GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: 420 килограммов героина - предел?
Автор: Дмитрий Сухотерин
Дата: 31.07.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/134114/
420 килограммов героина - предел?

Насколько прозрачны границы РФ

Вчера в Орехово-Зуевском районе Московской области в ходе проверки оперативной информации был задержан грузовик КамАЗ, следовавший в Москву. Незадолго до задержания в милицию поступил звонок о том, что в грузовике заложена взрывчатка, однако вместо взрывного устройства был обнаружен тайник, в котором находилось 220 килограммов чистого героина. А сегодня в этом же КамАЗе, но в другом тайнике было найдено еще 200 килограммов. Стоимость такого количества героина на «черном рынке» - около 4 млн. долларов. По данным специалистов Госкомитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, в Москве потребляется около 2 килограммов героина в день - т.е. того, что везли в грузовике, Москве хватило бы на полгода. А значит, скорее всего, "дурь" везли транзитом - дальше на Запад. Содержимого только первого тайника хватило бы на 1 млн. 100 тыс. наркодоз, этого достаточно, чтобы в наркозависимость попали около 500 тысяч человек. Но, поскольку речь идёт о европейском транзите, то, видимо, российская милиция спасла жителей ЕС, а не России.

Сотрудники ФСБ задержали трех человек - водителя грузовика, уроженца Киргизии, и его двух спутников, уроженцев Таджикистана, находившихся в машине. Возбуждено уголовное дело, ищутся каналы проникновения наркотика в Россию. Хотя в данном случае канал поставки наркотика легко угадать, даже если бы не было очевидной подсказки в лице задержанных граждан Киргизии и Таджикистана. И так ясно, что героин в Россию приходит через границу с Казахстаном - транзитом из Афганистана и Средней Азии. И пока эти границы толком не охраняются (фактически, можно сказать, не существуют), говорить о пользе изъятия даже 420 килограмм зелья бессмысленно. Слишком очевидно, что этот КамАЗ далеко не единственный и что такие перевозки совершаются с регулярностью чартерных рейсов – рынок Москвы от недостатка ходового товара явно не страдает.

Вряд ли можно рассчитывать на такие «наводки» постоянно – кто-то с кем-то не поделился, и в результате кто-то на кого-то стукнул… В следующий раз торговцы будут сговорчивее и отстегнут кому и сколько положено. Но вот каким образом КамАЗ с четырьмя центнерами «белого» отмахал тысячи километров до Москвы незамеченным – это, собственно, и есть главный вопрос. Впрочем, ничего удивительного тут нет: российские войска охраняют (да и то разве что худо-бедно) лишь таджико-афганскую границу. А ведь есть еще Туркменистан, Узбекистан и транзитный Казахстан…

И говорить при этом о безвизовом режиме для граждан России в Европу в ближайшие четыре-пять лет совершенно бессмысленно – по крайней мере, пока к нам помимо всяких виз и пограничных проверок можно ввезти столько наркотиков. Европейцы обоснованно опасаются России - страны, в буквальном смысле не имеющей границ. А потому, не построив границы с бывшими союзными республиками на юго-востоке, можно навсегда забыть про какое-либо наше участие в проекте единой Европы. Те же пойманные 420 килограмм – капля в море по сравнению с ежегодным транзитом наркотиков, скажем, через Казахстан: около 200 тонн по официальным оценкам.

Впрочем, и без всякой Европы, проблемы с наркотиками - это и наши проблемы. КамАЗ проехал через всю Россию до Москвы – и ведь нигде ничего не заподозрили, ни в одном из регионов. И если бы только это: базу боевиков, готовивших теракты в столице, обнаружили в 30 км от Москвы. В дачном домике хранилось шесть поясов смертников, каждый весом около килограмма – это шесть потенциальных террористических актов. А если бы в КамАЗе действительно перевозили взрывчатку?

Попав на территорию Российской Федерации, автотранспортное средство может передвигаться свободно от края и до края: единственная сколько-нибудь реальная "внутренняя граница" в России - это МКАД. Внутренние границы - тоже метод борьбы. И выглядит вполне эффективным, только вот следствием такого шага может стать новая волна "внутренних суверенитетов" - не говоря уже об экономических потерях. Наркотики, хоть и с большим трудом, но будут доезжать до места назначения, а вот транзит продуктов питания или мебели, например, будет сильно затруднен.

Более адекватным методом борьбы с транзитом наркотиков, боеприпасов и т.п. может стать разветвленная агентурная сеть прознатчиков и доносчиков, а проще говоря, стукачей. Слово «стукач» отнюдь не ласкает слух простого российского обывателя, хотя ничего зазорного в том, чтобы сообщить о совершаемом или готовящемся преступлении, казалось бы, нет. Необходимо будет сломать психологию наших сограждан – но в таком случае мы рискуем перенять не самый лучший мировой опыт, отягченный советским наследием – каждый будет следить за каждым и доносить куда следует даже когда не следует.

Но главный, наиболее надёжный рецепт - необходимо крепить внешние, в первую очередь южные границы, внимательнее следить за миграционными процессами – а значит, отказаться от мифа "единого постсоветского пространства" во имя безопасности собственно России и российского суверенитета. Это – болезненная политическая проблема, выходящая далеко за рамки борьбы с наркотрафиком и контрабандой. Однако откладывать её решение далее попросту преступно.

P.S. На границе России с Польшей в ближайшее время установят специальные рентгеновские камеры для грузовиков – чтобы просвечивать их целиком с целью выявления контрабанды… сигарет. Всего лишь сигарет. На российской границе на такие мелочи не размениваются: интересующий нас минимум – это центнера полтора страшного зелья.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.