GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Какую нацию выбирает правительство?
Автор: Павел Клубков
Дата: 30.07.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/134097/
Какую нацию выбирает правительство?

Приключения иномарок в России

Минэкономразвития опять решило порадовать всех любителей иномарок, предложив повысить пошлины на ввоз уже новых автомобилей. Новые пошлины, в размере 35% от стоимости машины, планируется ввести на срок от двух до пяти-семи лет, после чего они будут снижены до 5-10%. Напомним, нынешняя, тоже нехилая, пошлина - 25%. Ее увеличение сделает окончательно невыгодной самостоятельную покупку автомобиля за границей, а значит, поможет привлечь в Россию иностранца, который начнет застраивать Родину своим автопромом. Так, по крайней мере, рассуждают в правительстве. Однако сразу возникают по крайней мере два вопроса. Срок от двух до пяти-семи лет - это нечто непонятное и крайне расплывчатое. За два года нельзя согласовать даже бумаг, не говоря уж о том, чтоб завод построить и получить от него отдачу. Два года - это фикция в утешение гражданам. Мол, мы сейчас вдарим кнутом, а вы уж потерпите всего 24 месяца, и выйдет пряник - 5-10%. Пять-семь лет хоть как-то похоже на стратегическую инициативу. Беда в том, что она плохо вяжется со всей предыдущей стратегией. Зачем было столько лет защищать отечественного производителя, чтобы сейчас погубить его в одночасье?

Рассмотрим историю вопроса в попытке постигнуть логику правительства. Первый "клебановский" проект изменения пошлин был отклонен Касьяновым в январе 2002 года и отправлен на доработку, ибо он просто предлагал повысить ставку на 100%, и вся любовь. После внесения соответствующих исправлений приняли постановление, увеличившее пошлины на иномарки старше семи лет, которые составляют значительную часть российского автопарка (примерно три машины старше семи лет на одну в возрасте от трех до семи заграничного происхождения). С 4 октября 2002 года пошлины на эти машины выросли примерно в три раза. Это было несомненно лоббистское решение в поддержку наших автомобилей. Но при этом - разумное со всех сторон: не стоит превращать территорию РФ в склад пришедшего в негодность иностранного металлолома, хоть он и вдохновляет инженеров и конструкторов наших автогигантов. Правда, у многих владельцев стареньких иномарок мог тогда возникнуть немой вопрос - а почему государство никак не регламентирует эксплуатацию отечественных автомобилей, выпущенных задолго до начала перестройки? И что же производит наш автопром, если его надо защищать от машин, сделанных более семи лет назад? После введения этих пошлин русские машины не сделались более популярными, но ввозить автомобили старше семи лет стало совершенно не выгодно, и большинство перегонщиков от них отвернулось, обратив свои взоры на машины помоложе.

30 августа 2002 было внесено изменение в постановление от 10 июля 1999 года, из которого следовало увеличение таможенной ставки на машины возрастом от трех до семи лет. Оно также должно было вступить в силу через месяц со дня опубликования, но за месяц кое-что случилось - возникли слухи о готовящемся запрете правого руля на территории РФ. Да и цены не стали ждать, когда постановление вступит в силу, и поползли вверх. Сильно увеличилось количество ввозимых машин - возраста, который планировалось подвергнуть репрессии. Многие владельцы подержанных автомобилей поспешили с ними расстаться, ибо спрос вырос, а вместе с ним и цена. В некоторых городах прошли локальные акции протеста, но из-за того, что они не носили массового характера, желаемого результата достигнуто не было. Этакий автоконформизм. Большинство акций проходило на Дальнем Востоке, где основную часть автопарка составляют подержанные автомобили японского производства с правосторонним рулевым управлением. Ими пользуются практически все, включая экстренные службы. Вообще за Уралом японские праворульные автомобили правят безраздельно. И, если начать поставлять туда продукцию ВАЗа или ГАЗа, она не сможет конкурировать с отходами японской автопромышленности. На момент, когда постановление вступило в силу, рынок был забит этими машинами под завязку. Цены, как и следовало ожидать, ответили на рост пошлин уверенным подъемом. Отечественные машины от всего этого не сильно выиграли. По крайней мере, бума десяток не случилось - какую цель в таком случае преследовало государство, осталось непонятно.

Прошел месяц с 21 июня 2003 года, когда Касьянов подписал постановление о выравнивании таможенных пошлин между физическими и юридическими лицами на ввозимые подержанные иномарки, и оно вступило в силу. Это очередной шаг, предусмотренный концепцией развития автомобильной промышленности России. До сих пор физическое лицо имело некоторые преимущества при ввозе машин из-за рубежа. И многие делали на этом бизнес, перепродавая машины в салоны. Есть даже соображения, что это подстегнет официальных представителей крупных автоконцернов увеличить поставки иномарок, что может привести к некоторому снижению цен. Но это все в будущем. А пока нас подводят к мысли, что если не можешь позволить себе неношенную иномарку, то покупай новую отечественную машину. Хотя вряд ли кто-то после езды пусть не на самой свежей иномарке захочет пересесть в отечественную машину. Но после того как в Россию пустили иностранные компании, на рынке появились иномарки, которые по цене недалеко ушли от цен на продукцию «Автоваза». Хоть и объем выпускаемых ими машин пока невелик, но у них есть все шансы для конкурентной борьбы. Так, например, французский «Рено» заявляет о готовности выпустить новую модель ценой около 10 тысяч долларов. «Форд Фокус», собранный в России, продается по цене около 13 тысяч долларов. Для иностранных компаний это постановление принесло много хорошего. Да и для рынка в целом. Он стал более цивилизованным. Не совсем, правда, понятно, что с ним будет дальше. Надолго ли хватит патриотов, которые будут делать выбор между иномаркой, пусть и не представительского класса, за 10-12 тысяч и новой "Волгой" 3111 в пользу отечественной машины.

В последние годы акценты в использовании автомобиля сильно сместились в сторону ежедневных поездок. Поэтому надежность и комфорт стали важнейшими показателями. Покупатель теперь готов платить больше, ему нужно средство передвижения на каждый день, а не для выездов раз в неделю на дачу. Нет все-таки оснований рассматривать правительство как врага рода людского. Естественно предположить, что оно исходит из новых потребностей граждан-клиентов, толкая их к тому, чтобы избавиться от сильно подержанных автомобилей и омолодить таким образом автопарк. Единственное, чего пока, видимо, не решило правительство, это какой нации станет обновленный парк - нашей или не очень, и судорожно, хаотично делает движения в разные стороны, которые сводят на нет друг друга.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.