GlobalRus.ru
Раздел: Они
Имя документа: Мы все американцы
Автор: Эндрю Марр
Дата: 25.06.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/we_they/they/133694/
Мы все американцы

"Американцы есть британцы" - перестало работать. На узком краешке далекого континента, цепляющиеся за свою веру, песни, обычаи и воспоминания, они были космонавтами семнадцатого века, отделенными от Планеты Европы с ее разложением и тиранией. Сегодня скорее британцы кажутся заблудившимися американцами - островитяне, которые говорят на американском, едят американскую пищу и смотрят американские фильмы. Антрополог с Марса мог бы сделать вывод, что мы - племя мигрантов из Пенсильвании, заселившее, по неясным причинам, некую территорию около Франции.

Но то, что верно про британцев, верно про большинство культур мира. Мир становится двукультурным. От Пакистана до Парижа у всех есть местная культура - язык, история, пища, религия, здания. Но почти у всех также есть немного американской культуры, вторичная культура, подталкивающая первую. Благодаря подавляющей американской мощи некие четыре процента мирового населения - американцы - господствуют над остальными девяноста шестью процентами. По сравнению с этим Рим был всего лишь надменной деревней.

Так что же думает остальной мир об Америке? Би-би-си провело опросы в разных странах. Хорошей новостью для американцев является то, что в этих странах их считают дружелюбными, способными объединиться и свободными. Плохая новость - то, что их воспринимают как высокомерных и что их не любят за целый ряд вещей, от палестино-израильского конфликта до мировой нищеты и глобального потепления. В целом, 30% были согласны с тем, что "Америка пожинает колючки, посеянные в мире ее правителями" (в том числе так считают 56% французов, 48% южнокорейцев и 46% индонезийцев). Цитата, между прочим, принадлежит Саддаму Хусейну. Про имидж президента Дж. Буша лучше и не говорить.

Также понятно, что многие люди имеют самое туманное представление о том, что такое Америка, точно так же, как многие американцы знают очень мало про остальной мир. Для кишащих миллионов Америка - это только ее брэнды: ее бургеры, шипучие напитки и несколько банальных, устаревших телесериалов. Более глубокие Соединенные Штаты - Джефферсона, Твена, конституции, Войны Севера и Юга, Нового Курса и десегрегации… - это все им ни о чем не говорит.

Класс, очевидно, играет роль: есть глобальный правящий класс, и он склонен говорить на американском английском, ходить в "чинос" (брюки, популярные у американского upper-middle класса) в уик-энд и знать толк в американской культуре. Американские юридические идеи распространились посредством международного бизнеса. Умение говорить по-английски от Индии до Канады делает страны намного более подверженными американскому влиянию, но также помогает им относиться к нему более разумно. Болливуд (индийская киноиндустрия) и британские бульварные газеты отличаются от Голливуда и американских газет - дерзко и намеренно.

В моей стране американизация теперь переступает пределы класса. В Вестминстере глотают новейшие книги о Клинтоне и Буше, смотрят "Западное Крыло" (телесериал про американского президента) и размышляют о будущем Ари Флейшера. В шикарных школах западного Лондона раздаются голоса американцев, которые возвращаются в Соединенные Штаты только на обязательные пару недель на Кейп-Коде или Мартас Винярде (курорты в Масачусетс). Я знаю писателей, которые перелетают Атлантический океан, как безумные буревестники, которые остроумно называют себя "ньюлонами" (нью-йоркцы-лондонцы) или, более поэтично, атлантийцами. Британский рабочий класс и lower-middle класс покупают Биг-Маки и мечтают о каникулах в Дисней-Лэнде. Среди бедных британских черных процветают евангелические церкви американского толка, в то время как их дети подражают уличной культуре Чикаго или Лос-Анджелеса.

Британский опыт имеет значение для всего мира из-за интенсивности влияния Америки на нашу культуру и того, как мы реагируем на него. Мы внутренне раздвоены - частично мы те же американцы, но в то же время решительно настроены отгораживаться от этого влияния. На первый взгляд, наши «барьеры» кажутся случайными: «Радио 4» - наверное, самое не-американское ежедневное вещание в Европе; бейсбол никогда не затмит крикет, несмотря на то, что мы теперь плохо играем в него; в Британии нет более несущественного вопроса, чем смертная казнь. Важно не где барьеры, а что есть потребность, чтобы они были хоть где-нибудь.

Американцам, следовательно, надо больше задумываться о том, как они хотят, чтобы остальной мир думал о них. Религия - скорее барьер, чем мост; в некогда католической Франции или мусульманской Индонезии протестантская уверенность президента Буша раздражает. Брэнды - прекрасно, но они неглубоки и как-то бездушны. И подавляющего американского военного могущества самого по себе недостаточно для настоящей безопасности.

Эти вопросы станут еще острее. Учитывая, что на США приходится половина научно-исследовательских расходов всего мира, и то, что молодежи по ту сторону океана больше, чем по эту, похоже, Америка будет господствовать в ближайшие десятилетия еще больше. Всем надо примириться с этим фактом - для 96 % это значит стать культурно двуязычным и для американцев - осознать, как пришлось британцам, что сверхдержава не может быть островом. Они не могут влиять на другие страны без того, чтобы эти другие страны влияли на них - пожалуй, даже в большей степени, чем они это осознают.

Автор, Эндрю Марр - политический редактор Би-би-си.

© Newsweek

Newsweek, June 23, 2003, Atlantic Edition. Andrew Marr. We Are All Americans

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2022.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.