GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Триумф российской авиации
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 25.08.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/134407/
Триумф российской авиации

или печальные итоги МАКС 2003

Саддам Хусейн, уходя в политическое небытие, неожиданно для себя поспособствовал беспрецедентному успеху Международного авиакосмического салона в Жуковском. Как известно, американцы на почве Ирака настолько сильно поругались с французами, что полностью проигнорировали в этом году салон в Ле Бурже. С нами они, как теперь выясняется, поругались не так сильно и, чтобы вновь уязвить галлов, в большом количестве прибыли в Жуковский. Вполне очевидно, что ничем другим, кроме желания ещё раз унизить французов, участие американцев в «МАКСе» объяснить нельзя. Французы со своей стороны решили не оставлять янки наедине с русскими, поэтому отправили в Жуковский пилотажную группу. Итальянцы, видимо, просто решили быть «не хуже людей», поэтому тоже прилетели поразвлекать русских.

И русские развлеклись. Именно столь широкое участие иностранцев вызвало не имеющий аналогов в 10-летней истории салона наплыв публики, в итоге прибыль по данным руководителей «МАКСа» достигла 13 млн. долларов (до 2001 г. салоны неизменно были убыточными). Любимым занятием простых посетителей на нынешнем салоне было фотографирование на фоне американских самолетов в обнимку с представителями US Air Force. В-52, наверное, разобрали бы по винтикам, если бы не ОМОН с автоматами (больше ни один объект в Жуковском так не охраняли). Французы и итальянцы летали очень красиво, не хуже наших. «Кобру», конечно, не делали, но «Альфа Джеты» и МВ-339 на это не способны, а слётанность и мастерство у европейцев высочайшие.

На фоне серых американских самолетов наши, стоявшие напротив, смотрелись красиво, если забыть о том, что представленный F-15Е с авиабазы в Лейкенхите (Великобритания) – обычный строевой самолет, один из нескольких сотен таких же в составе ВВС США и, видимо, уже повоевавший, а его alter ego Су-32 с бортовым номером «46» показывают уже 6 лет, таких самолетов у нас до сих пор даже десятка нет. Поэтому бессмысленно сравнивать тактико-технические характеристики этих самолетов. Более того, тяжелый истребитель пятого поколения F-22 уже начал поступать на вооружение ВВС США, через несколько лет за ним пойдет легкий F-35. Своим ближайшим и наиболее денежным союзникам янки будут продавать эти самолеты, а всем остальным - по демпинговым ценам – снимаемые с вооружения, но еще вполне боеспособные F-15 и F-16. После этого наши Су-27 и МиГ-29 потеряют своё основное преимущество, которое они сейчас имеют на рынках недоразвитых стран – низкие цены. Поскольку уровень послепродажного обслуживания техники американскими и российскими фирмами просто несопоставим (у нас только недавно хотя бы задумались о данной проблеме), то о торговле боевыми самолетами, которые сейчас дают России почти половину доходов от оружейного экспорта, можно будет забыть. Возможно, единственным нашим клиентом останется Китай, который будет диктовать нам условия как коммерческие, так и политические, поскольку, во-первых, он станет сильнее нас в военном отношении, во-вторых, когда покупатель один, то он диктует условия продавцу, а не наоборот.

Истребителя пятого поколения у нас нет и не предвидится. Главная причина в том, что военное и политическое руководство страны понятия не имеет, какие задачи предстоит решать ВС РФ, а следовательно, какое оружие им нужно. Жаловаться на отсутствие денег как раз не стоит, их у нас более чем достаточно, даже без учета воровства. Интересно, что, хотя требования к истребителю пятого поколения внятно не сформулированы, но создатель его уже выбран. Как и следовало ожидать, им стал «Сухой», лоббистские возможности которого сейчас намного выше, чем у «Микояна».

Половина доходов от «МАКС-2003» пойдет на финансирование ЛИИ им. Громова. На салоне был подписан весьма оригинальный контракт между «МиГом» и европейским концерном EADS о создании на базе перехватчика МиГ-31 самолета для перевозки туристов, желающих испытать сверхзвуковые скорости, стратосферные высоты и невесомость при пикировании. Таким образом, ВПК, а за ним и ВВС могут понемногу переходить на самофинансирование. В конце концов, можно будет создать АО «Военно-воздушные силы Российской Федерации», которое само будет зарабатывать деньги и вкладывать их в своё развитие. Конечно, нигде в мире ничего подобного пока не делалось, но если власть не знает, чего она хочет, то надо как-то выходить из положения. Тем более, нет никаких оснований надеяться, что «вожди» и «полководцы» прозреют. По крайней мере, нынешние.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2021.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.