GlobalRus.ru
Раздел: Впечатления
Имя документа: Торжество отечественного кинематографа
Автор: Роман Волобуев
Дата: 09.09.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/impressions/134588/
Торжество отечественного кинематографа

На фестивале в Венеции Россию признали страной третьего мира

Победа "Возвращения" Андрея Звягинцева на Венецианском фестивале произвела примерно такой же эффект, какой могла бы повлечь за собой, скажем, победа российской сборной в каком-нибудь важном футбольном матче. Скромный, симпатичный молодой сотрудник телекомпании Ren-TV в течении 48 часов прославился на всю страну, а в понедельник в вечернем эфире НТВ даже был между делом объявлен вторым Тарковским. То обстоятельство, что закадровая девушка, чьим голосом было сделано это объявление, обе фамилии -  Тарковского и Звягинцева -  явно слышала впервые, придало ситуации особую торжественность и неподдельную искренность.

Кино это, однако, не вполне футбол, потому имеет смысл вдохнуть поглубже и сказать негромко, но твердо: уважаемое жюри 60-го Венецианского международного кинофестиваля наградило Золотым Львом  вызывающе среднюю картину. "Возвращение" -  фильм очень старательный, снятый в аккуратном соответствии с международными арт-хаусными требованиями, заботливо аранжированный многими цитатами из любимых режиссеров и даже, что греха таить, довольно красивый - в том смысле, в каком понимают красоту постановщики рекламы, допустим, Mars: чтоб с колышащимися лугами, ярким небом и солнечными лучами навылет скозь тяжелую листву. По инвалидной квоте современного русского кино, когда на всю страну связную историю на полтора часа умеют снять ровно три с половиной человека, с поправкой на это, работу Звягинцева безусловно следовало бы назвать многообещающим дебютом и чем-нибудь наградить. Однако, по меркам иного кинематографа - того, где грамотный монтаж и умение по-человечески снять движущуюся машину почитается не за признак великого божьего дара, а за элементарный профессинальный минимум - по этим законам "Возвращение" не тянет даже на многообещающий дебют. Если уж на то пошло, предыдущая работа Звягинцева - минисериал "Черная комната", составленный из вполне себе ученических этюдов на тему "фильм нуар", был вещью куда более цельной и, главное, более искренней.

Вопрос о том, чем именно фильм Звягинцева приглянулся загранице, впервые был задан, когда из-за него сцепились помимо Венеции еще Торонто, Монреаль и Локарно - пускай жестокость и отчаянность этой рукопашной и была несколько преувеличена в пиаровских целях. Ответ на него довольно скучен. При всей своей артхаусности и нарочитой "некоммерческости" "Возвращение" есть ярчайший пример того самого продюсерского кино, в котором иным сегодня видится единственное спасение русской киноиндустрии и отличительной чертой которого является обостренное чувство целевой аудитории и ежеминутное понимание того, для кого именно делается данная картина. Целевой аудиторией "Возвращения" безусловно были отборщики европейских фестивалей - люди с очень специфическим представлением о том, что есть национальный кинематограф: наряду с немалым количеством достойных картин они стабильно отбирают в конкурсы что-нибудь невыносимо общечеловеческое, вроде "Дома дураков" или того, что лудят дрессированные дочки Мохсена Махмальбафа.

Правильное кино в представлении отборщиков это кино  вызывающе не жанровое. Краткие периоды, когда на фестивальную сцену выходит какой-нибудь резвый хлопчик с дробовиком и весело укладывает ценителей искусств животами на красный ковер, случаются, увы, не часто и всегда протекают в стилистике ограбления сберкассы, а не нормального фестивального процесса.  В правильном кино должны быть большеглазые подростки, отцы и дети, долгая дорога, утренний туман, вдумчивая камера, изрядный метраж, преодоление которого помогает зрителю в очередной раз подняться в собственных глазах, легко считываемая метафорика в виде взятия героями водных преград   - все эти элементы аккуратно представлены в фильме Звягинцева,  и для полного комплекта ему не хватает только огромных черно-белых яблок, катящихся с воза. Умение нравиться фестивальным отборщикам - такой же чисто технический навык, как лоббирование законопроектов или вывод денег в оффшоры. Им в совершенстве владеют режиссеры из стран третьего мира. То, что теперь им овладела и Россия, с точки зрения практической пользы, наверное, хорошо, а не плохо. Но причиной тому скорее некоторая деградация мирового фестивального движения, нежели воспарение национального гуманистического кинематографа.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2021.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.