GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Yellow submarine
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 13.05.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/133166/
Yellow submarine

Китай проявил чудеса открытости, но ему никто не верит

История с катастрофой китайской подлодки, которая, по официальной версии, случилась 2 мая, «утонула» в майских праздниках и в атипичной пневмонии. Между тем, история весьма любопытная и не без странностей

Лодка типа «Минг» с бортовым номером 361, вроде бы ставшая жертвой катастрофы, является ярким олицетворением того, как в Китае создают военную технику. «361-я» - ровесник «Курска», она введена в строй в 1995 г. При этом проект, по которому она построена, фактически создан 60 лет назад. Дело было в Германии, где в конце войны сделали лодку XXI проекта – чудо техники по тем временам. Внести серьезный вклад во Вторую мировую она уже не могла, поздно было. СССР «содрал» лодку, сделав на ее базе свою ПЛ проекта 613, более известную под западной кличкой «Виски». Эти лодки были построены огромной серией в первую очередь для ВМФ СССР. Затем была создана модификация, преимущественно для экспорта – проект 633 (по западному – «Ромео»). Китайцы, с которыми мы тогда сильно дружили, скопировали ее под названием «проект 033». А вот из этого «033-го» сделали ПЛ типа «Минг», которые отличаются от базовой модели энергоустановкой, а последние экземпляры – ещё и наличием французской ГАС. К последним как раз относилась «361-я», новейшая лодка древнейшего проекта.

Сама по себе версия аварии, обнародованная официальным Пекином, достаточно правдоподобна. Командир совершил грубейшую ошибку, не переключившись при погружении на электромоторы, лодка ушла под воду с работающими дизелями, которые, как положено, за 2 минуты высосали весь воздух, убив таким образом экипаж. Не очень удивляет и то, что мертвую лодку сумели поднять, глубина в месте катастрофы очень невелика; ПЛ, видимо, зарылась в грунт, откуда ее потом вытащили без особых проблем.

Удивляет количество жертв – 70 человек. Экипаж «Минга» немного превышает 50 матросов и офицеров. Остальные что там делали? Вспоминается старый советский анекдот про катастрофу новейшего китайского истребителя, при которой погибли 3 пилота и 15 кочегаров. Впрочем, у Китая есть лодки с экипажем как раз 70 человек. Это атомные ПЛ типа «Хань». Мог ли Китай признать гибель ПЛА? Нет, разумеется. Это слишком серьезно.

Впрочем, тут вторая загадка – зачем Китай вообще признался в гибели ПЛ, даже если она и вправду была дизельной? Кто им мешал промолчать, как они это делали раньше? Это ведь далеко не первая погибшая китайская ПЛ, однако о всех предыдущих катастрофах было известно только из западных источников. Видимо, китайцы таким образом пытались продемонстрировать свою «открытость» внешнему миру. Главной причиной этого стала ситуация с пневмонией. Она нанесла колоссальный удар по международному престижу страны, что, безусловно, обернется конкретным экономическим и политическим ущербом. Китайцы показали себя настоящими коммунистами, до последнего пытаясь скрыть данные об эпидемии. Заговорили о ней только тогда, когда скрывать правду стало уже невозможно. То есть всё, как было в Чернобыле. И до сих пор вряд ли кто сомневается, что масштабы эпидемии в Китае в несколько раз выше, чем сообщается официально. Кроме того, отнюдь не снято подозрение в том, что вирус имеет искусственное происхождение, есть у него некоторые признаки боевого средства, в частности, то, что он в основном поражает лиц от 20 до 50 лет, т.е. самого активного и боеспособного возраста. И в этом случае нет особых сомнений, что разработали его сами китайцы, они же и потеряли над ним контроль.

Вот Китай и решил показать на примере катастрофы ПЛ, что ничего ни от кого он не скрывает. И породил только новые вопросы и подозрения в том, не атомная ли лодка утонула. А если атомная, то в чём реальная причина катастрофы, ведь тогда история с невыключенным дизелем не проходит. Правда, данных о радиоактивном заражении вод Желтого моря пока не появлялось. Остается надеяться, что хотя бы здесь наш «самый большой друг» не соврал.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.