, даже оптимистов. Квартальный валовый продукт намного превысил отметку в три триллиона рублей, а его номинальный рост по сравнению с аналогичным промежутком прошлого года составил целых 23% - при сравнительно скромных показателях инфляции. Последний правительственный прогноз в 5,9% роста в этом году наверняка будет перекрыт. Из статистики последних лет видно, что в России ВВП второго полугодия всегда больше, причем по меньшей мере процентов на двадцать. А это при планируемой инфляции (12 с небольшим процентов) дает экономический рост в добрых восемь процентов.

Больше того, команда Кудрина, хотя официально и не пересмотрела свою последнюю оценку роста, явно в курсе того, что она занижена. Это очевидно из цифр, заложенных в бюджет будущего года. Проект, представленный на днях депутатам и сенаторам, базируется на ВВП в 15 300 миллиардов, восьмипроцентной инфляции и реальном росте в пять с небольшим процентов. Такие показатели подразумевают ВВП 2003 года порядка 13 460 млрд., а не около 12 900, как было бы при предсказанном правительством на нынешний год росте в 5,9%. Правительство можно понять: одно дело - экономическое планирование и совсем другое - связи с общественностью. Размер ВВП и темпы экономического роста из сугубо специальных показателей макроэкономики стали предметом бурных политических дискуссий - поскольку центральная власть сознательно сосредоточила на них общественное внимание. Соответственно, и обращаться с ними следует осторожно. Сегодня уже ясно, что кардинально снизить зависимость нашей экономики от нефтяного рынка пока не удалось, а значит, весьма вероятное падение цен на нефть в будущем году приведет к замедлению, пусть и небольшому, экономического роста. Чтобы этот неутешительный факт не слишком бросался в глаза, лучше не раздувать временные успехи. К тому же, президент в своем послании поставил цель, и она должна оставаться целью. Если предположить, что уже в этом году рост составит около 8%, какой был смысл призывать к мобилизации всего общества в едином рывке к сияющему на горизонте великому Удвоению? Для того, чтобы через десять лет после обращения Путина его тезка Валовой Внутренний Продукт уверенно перешагнул планку в двадцать триллионов (в прошлогодних ценах), вполне достаточно и среднего годового прироста в 7%.

Свою роль играет и бюджетный процесс. Пусть нынешнее Законодательное Собрание и управляемо, управлять его решениями стремятся не только из Кремля и Белого дома, но и из регионов. Поскольку из-за идущей налоговой реформы федеральный центр делится деньгами с регионами, губернаторы и президенты республик хотели бы раздуть бюджет. Не исключено, что из-за их лоббистской активности Россия получит бюджет 2004 года, сверстанный под цену на Urals в 24 доллара за баррель, тогда как в действительности нефть может стоить дешевле. В этой игре любые положительные экономические показатели служат лишь дополнительным аргументом в пользу увеличения расходов.

С началом осени обсуждение государственных смет на будущий год стартовало не только в России, но и на Западе. По последним данным, дефицит США в 2004 году составит почти полтриллиона долларов. Вести из Стрезы, где в пятницу и субботу собирались европейские министры финансов, говорят о схожей ситуации: Франция и Германия, грубо нарушая Европейский стабилизационный пакт, третий год подряд сводят казенные счета со значительной недостачей. Нужен ли России вообще бюджетный профицит? Ведь отказавшись от него, в принципе можно было бы снизить налоги и стимулировать экономику, одновременно борясь с бедностью.

Однако для этого потребовались бы новые государственные долги, а творцы нашей бюджетной политики слишком хорошо помнят 1998 год. Зависимость от внешнего сырьевого рынка ограничивает возможности российского Минфина. Он не может безнаказанно копить долги, поскольку падение нефтяных поступлений может в любой момент лишить его возможности как следует рефинансироваться. К тому же российский долг в настоящее время номинирован в основном в иностранной валюте, так что печатный станок тоже не поможет. Короче говоря, Россия, в отличие от Штатов или крупных европейских стран, объективно вынуждена жить по средствам. Мало того, жить по средствам для России означает не просто равные доходам расходы на год вперед. Необходима стабильность в течение всего экономического цикла как в удачные, так и в тяжелые годы. Вероятно, Алексей Кудрин, подобно библейскому фараону, увидел во сне семь тощих коров, пожирающих семь тучных, потому что старая добрая идея стабилизационного фонда наконец нашла отражение в черновике основного финансового закона. Правда, наиболее "тучные" годы уже упущены, и для создания фонда придется, скорее всего, делать новые заимствования и терять деньги на разнице процентных ставок. Впрочем, выплачено кредиторам будет в любом случае больше, чем взято у них в долг - так что фактически речь идет просто об очередной реструктуризации, значение которой сводится к бухгалтерии.

Жрецы экономического роста (Серафимовский клуб, к примеру) наверняка заклеймят идею стабилизационного фонда - и в известной мере будут правы. Эти деньги можно было бы вложить не в чужие облигации, а, скажем, в высокотехнологичные отрасли российского производства. Однако никто не может сказать с уверенностью, успеют ли такие инвестиции принести деньги в казну к тому времени, когда государство будет снова в них отчаянно нуждаться. Достаточно посмотреть на Алексея Кудрина и Сергея Игнатьева, чтобы понять: этих людей наняли не для того, чтобы они рисковали. Они, по сути, аккуратно воспроизвели осторожную и пассивную бюджетную политику годичной давности, поскольку она не дала особенно каверзных сбоев. Не исключено, что это и к лучшему. Это в теории увеличение бюджетных расходов должно было бы давать стратегические инвестиции. На деле же львиная доля денег утекает - мимо статьи "реформа армии" - в Минобороны и МВД, а там исчезает бесследно. А экономика тем временем растет, не сбавляя темпа - не столько благодаря политике, сколько невзирая на нее.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.