Американцы наступают на Россию. Торги по Ираку можно считать открытыми
После завершения иракской кампании заметно изменился тон американских высказываний о России. В США вдруг заговорили о злостном российском предательстве только что возникшей дружбы, о сильном разочаровании позицией России по Ираку. Недавно ушедший в отставку высокопоставленный чиновник Пентагона Ричард Перл, непосредственно ответственный за план иракской операции, сегодня дал пространное интервью "Коммерсанту", в котором прямо заявил, что позиция России стала для него самым большим разочарованием. Многие американские газеты, от вполне респектабельных до самых желтых (в частности, "Нью-Йорк Пост"), также публикуют сегодня статьи на эту тему.
Реальной причиной появления всех этих статей является, однако, далеко не вдруг проснувшееся американское разочарование Россией. Начались торги о будущем Ирака, и американцы, осознав, насколько велики на самом деле интересы России в этой стране, спешат дать понять, что не собираются их соблюдать. Нормальная стартовая позиция в торговле, начинающаяся с вопроса «а ты кто такой?». Естественным ответом русских, по идее, должен стать тот же вопрос, адресованный уже американцам. Это означает, что Россия не должна признавать новый проамериканский режим в Ираке, всячески блокировать восстановление иракского нефтяного экспорта по линии ООН (продолжая режим санкций) и – при помощи своих старых арабских контактов – по линии ОПЕК. И делать это России необходимо до тех пор, пока американцы не признают российских интересов в Ираке в допустимом размере. В первую очередь речь идёт об иракском долге России (около 10 млрд. долл.) и контрактах, заключенных с российскими нефтяными компаниями, имеющими права на нефтяные месторождения, запасы нефти в которых оцениваются ещё в 40 млрд.
Понятно, что реальный итоговый компромисс вряд ли будет полным выполнением этих условий – скорее всего, и тем, и другим придётся чем-то жертвовать. Вопрос в том, чем и в каком объёме. Но прозвучавшие с американской стороны обвинения свидетельствуют о том, что американцы настроились на серьёзную торговлю. России есть, что ответить. Россия не накладывала вето на американскую резолюцию по Ираку и не задействовала ничего из своего богатого арсенала противодействия американцам непосредственно в предвоенный и военный периоды, ограничившись лишь общими заявлениями об «ошибочности» действий американцев. Россия де-факто смирилась с развязанной Штатами международно нелегитимной войной, понимая мотивы Америки. Более того: президент Путин ясно заявлял о том, что Россия, несмотря на несогласие с войной, не заинтересована в поражении США в Ираке. В этом смысле обвинения в адрес России абсолютно беспочвенны. Что же касается попыток раздуть скандал из давнего, имеющего многолетнюю историю сотрудничества российских и иракских спецслужб, то не менее значителен сегодня и другой скандал – по поводу сотрудничества того же Хусейна со спецслужбами американскими. Здесь обе страны находятся в абсолютно равных позициях.
Война кончилась; и нельзя сказать, чтобы она кончилась столь безоговорочной победой американцев. И выступления шиитских фундаменталистов в Ираке, и обостряющаяся курдская проблема свидетельствуют о слабости американского контроля над Ираком. Однако в ситуации, когда американцам необходимо восстанавливать международный авторитет, подорванный действиями в обход ООН, и в этом деле не обойтись без поддержки России, они пытаются торговаться, выдумывая разные обвинения. Такая политика естественна, но малопродуктивна, и вопрос только в том, как скоро в США поймут это.
|